ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ IV
1. Прочитайте эпиграф к главе. Какие изменения в жизни Европы в XI в. фиксирует средневековый хронист? О чём они свидетельствуют?
2. Какие новые государства возникли в Европе в период зрелого Средневековья?
3. Какие органы сословного представительства возникли в Англии, Франции, государствах Пиренейского полуострова, Священной Римской империи и Польше? Одинаковы ли были их функции в разных странах?
4. Сравните «натиск на Восток», Крестовые походы и Реконкисту. Что в них было общего и чем они отличались друг от друга?
5. Почему в XI — начале XIV в. в одних странах Европы королевская власть усилилась, а в других этого не произошло?
6. Выделите особенности средневековой европейской культуры. Как на культуру Европы повлияли события и процессы, происходившие в XI — начале XIV в.?
7. Норвежский учёный Стейн Роккан считал, что чем дальше от торговых путей и Рима находились европейские государства, тем скорее там возникала сильная королевская власть. Изучите историческую карту и определите, прав ли Роккан. Если прав, то чем можно объяснить выявленную им закономерность?
1. Ответ: Хронист фиксирует массовую перестройку церквей, когда христианские общины соперничали, строя более роскошные храмы. Он пишет, что мир «облачался в новое белое платье церквей». Это свидетельствует о экономическом и культурном подъёме, о новых возможностях и росте религиозного рвения.
2. Ответ: На отвоёванных у мавров землях Пиренейского полуострова возникли королевства Португалия, Кастилия, Арагон и другие. На востоке Европы усилились и оформились королевства Венгрия, Чехия и Польша.
3. Ответ:
Англия — Парламент (с 1265 г.)
Франция — Генеральные штаты (с 1302 г.)
Пиренейский полуостров — Кортесы (в Леоне с 1188 г.)
Польша — Сейм (конец XII в.)
Священная Римская империя — Совет курфюрстов (с 1356 г.)
Их функции были не совсем одинаковы. В Англии и Франции они стали опорой королевской власти, а в Германии и Польше, наоборот, часто ограничивали власть центрального правителя.4. Ответ:
Общее: Все три явления были направлены на расширение влияния христианского мира, имели религиозную окраску (борьба с «неверными» или язычниками) и поддерживались Церковью.
Отличия: «Натиск на Восток» — это завоевание земель в Восточной Европе. Крестовые походы — военные экспедиции на Ближний Восток. Реконкиста — долгое отвоевание христианами своих земель на Пиренейском полуострове у мусульман.
5. Ответ: В Англии и Франции королевская власть усилилась, потому что короли нашли союзников в лице городов, рыцарей и части знати, которые были заинтересованы в сильной власти для прекращения междоусобиц. В Германии и Италии (Священной Римской империи) императоры были слабы, потому что их власть ограничивали могущественные князья и папы римские, а сами императоры тратили силы на борьбу за Италию.
6. Ответ: Особенности средневековой культуры: господство религиозного мировоззрения, сословный характер, развитие архитектуры (романский и готический стили), литературы (рыцарские романы, городская сатира), образование (университеты). События того времени (рост городов, Крестовые походы, усиление королевской власти) повлияли на культуру: появилась светская литература, готика отразила богатство городов, в университетах стали развивать науки.
7. Ответ: Учёный Роккан, вероятно, прав. Например, в Англии и Франции, которые были дальше от средиземноморских торговых путей и Рима, королевская власть стала сильной. А в Италии и Германии, находившихся в центре торговли и ближе к папскому престолу, власть императора осталась слабой. Это можно объяснить тем, что вдали от главных экономических и религиозных центров местным правителям было легче объединить страну, не встречая сильного сопротивления богатых торговых городов или вмешательства папы.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что в жизни стран Европы в XI — начале XIV в. позволяет говорить об этом времени как о расцвете Средневековья?
Ответ: Это время можно назвать расцветом, потому что:
Произошёл экономический подъём: росли города, развивались ремёсла и торговля.
Началось объединение стран и усиление королевской власти (во Франции, Англии), а также возникли сословно-представительные органы (парламент, Генеральные штаты).
Наступил расцвет культуры: строились величественные готические соборы, появились университеты, развивалась светская литература и рыцарская культура.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
С помощью ресурсов Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с электронной презентацией (не менее 7 слайдов) на одну из тем:
1 Алиенора Аквитанская: удивительные повороты судьбы.
2 Легендарные короли зрелого Средневековья.
3 Папы и светские правители Германии и Франции в XI—XIV вв.
4 Сид Кампеадор как историческая личность и герой легенд.
5 История органов сословного представительства Европы.
6 Как учились в Средние века.
7 Алхимики в поисках тайны философского камня.
8 Борьба славян с рыцарскими орденами.
9 Поэты-рыцари (трубадуры) Средневековья.
10 Правда и вымысел в средневековых рыцарских романах.
11 Орден тамплиеров: от создания до запрета.
Выступите с подготовленной презентацией перед классом.