§ 18. Индия в Средние века, страница 159

В чём заключались особенности общественного, политического и религиозного развития Индии в Средние века?

1 Индия: природа и занятия жителей

• 1. Почему природу Индии часто называют её главным богатством?

Ответ: Потому что жаркий климат позволял снимать несколько урожаев в год, в джунглях было много ценной древесины, пряностей и животных, а недра богаты металлами и драгоценными камнями.

2. Чем славились индийские ремесленники?

 Ответ: Они славились изготовлением ярких тканей, оружия, изделий из слоновой кости, ювелирных украшений, сосудов из меди и серебра, а также благовониями и пряностями.

2 Особенности индийского общества

Кастовое деление в Индии
▲ Рассмотрите схему и назовите профессии, ставшие основой для образования каст. Как эти касты соотносятся с варнами?

 Ответ: Профессии: жрецы, воины, земледельцы, купцы, кожевники, ткачи, уборщики. Касты образовались внутри древних варн (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), став их более мелкими профессиональными подразделениями.

• 1. Какие изменения произошли в Средние века в индийском обществе?

Ответ: Варны разделились на множество профессиональных каст, жизнь которых регулировали старейшины. Самым страшным наказанием стало изгнание из касты.

2. Какие обязанности в пользу государства выполняли сельские жители и горожане?

 Ответ: Сельские жители платили правителю шестую часть урожая и участвовали в строительстве дорог и укреплений. Горожане платили налоги в виде ремесленных изделий и товаров.

3 Индия в IV—IX вв

• 1. Какие верования были распространены в Индии в IV—IX вв.?

Ответ: Большинство населения исповедовало индуизм (с богами Брахмой, Шивой, Вишну), также был распространён буддизм.

2*. Харша был последним правителем, поддерживающим буддизм. Он был известным поэтом своей эпохи. Назовите известных вам правителей Средневековья, сочетавших политику с деятельностью в сфере культуры.

 Ответ: Например, Карл Великий, который покровительствовал учёным и искусствам, или китайский император-поэт Ли Бо.

4 Мусульманское завоевание Индии и его последствия

Войска султана Махмуда атакуют город. Средневековая миниатюра
▲ Опишите вооружение и боевую технику нападающих и обороняющихся.

 Ответ: Нападающие (мусульмане) использовали луки, сабли, осадные орудия и были на конях. Обороняющиеся (индийцы) использовали луки, мечи и, вероятно, защищались со стен крепостей.

• 1. Нашествиям каких врагов подверглись жители Индии в Средние века?

Ответ: Индия подвергалась нашествиям арабов, тюрок-газневидов (султан Махмуд) и монголов (Тимур).

2. Каким было положение индуистской и мусульманских общин в Делийском султанате? 

Ответ: Мусульмане имели привилегии и платили меньше налогов. Индуисты, составлявшие большинство, были ущемлены в правах и платили высокие налоги (до половины урожая).

3. Покажите на карте 14 (см. Приложение), откуда враги вторгались на территорию Индии. Какое государство они образовали? Какие города вернулись под власть индийских раджей в конце XIV — начале XV в.?

 Ответ: Враги вторгались с северо-запада (с территории современного Афганистана). Они образовали Делийский султанат. После нашествия Тимура многие провинции на юге и в центре Индии откололись от султаната и вернулись под власть местных раджей.

5 Культура и наука Индии

Интерьер одной из пещер монастыря Аджанта (Индия). Современное фото
▲ Какие элементы позволяют определить, что перед нами буддийский храм?

 Ответ: На это указывают фрески на стенах со сценами из жизни Будды и, возможно, статуи Будды.

Храм Вирупакши в Хампи, посвящённый Шиве. Современный вид
▲ Как вы думаете, какие качества требовались от архитекторов и строителей при сооружении таких храмов-башен?

 Ответ: От них требовалось огромное мастерство, терпение, знание математики и умение работать с твёрдым камнем, чтобы создавать такие высокие и сложные сооружения.

Входные ворота минарета Кутб-Минар в Дели (Индия).
▲ Какие элементы отделки ворот свидетельствуют о влиянии мусульманской культуры на архитектуру Индии?

 Ответ: Об этом свидетельствует арабская вязь (надписи на арабском языке) в орнаменте, которая сочетается с традиционной индийской резьбой по камню.

• 1. Назовите произведения искусства, связанные с тремя религиями, распространёнными в Индии.

Ответ: Буддийский монастырь Аджанта (буддизм), пещерные храмы на острове Элефанта, посвящённые Шиве (индуизм), и минарет Кутб-Минар в Дели (ислам).

2. Без каких открытий, сделанных средневековыми индийскими учёными, не могла бы существовать современная математика?

 Ответ: Без цифры «ноль» и десятичной системы счёта, а также без введения понятий «синус» и «косинус».

Вопросы и задания

1. Какой эпизод истории Индии изображён на иллюстрации в начале параграфа? Где на иллюстрации изображено войско Тимура, а где — индийского правителя? Аргументируйте свой ответ.
2. Способствовал ли индуизм единству Индии? Аргументируйте свой ответ.
3. Почему варно-кастовое устройство индийского общества способствовало раздробленности страны?
4. Назовите имена правителей, которые предприняли попытку создать в Индии единое государство? Кому это удалось?
5. Каковы были последствия мусульманского завоевания Индии? Как оно повлияло на  общественное устройство и управление страной?
6. В каких сферах культуры прославились средневековые индийцы? Назовите не менее пяти.

 

Работаем с ИС ТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из произведения купца Афанасия Никитина «Хождение за триморя» и ответьте на вопросы.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днём два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты [медовухи] не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри [рисовый пудинг] с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят всё правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают.

• 1. Как вы думаете, чем объясняются такие предпочтения в питании у жителей Индии? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Это объясняется религиозными верованиями, в частности, индуизмом, который проповедует ахимсу (ненасилие) и веру в переселение душ, поэтому многие индийцы отказываются от мяса, чтобы не причинить вред живой душе.

2. Предположите, кто такие «бесермене», о которых упоминает автор документа. Предположите, почему индийцы не пили и не ели с ними.

 Ответ: «Бесермене» — это, скорее всего, мусульмане. Индийцы-индусы не ели с ними, чтобы не нарушить кастовые правила ритуальной чистоты, так как мусульмане ели говядину, которая для индусов была священным животным.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите события в хронологическом порядке: 1) вторжение в Индию армии Тамерлана;
2) объединение Индии царём Харша; 3) правление Самудрагупты;
4) 1206 г. — образование Делийского султаната.

 Ответ: Правильный порядок: 3) правление Самудрагупты (IV в.); 2) объединение Индии царём Харша (VII в.); 4) образование Делийского султаната (1206 г.); 1) вторжение в Индию армии Тамерлана (1398 г.).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните значение терминов: каста, махараджа, нирвана, раджпуты, индуизм.
Какие из этих терминов относятся к области политики и общественного устройства, в какие — к религиозной жизни Индии?

Ответ:

  • Каста — замкнутая группа людей в Индии, объединённая одной профессией.

  • Махараджа — «великий царь», верховный правитель.

  • Нирвана — в буддизме состояние гармонии и освобождения от желаний.

  • Раджпуты — военная знать, «сыновья раджи».

  • Индуизм — религия большинства населения Индии.
    Политика и общество: каста, махараджа, раджпуты.
    Религия: нирвана, индуизм.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: В чём заключались особенности общественного, политического и религиозного развития Индии в Средние века?

Ответ: Особенности развития Индии в Средние века заключались в следующем:

  1. Общественное развитие: Общество было разделено на строгие касты, что мешало единству страны и консервировало социальные отношения.

  2. Политическое развитие: Индия часто была раздроблена на множество враждующих государств, чем пользовались завоеватели (арабы, тюрки, монголы), создавая на её территории свои государства, как Делийский султанат.

  3. Религиозное развитие: Сосуществовали разные религии (индуизм, буддизм, а позже ислам), которые влияли друг на друга в культуре и искусстве, но часто их последователи находились в неравном положении.