§ 16—17. Китай и Япония в Средние века, страница 148

Почему Япония в определённый период времени стремилась быть похожей именно на Китай?

1 Хозяйство и общество средневекового Китая

• 1. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали китайские земледельцы? Чем были знамениты китайские ремесленники?

Ответ: Китайские земледельцы выращивали рис, чай, сахарный тростник, апельсины и мандарины. Ремесленники были знамениты изготовлением фарфора, шёлковых тканей, лаковых шкатулок и ювелирных украшений.

2. Каким образом формировался государственный аппарат в Китае?

 Ответ: Государственный аппарат формировался через экзамены на чиновничьи должности. Любой образованный человек мог сдать экзамен и занять пост, чем выше должность — тем сложнее был экзамен.

2 Китайское государство и его соседи

• 1. Перечислите известные вам императорские династии Китая.

Ответ: Династии Тан, Сун, Юань (монгольская) и Мин.

2. Чем было вызвано восстание «красных повязок»? Каковы были его результаты?

Ответ: Восстание было вызвано ненавистью китайцев к монгольским захватчикам, которые их угнетали. Результатом стало изгнание монголов и приход к власти новой китайской династии Мин в 1368 году.

3. Покажите на карте 13 (см. Приложение), как менялись границы Китая в разные исторические периоды. В какой период империя занимала самую значительную территорию? С кем китайцы вели морскую и сухопутную торговлю?

 Ответ: Самую значительную территорию Китай занимал при монгольской династии Юань. Китайцы вели сухопутную торговлю по Великому шёлковому пути, а морскую — со странами Индийского океана, достигнув даже Восточной Африки при Чжэн Хэ.

3 Средневековая Япония

• 1. Каковы особенности расположения Японии? Наличие каких качеств требовала природа от жителей страны?

Ответ: Япония расположена на островах, часто страдающих от землетрясений, тайфунов и наводнений. Природа требовала от жителей мужества, терпения и умения восстанавливаться после катастроф.

2. С какими врагами пришлось столкнуться японцам в XIII в.? Каковы были результаты этого столкновения?

 Ответ: В XIII веке японцам пришлось столкнуться с монголами, которые пытались завоевать острова. Результат — японцы отбились, а второй поход монголов был уничтожен тайфуном «камикадзе». Япония сохранила независимость.

4 Культура средневекового Китая и Японии

Хижина мудреца осенней порой. Художник Ни Цзань (Китай). XIV в.
▲ Как вы думаете, почему на пейзаже изображение соседствует с иероглифами?

 Ответ: Потому что в китайской культуре каллиграфия (искусство написания иероглифов) и живопись тесно связаны и считаются equally важными видами искусства.

Большая пагода диких гусей в Чанъане (Китай).
Храм Хорюдзи (Япония).
▲ Сравните китайский и японский храмы. Что общего в их архитектуре и чем они отличаются друг от друга?

 Ответ: Общее — и те, и другие имеют многоярусную структуру, напоминающую пагоду. Отличие — японские храмы чаще гармонично вписаны в природный ландшафт и могут выглядеть более сдержанно, чем пышные китайские.

• 1. Какие достижения китайской культуры внесли вклад в развитие мировой цивилизации?

Ответ: Китай подарил миру компас, порох, бумагу, шёлк, фарфор, чай, а также уникальную медицину и философские учения.

2. В каких областях культуры Китай и Япония достигли наибольших успехов?

Ответ: Китай — в науке, изобретениях, поэзии, живописи и архитектуре. Япония — в оригинальной поэзии (хокку), садовом искусстве, чайной церемонии и самобытной архитектуре, вписанной в природу.

3. Как синтоизм повлиял на культуру и образ жизни японцев?

 Ответ: Синтоизм, с его почитанием природы и предков, научил японцев ценить прекрасное в окружающем мире, гармонично вписывать жилища и храмы в природу и соблюдать чистоту.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какова была основная деятельность большинства китайцев?
2. Предположите, каким образом природные условия и географическое положение Китая и Японии обусловили хозяйственную жизнь населения этих стран?
3. Что делало сильной власть императоров в Китае? Почему японскому императору не удалось стать таким же влиятельным, как правителю Китая?
4. Как образование влияло на государственную карьеру в Китае? Различались ли способы занятия должностей в Китае и в других странах?
5. Какие религиозные верования и учения были распространены в Китае и Японии? Как они сочетались друг с другом в этих странах?
6. Какие достижения культуры Япония заимствовала в других странах? Остались ли они неизменными?
7. Почему Китай был завоёван монголами, а Япония нет?
8. Китай иногда называют конфуцианской цивилизацией. Как вы думаете, почему? Можно ли конфуцианской цивилизацией считать Японию?
9. С помощью схемы расскажите об устройстве государственного управления в Китае. Есть ли общее в организации управления Китайской империей и Византийской?

1. Ответ: Основной деятельностью большинства китайцев, изображённых на иллюстрации, было земледелие. Они обрабатывали землю и выращивали сельскохозяйственные культуры.

2. Ответ:

  • Китай: Обширные плодородные земли речных долин способствовали развитию земледелия, что позволяло прокормить большое население и создать сильное централизованное государство.

  • Япония: Островное положение, горный рельеф, частые тайфуны и землетрясения требовали от жителей стойкости, умения использовать ограниченные ресурсы и гармонично сосуществовать с природой.

3. Ответ:

  • В Китае власть императора была сильной благодаря единой системе управления через чиновников, которых назначали по результатам экзаменов. Это ослабляло наследственную знать и делало бюрократию зависимой от трона.

  • В Японии император не смог стать таким же влиятельным, потому что реальная власть находилась в руках знатных родов, которые имели собственные земли и армии (самураев), а позже — у сёгунов.

4. Ответ: В Китае образование и успешная сдача государственных экзаменов были практически единственным способом занять высокую должность и сделать карьеру. Это отличалось от других стран, например, в Европе, где должности часто передавались по наследству или покупались.

5. Ответ:

  • В Китае были распространены конфуцианство, даосизм и буддизм. Они не конфликтовали, а дополняли друг друга: конфуцианство регулировало общественную жизнь, даосизм — отношения с природой, а буддизм предлагал путь духовного спасения.

  • В Японии сочетались синтоизм (вера в духов природы и предков) и буддизм. Синтоизм был связан с повседневной жизнью, а буддизм — с загробной.

6. Ответ: Япония заимствовала у Китая иероглифическую письменность, буддизм, архитектурные стили (например, пагоды), принципы государственного управления. Однако эти заимствования не остались неизменными: японцы адаптировали их под свой вкус, создали собственную слоговую азбуку (кана), развили уникальные формы буддизма (например, дзен) и самобытную культуру.

7. Ответ: Китай был завоёван монголами, потому что в то время он был раздроблен и ослаблен междоусобными войнами. Японию же монголам захватить не удалось из-за её островного положения, а также потому, что оба их вторжения были остановлены японским сопротивлением и тайфунами («божественным ветром» — камикадзе).

8. Ответ: Китай называют конфуцианской цивилизацией, потому что учение Конфуция о почтительности к старшим, выполнении долга и соблюдении порядка легло в основу всей государственной и общественной жизни на многие века. Японию нельзя считать в полной мере конфуцианской цивилизацией, так как, хотя она и заимствовала конфуцианские идеи, её общество и государство всегда сохраняли собственную, самобытную основу, основанную на традициях синтоизма и самурайском кодексе чести.

9. Ответ:

  • Управление в Китае: Во главе стоял всемогущий император (Сын Неба). Ему подчинялся разветвлённый аппарат чиновников, которые набирались через экзамены. Страна делилась на провинции и уезды, во главе которых стояли назначенные императором чиновники.

  • Сравнение с Византией: Общее с Византийской империей — это сильная централизованная власть императора и наличие многочисленного бюрократического аппарата для управления огромной территорией. Отличие в том, что в Китае чиновников готовили и отбирали через специальную экзаменационную систему, а в Византии большое влияние имели аристократия и армия.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите китайские императорские династии по порядку их правления: 1) династия Мин; 2) монгольская династия Юань; 3) династия Тан; 4) династия Сун.

 Ответ: Правильный порядок: 3) династия Тан (с 618 г.); 4) династия Сун; 2) монгольская династия Юань; 1) династия Мин (с 1368 г.).

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из книги «Напутствие вступающему на Путь Воина» (бусидо́) и ответьте на вопросы.
Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью… что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириады зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье.

• 1. Что считалось главным долгом самурая? Какие обязанности самурая описаны в документе?

Ответ: Главным долгом самурая считалась верность своему господину и готовность умереть за него. В документе описаны обязанности быть верным, почтительным к родителям и всегда помнить о смерти.

2. Найдите в тексте слова, доказывающие, что, будучи воинами, самураи ценили красоту жизни во всех её проявлениях.

 Ответ: Это доказывают слова о том, что, помня о смерти, самурай сможет «избегнуть... бед и насладиться долгой жизнью», а также сравнение жизни с «каплей вечерней росы», что говорит о понимании её хрупкой красоты.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните значение понятий: сёгун, самурай, император. Управление какой страной позволяют описать эти термины?

Ответ:

  • Сёгун — военный правитель Японии, обладавший реальной властью.

  • Самурай — профессиональный воин, служивший сёгуну или князю.

  • Император — верховный правитель, считавшийся потомком богов, но часто обладавший лишь церемониальной властью.
    Эти термины описывают управление Японией.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Япония в определённый период времени стремилась быть похожей именно на Китай?

Ответ: Япония стремилась походить на Китай, потому что он был самой развитой и могущественной цивилизацией в регионе.

  1. Политический образец: Японские правители хотели создать такое же сильное централизованное государство, как в Китае, с чиновниками и едиными законами.

  2. Культурное влияние: Япония заимствовала у Китая иероглифическую письменность, буддизм, архитектурные стили, философию конфуцианства и многие достижения науки и искусства.

  3. Образец учёности: Китайская система образования и государственные экзамены представлялись японской элите идеалом управления, основанным на знаниях, а не только на происхождении.