ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы и расскажите, какую роль и почему играет у мусульман мечеть аль-Харам.
2. Прочитайте эпиграф к главе. Какие регионы и народы составили исламскую цивилизацию? Как, по мнению историка Л. Васильева, ислам повлиял на судьбу этих народов?
3. Какие положения исламского вероучения позволили новой религии распространиться на столь большие территории? В чём сходство раннего ислама и раннего христианства?
4. Каким было отношение деятелей мусульманской культуры к античному наследию?
5. Сравните причины, по которым произошёл распад Арабского халифата и империи Карла Великого.
6. Какие занятия жителей составляли основу хозяйственной жизни стран мусульманской цивилизации? Различалось ли хозяйство мусульманских стран, Европы и Византии?
7. Почему с распадом Арабского халифата не исчезла мусульманская цивилизация?
8. Докажите, что культура арабов и культура завоёванных ими народов обогащали друг друга. Что сделало возможным такое взаимообогащение?
9. Каково было отношение Мухаммеда и мусульман к христианству и иудаизму? Что Мухаммед имел в виду, называя последователей этих религий «людьми Писания»?

1. Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию в начале главы и расскажите, какую роль и почему играет у мусульман мечеть аль-Харам.
Ответ: Мечеть аль-Харам — это главная святыня мусульман, потому что в её центре находится Кааба. Мусульмане всего мира молятся, обращаясь в её сторону, и совершают к ней паломничество (хадж).

2. Вопрос: Прочитайте эпиграф к главе. Какие регионы и народы составили исламскую цивилизацию? Как, по мнению историка Л. Васильева, ислам повлиял на судьбу этих народов?
Ответ: Исламскую цивилизацию составили народы Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Индии, Кавказа, Африки и другие. По мнению историка, ислам определил их культурные традиции, образ жизни и верования.

3. Вопрос: Какие положения исламского вероучения позволили новой религии распространиться на столь большие территории? В чём сходство раннего ислама и раннего христианства?
Ответ: Ислам распространился благодаря простым и ясным идеям о едином Боге, социальной справедливости и обещанию рая павшим в бою. Сходство с ранним христианством в том, что обе религии проповедовали равенство перед Богом и привлекали бедных и угнетённых.

4. Вопрос: Каким было отношение деятелей мусульманской культуры к античному наследию?
Ответ: Мусульманские учёные бережно сохраняли и изучали труды античных авторов, переводили их и использовали эти знания для развития своей науки.

5. Вопрос: Сравните причины, по которым произошёл распад Арабского халифата и империи Карла Великого.
Ответ: Обе империи распались из-за своих огромных размеров и внутренних междоусобиц. Но в халифате ещё большую роль сыграла независимость наместников (эмиров), а империю Карла Великого разделили его внуки.

6. Вопрос: Какие занятия жителей составляли основу хозяйственной жизни стран мусульманской цивилизации? Различалось ли хозяйство мусульманских стран, Европы и Византии?
Ответ: Основой хозяйства были торговля, ремёсла и земледелие в оазисах. В Европе преобладало натуральное хозяйство в деревнях, а Византия, как и мусульманские страны, была страной городов и торговли.

7. Вопрос: Почему с распадом Арабского халифата не исчезла мусульманская цивилизация?
Ответ: Мусульманская цивилизация не исчезла, потому что её объединяла общая религия — ислам, арабский язык и культура, которые сохранились в разных независимых государствах.

8. Вопрос: Докажите, что культура арабов и культура завоёванных ими народов обогащали друг друга. Что сделало возможным такое взаимообогащение?
Ответ: Арабы переняли у персов управление государством, а у греков — научные знания. Взаимообогащение стало возможным благодаря терпимому отношению ислама к другим культурам и использованию арабского языка как общего для всех учёных.

9. Вопрос: Каково было отношение Мухаммеда и мусульман к христианству и иудаизму? Что Мухаммед имел в виду, называя последователей этих религий «людьми Писания»?
Ответ: Мухаммед и мусульмане относились к христианам и иудеям терпимо, потому что те, как и мусульмане, верят в единого Бога и имеют свои священные книги (Писание — Библию, Тору). Поэтому их называли «людьми Писания».

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие черты мусульманской цивилизации роднят её с европейской, а какие отличают от неё?

Ответ: Мусульманскую цивилизацию роднит с европейской то, что обе они унаследовали многое от античной культуры, например, научные знания и философию. Также в обеих цивилизациях была сильная власть религии, которая влияла на законы, искусство и жизнь людей.

Отличает же их религия: в Европе было христианство, а в мусульманском мире — ислам. Это проявлялось в разных правилах, праздниках и устройстве храмов (церкви и мечети). Кроме того, в Европе главным языком учёных была латынь, а в мусульманском мире — арабский, что позволяло разным народам понимать друг друга.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

С помощью ресурсов Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с электронной презентацией (не менее 7 слайдов) на одну из тем:
1 Вооружение и военное искусство средневековых арабов.
2 Открытия арабских учёных, которыми мы пользуемся сегодня.
3 Мусульманская мечеть: её архитектурные элементы и их связь с богослужением.
4 «Праведные халифы»: кто они?
Выступите с подготовленной презентацией перед классом.