ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

1. Прочитайте эпиграф к главе. Как вы считаете, на землях Западной и Восточной Римской империи возникла единая христианская цивилизация или цивилизаций образовалось две: Восточнохристианская и Западнохристианская? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы и ответьте на вопросы. Какими способами художник показывает, что Оттон III является императором? Кто изображён по правую руку от императора, а кто — по левую? По каким признакам вы это определили?
3. Какие новые государства возникли в Европе в период Великого переселения народов и какие — после раздела империи Карла Великого?
4. Расскажите о наиболее выдающихся правителях раннего Средневековья.
5. Каковы общие черты военных реформ Карла Мартелла во Франкском государстве, Альфреда Великого в Англии и Генриха I в Германском королевстве? Какими общими причинами они были вызваны? Есть ли различия?
6. Назовите примеры союза королевской власти и Церкви в раннее Средневековье. Почему в нём были заинтересованы обе стороны?
7. Сравните отношения государственной власти и Церкви в Западной Европе и в Византии. В чём различия и с чем они связаны?
8. Какое из событий IV—XI вв., на ваш взгляд, было наиболее важным для данного периода истории? Обоснуйте свой ответ.

Ответы на вопросы и задания к Главе I:

1. Прочитайте эпиграф к главе... Обоснуйте свою точку зрения.
Ответ: Образовались две distinct христианские цивилизации. Восточнохристианская (Византийская) сохранила сильную императорскую власть, греческий язык, античные традиции в культуре и праве, и развивалась в условиях цезарепапизма (подчинения Церкви государству). Западнохристианская сформировалась на развалинах Западной Римской империи, на основе варварских королевств, латинского языка и постепенного роста политического влияния папства, которое стало претендовать на верховенство над светской властью. Раскол 1054 года лишь оформил это разделение.

2. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы...
Ответ: Способы показа императора: Оттон III изображен в центре композиции, на троне, его фигура крупнее, на голове — корона, в руках — символы власти (скипетр и держава). По правую руку (левое для зрителя) — светские dignitaries (вероятно, герцоги или графы), их можно определить по воинским облачениям. По левую руку (правое для зрителя) — духовные лица (епископы или аббаты), их выдают монашеские одеяния и тонзуры.

3. Какие новые государства возникли...
Ответ:

  • В период Великого переселения народов: Королевства вестготов (в Испании), остготов (в Италии), вандалов (в Северной Африке), бургундов (в Галлии), франков (в Галлии), англов и саксов (в Британии).

  • После раздела империи Карла Великого (843 г.): Западно-Франкское королевство (будущая Франция), Восточно-Франкское королевство (будущая Германия), Срединное королевство (Лотарингия, вскоре разделенное).

4. Расскажите о наиболее выдающихся правителях...
Ответ:

  • Хлодвиг (франки): Объединил франков, принял христианство по римскому образцу, основал государство, ставшее самым прочным среди варварских королевств.

  • Юстиниан I (Византия): Попытался восстановить Римскую империю, провел кодификацию римского права (Кодекс Юстиниана), построил храм Святой Софии.

  • Карл Великий (франки): Объединил большую часть Западной Европы, был коронован императором (800 г.), что символизировало возрождение империи. При нем произошел культурный подъем («Каролингское возрождение»).

  • Оттон I (Германия): Разгромил венгров, коронован императором (962 г.), основав Священную Римскую империю.

5. Каковы общие черты военных реформ...
Ответ:

  • Общие черты и причины: Все реформы были вызваны необходимостью отразить внешнюю угрозу: арабов (Карл Мартелл), викингов (Альфред), венгров (Генрих I). Суть реформ — создание профессионального конного войска, способного быстро реагировать на угрозы.

  • Различия: Карл Мартелл создал феодальное ополчение, раздавая земли (бенефиции) за службу. Альфред Великий сделал ставку на постоянное народное ополдение (фирд) и строительство укреплений (бургов). Генрих I также строил крепости (бургвады) и создавал тяжелую конницу.

6. Назовите примеры союза королевской власти и Церкви...
Ответ:

  • Примеры: Крещение Хлодвига; коронация Пипина Короткого папой; коронация Карла Великого императором; коронация Оттона I императором; миссионерская деятельность при поддержке правителей.

  • Интерес сторон: Короли получали идеологическое обоснование своей власти (божественное право), грамотных чиновников из церковной среды и поддержку в борьбе с знатью. Церковь получала земельные пожалования, защиту и возможность распространять свое влияние.

7. Сравните отношения государственной власти и Церкви...
Ответ:

  • Византия (Цезарепапизм): Император (василевс) считался главой Церкви, назначал и смещал патриархов, активно вмешивался в вопросы вероучения. Церковь была частью государственного аппарата.

  • Западная Европа: Существовала теория «двух мечей» (светского и духовного). Папство, усилившись, часто претендовало на верховенство над светской властью (например, при папе Григории VII). Между императорами и папами шла постоянная борьба за инвеституру (право назначать епископов).

  • Причина различий: На Западе не было сильной центральной власти после падения Рима, что позволило папству занять вакуум власти. В Византии сильная imperial власть сохранилась.

8. Какое из событий IV—XI вв... Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Наиболее важным событием стало принятие христианства в качестве государственной религии в Римской империи (IV в.) и его последующее распространение среди варварских народов. Это событие заложило основу всей средневековой европейской цивилизации. Христианство стало цементирующей силой, объединившей наследие Античности и варварский мир, определило развитие культуры, искусства, права, политической мысли и международных отношений на тысячелетие вперед. Все остальные события (падение Рима, создание варварских королевств, империя Карла Великого, раскол Церкви) были либо следствием, либо происходили в рамках сложившейся христианской парадигмы.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: В развитии народов, проживавших в раннее Средневековье на территории бывшей Римской империи, было больше общего или различного?

Ответ: Несмотря на значительные различия, в развитии народов бывшей Римской империи в раннее Средневековье было больше общего. Эти общие черты заложили основу будущей средневековой европейской цивилизации.

Обоснование:

  1. Общая религиозная основа — христианство. Все народы бывшей империи (ромеи, франки, готы, лангобарды и др.) постепенно приняли христианство. Церковь стала главным объединяющим институтом, сохранившим римское культурное наследие, латынь как язык учености и богослужения, а также единую систему ценностей и законов.

  2. Сохранение и адаптация римского наследия. На всей территории империи новые государства строились на римском фундаменте:

    • Использовалась римская инфраструктура (дороги, города).

    • Сохранялись элементы римского права и системы управления (например, в варварских правдах, в Византии).

    • Латынь оставалась языком государства, церкви и образования на Западе, а греческий — на Востоке.

  3. Синтез римской и варварской культур. Повсеместно происходил процесс взаимовлияния. Варвары перенимали более развитые римские обычаи и законы, а римское население заимствовало некоторые элементы военной организации и общественного устройства у варваров (например, комбинация римского провинциального управления и германского обычного права). Этот синтез привел к формированию новых средневековых обществ, которые, несмотря на региональные особенности, имели общую основу.

Таким образом, несмотря на политическую раздробленность и различия в деталях быта и управления, общая религия, римское наследие и процесс культурного синтеза создали единую основу для развития народов пост-римского пространства.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

С помощью ресурсов Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с электронной презентацией (не менее 7 слайдов) на одну из тем:
1 Культура германцев.
2 Император Юстиниан I: друзья и враги.
3 Полководцы раннего Средневековья.
4 Один день древнерусского купца в Константинополе.
5 Византийский костюм VI в. (по византийским мозаикам Равенны).
6 Карл Великий: государственный деятель и человек. При подготовке используйте текст сочинения Эйнгарда «Жизнь Карла Великого».
7 Викинги: средневековые воины, путешественники, купцы.
8 Кирилл и Мефодий и их роль в жизни славян.
     Выступите с подготовленной презентацией перед классом.