ГЛАВА I. Европа в раннее Средневековье, страница 7
В развитии народов, проживавших в раннее Средневековье на территории бывшей Римской империи, было больше общего или различного?
§ 1. От Древности к Средневековью: Рим, варвары и христианская Церковь, страница 8
Каковы были последствия Великого переселения народов для Рима и варваров?
1 Мир варваров на рубеже Древности и Средневековья
Поселение германцев. Реконструкция
▲ Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, как было устроено поселение германцев. Каковы занятия его жителей?
Ответ: Поселение германцев состояло из небольших домов, затерянных в лесах. Его жители занимались охотой, скотоводством, ремеслом, торговлей и земледелием, основанным на двуполье.
Застёжка для плаща воина германского племени готов эпохи Великого переселения народов
▲ Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, в виде какой птицы выполнена данная застёжка. Как вы думаете, почему именно эта птица была выбрана мастером?
Ответ: Застёжка выполнена в виде орла. Эта птица была выбрана как символ силы, мощи и воинской доблести, что отражало статус воина.
• Какие изменения произошли у германцев в эпоху, предшествовавшую Великому переселению народов?
Ответ: У германцев исчезло первобытное равенство, выделилась знать, власть вождей стала наследственной, усилилась роль дружинников, возросла военная активность.
2 Римская империя и христианская Церковь
Папа римский Григорий I Великий. Резьба по кости. IX в.
▲ Какую сторону деятельности Григория I хотел подчеркнуть автор изображения?
Ответ: Автор хотел подчеркнуть его деятельность как проповедника и миссионера, стремление обратить язычников в христианство.
• 1. Какие важные для общества функции выполняли священники и монахи? 2. Почему Рим христиане иногда называют городом святого Петра?
Ответ: 1. Священники и монахи проповедовали, вели богослужения, организовывали монастыри, школы, библиотеки, переписывали книги, оказывали защиту и духовную поддержку. 2. Рим называют городом святого Петра, так как считается, что первым папой был апостол Пётр.
3 Как верить?
Первый Вселенский Никейский собор. Художник В. Суриков. Эскизы росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876
▲ Рассмотрите картину. Какие эмоции участников Вселенского собора показал художник? Кто, кроме богословов и епископов, принимал участие в соборе?
Ответ: Художник показал напряжённость, споры, эмоциональную вовлечённость. Кроме богословов и епископов, в соборе участвовали император и его приближённые.
• 1. Какие вопросы обсуждались на Вселенских соборах? 2. Почему арианство было осуждено Церковью?
Ответ: 1. Обсуждались вопросы вероучения, толкования догматов, в частности о природе Христа и Святой Троицы. 2. Арианство было осуждено, так оно отрицало равенство Христа Богу Отцу и противоречило учению о Святой Троице.
4 Германские королевства и их соседи
• 1. Покажите на карте 1 (см. Приложение) варварские королевства, возникшие на территории Западной Римской империи. 2. Какие трудности возникали перед правителями германских королевств? Как они их решали?
Ответ: 1. Вестготы в Галлии и Испании, вандалы в Северной Африке, англы и саксы в Британии, бургунды и франки в Галлии, остготы в Италии. 2. Трудности: малочисленность германцев, различия в вере (арианство), обычаях, сложность управления. Решали: учитывали интересы местного населения, использовали римский опыт, заключали союзы.
5 Церковь и судьбы античного наследия
• Почему Церковь нуждалась в античном наследии? В каких именно его достижениях?
Ответ: Церковь нуждалась в античном наследии для богослужения (латынь), определения дат праздников (астрономия), строительства храмов, образования. Использовала римское право, календарь, строительную технику, систему образования.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие элементы античной архитектуры использовались при возведении дворца остготского правителя Теодориха?
2. Какие изменения происходили в период Великого переселения народов в жизни германцев и славян? Почему в их развитии были общие черты?
3. Нарисуйте схему, которая бы наглядно показывала, какие народы ведут свою преемственность от каждой из 3 ветвей славян.
4. Что такое христианская Церковь? Как она была устроена? Какие важные для всего общества функции выполняла Церковь?
5. Почему большинство варварских королевств, возникших на территории Западной Римской империи, просуществовали недолго?
6. Названия каких стран и областей Европы и сегодня напоминают о народах, пришедших туда в эпоху Великого переселения народов? Найдите их на карте 1 (см. Приложение).
7. В чём различие в отношении германцев и христианской Церкви к античному наследию?
Ответы:
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие элементы античной архитектуры использовались при возведении дворца остготского правителя Теодориха?
Ответ: Использовались колонны, арки, мозаики, римские строительные приёмы.
2. Какие изменения происходили в период Великого переселения народов в жизни германцев и славян? Почему в их развитии были общие черты?
Ответ: Германцы и славяне усилили военную организацию, у них выделилась знать, усилилась власть вождей. Общие черты были из-за сходного уровня развития, хозяйственных занятий и племенного устройства.
3. Нарисуйте схему, которая бы наглядно показывала, какие народы ведут свою преемственность от каждой из 3 ветвей славян.
Ответ: Восточные славяне — русские, украинцы, белорусы; западные — поляки, чехи, словаки; южные — болгары, сербы, хорваты.
4. Что такое христианская Церковь? Как она была устроена? Какие важные для всего общества функции выполняла Церковь?
Ответ: Христианская Церковь — это объединение общин верующих. Устройство: приходы во главе со священниками, епархии во главе с епископами, во главе Западной церкви — папа римский. Функции: духовное руководство, образование, благотворительность, сохранение культуры.
5. Почему большинство варварских королевств, возникших на территории Западной Римской империи, просуществовали недолго?
Ответ: Из-за внутренней слабости, различий в вере и культуре с местным населением, внешних вторжений.
6. Названия каких стран и областей Европы и сегодня напоминают о народах, пришедших туда в эпоху Великого переселения народов? Найдите их на карте 1 (см. Приложение).
Ответ: Англия (англы), Франция (франки), Бургундия (бургунды), Ломбардия (лангобарды).
7. В чём различие в отношении германцев и христианской Церкви к античному наследию?
Ответ: Германцы не ценили античное наследие, часто разрушали его. Церковь сохраняла и адаптировала его для своих нужд.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите события в хронологическом порядке: 1) начало правления Теодориха Великого в Италии; 2) отстранение от власти императора Ромула Августула; 3) разрешение
свободного вероисповедания христианства в Римской империи; 4) Вселенский Никейский собор.
Ответ: 3) 313 г., 4) 325 г., 2) 476 г., 1) 493 г.
Работаем с ИС ТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из письма папы римского Григория I Великого (конец VI в.) о методах христианизации Англии.
В этих краях вовсе не следует разрушать храмы идолов, но пусть будут низвергнуты сами идолы, находящиеся в них. Пусть эти храмы окропят святой водой, воздвигнут там алтари и поместят святые мощи. Ибо если эти храмы хорошо построены, необходимо обратить их от почитания демонов к служению истинному Богу.
Когда сам народ увидит, что его храмы не разрушены, он исторгнет заблуждения из сердца и охотнее станет собираться в тех местах, куда привык приходить до этого, познавая и почитая истинного Бога. И так как язычники имеют обыкновение приносить в жертву демонам многочисленных быков, следует заменить им это каким-нибудь другим торжеством… И уже не дьяволу станут приносить в жертву животных, но будут убивать их для своей трапезы для восхваления Бога.
• 1. Как вы думаете, какой подход был эффективнее: разрушение святилищ, чтобы ничто не напоминало о языческом прошлом, или использование их? Свой ответ обоснуйте. 2. Выясните по другим источникам, что такое святые мощи и для чего их помещали в храмы.
Ответ: 1. Эффективнее было использование храмов, так как это смягчало переход к новой вере, сохраняло привычную среду и облегчало принятие христианства. 2. Святые мощи — это останки святых или предметы, связанные с ними. Их помещали в храмы как святыни, чтобы освятить место и привлечь верующих.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: монах, миссионер, двуполье, арианство. Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Лишнее — двуполье, так это система земледелия, а остальные понятия относятся к религии и церковной деятельности.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы были последствия Великого переселения народов для Рима и варваров?
Ответ: Последствия были глубокими и взаимными. Для Рима это привело к падению Западной Римской империи в 476 году, разорению городов и упадку хозяйства. Для варваров — к массовым переселениям, образованию на территории империи собственных королевств (вестготов, вандалов, франков и др.), знакомству с римской культурой и христианством. Важным последствием стало начало слияния римских и варварских традиций, где ключевую роль сыграла Церковь, сохранившая элементы античного наследия и способствовавшая обращению варваров в христианство.