Глава V. Страны и народы Азии, Африки и Америки в Средние века 137
Какие народы Азии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?
§ 15. Кочевники Великой степи и их соседи в Средние века 138
Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?
1 Степные народы
• 1. Почему обитатели Великой степи вели кочевой образ жизни? 2. Охарактеризуйте верования кочевников.
1. Ответ: Потому что они были скотоводами и постоянно искали новые пастбища для своих животных — лошадей, коров и верблюдов. 2. Ответ: Они были язычниками, поклонялись явлениям природы, духам земли, воды и растений. У каждого племени и рода были свои верховные божества и духи-заступники.
2 «Кочевые империи».
Гунны грабят римскую виллу в Галлии.
Художник Ж.-А. Рошгросс. XX в.
▲ Рассмотрите иллюстрацию. Опишите внешний вид гуннов и их поведение на захваченных территориях. Предположите, почему римляне называли Аттилу «Бичом Божьим».
Ответ: Гунны изображены всадниками в простой одежде, возможно, из меха и кожи. Они ведут себя агрессивно — грабят виллу, забирают добычу. Аттилу называли «Бичом Божьим», потому что его войска несли разрушение и страх, как божья кара.
• 1. Охарактеризуйте формы взаимоотношений кочевых и земледельческих народов.
Ответ: Кочевники совершали набеги на земледельцев, захватывали добычу и пленников, а иногда земледельческие народы надолго попадали к ним в зависимость и платили дань.
2. Назовите объединения, созданные кочевниками в раннее Средневековье. Какова была их судьба?
Ответ: Это были держава гуннов, Аварский каганат и Великий Тюркский каганат. Их судьба была общей — они были непрочными и быстро распадались после смерти сильного правителя или из-за междоусобиц.
3 Завоевания Чингисхана
Монгольские воины
▲ Опишите вооружение и снаряжение монгольских воинов.
Ответ: Они были конными лучниками, вооружёнными луками и саблями. Их доспехи могли быть из кожи или металла.
Монголы, штурмующие город. Миниатюра. XIV в.
▲ Рассмотрите иллюстрацию и опишите оружие и технику, используемые монгольской армией при осаде города.
Ответ: Монголы использовали осадные орудия — тараны и катапульты, чтобы разрушать стены. Также они применяли луки и лестницы для штурма.
• 1. В чём заключались причины побед монгольской армии? Перечислите не менее трёх причин.
Ответ: Причины побед: железная дисциплина в войске, прекрасная конница и лучники, хорошая разведка и использование осадных технологий, заимствованных у покорённых народов.
2. Как вели себя монголы в завоёванных странах?
Ответ: Они вели себя очень жестоко: разрушали и сжигали города и сёла, истребляли население, уводили ремесленников в рабство. Но те города, которые сдавались без боя, могли уцелеть.
4 Монгольская держава после Чингисхана
Битва на реке Шайо в 1241 г.
Миниатюра. XIII в.
▲ Рассмотрите изображение. Кто противостоит монголам в сражении?
Ответ: Монголам в сражении на реке Шайо противостоят европейские рыцари, вероятно, венгерские или польские.
• 1. Как кочевники относились к культурному наследию завоёванных ими народов?
Ответ: Они часто уничтожали его: сжигали книги, разрушали памятники и города, как это было с Багдадом.
2. Какие черты характера монгольского хана и багдадского халифа передаёт предание о тайнике с золотом?
Ответ: Предание показывает хана Хулагу как сурового и практичного воина, а халифа — как жадного и недальновидного правителя, который копил богатства, вместо того чтобы тратить их на защиту города.
5 Судьба империи Чингизидов
• 1. Кто мог беспрепятственно передвигаться по монгольской державе?
Ответ: Беспрепятственно передвигаться могли воины, купцы, чиновники и послы, у которых была специальная пайцза — пропускная грамота.
2. Чем известен правитель Тимур?
Ответ: Тимур (Тамерлан) был жестоким завоевателем, который создал огромную империю, разгромил Золотую Орду и турецкого султана, а также построил великолепную столицу в Самарканде.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кем, полководцем или государственным деятелем, предстаёт Чингисхан? Как вы думаете, почему в Монголии ему поставлен памятник?
2. Какие отношения устанавливались между кочевыми и земледельческими народами?
3. Какой ценой была создана Монгольская империя? Каким образом поддерживалось её единство?
4. Охарактеризуйте Чингисхана и Тимура, приведя 3—4 факта из их биографии. Что общего было у этих исторических деятелей?
5. В чём заключалось сходство и различие между державой Чингисхана, Арабским халифатом и империей Карла Великого?
6. Какова была историческая судьба улусов, созданных потомками Чингисхана?
7. Прочитайте п. 2 параграфа и заполните таблицу «„Кочевые империи“ раннего Средневековья».
Название «кочевой империи»
Время её существования
Основатель
Судьба государства
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) провозглашение Темучина Чингисханом; 2) распад державы гуннов; 3) смерть Тимура (Тамерлана); 4) завоевание монголами Багдада.
Ответ: Правильный порядок: 2) распад державы гуннов (V в.); 1) провозглашение Темучина Чингисханом (1206 г.); 4) завоевание монголами Багдада (1258 г.); 3) смерть Тимура (1405 г.).
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Истории монголов» посланника папы Римского Плано Карпини (1182—1252) и ответьте на вопросы.
Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один..., то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются... а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются.
• 1. Как было организовано монгольское войско? В чём заключался секрет железной дисциплины, существовавшей в войске монголов?
Ответ: Войско было организовано по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (десять тысяч). Секрет дисциплины был в круговой поруке — если бежал один, казнили весь десяток.
2. Как связано с устройством монгольской армии выражение «тьма тьмущая»?
Ответ: «Тьма» у монголов — это 10 тысяч воинов. «Тьма тьмущая» — это очень большое, неисчислимое войско, состоящее из многих таких отрядов.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение терминов: каган, хан, улус, курултай, нукер, юрта. Какие из терминов относятся к людям, а какие являются терминами, связанными с управлением и хозяйственной жизнью кочевников?
Ответ:
Каган и хан — верховные правители.
Улус — удел, владение.
Курултай — собрание знати.
Нукер — дружинник, воин.
Юрта — переносное жилище из войлока.
Люди: каган, хан, нукер.
Управление и хозяйство: улус, курултай, юрта.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?
Ответ: «Кочевые империи» отличались тем, что:
Они создавались для грабежа и сбора дани, а не для постоянного управления землями.
Они были очень непрочными и держались только на силе и авторитете одного правителя, поэтому быстро распадались.
Их основой была армия, а не развитый государственный аппарат, города и постоянное хозяйство, как в оседлых государствах.