§ 2. Византийская империя и её соседи, страница 18
Что привлекало в Византии другие страны и народы?
1 Византия — государство и Церковь
Византийский император со слугой и священнослужители. Реконструкция. XIX в.
▲ Рассмотрите рисунки и попробуйте определить, где изображён византийский император, а где — епископ. Какие элементы в их облачении помогли вам в принятии решения? Что общего в одеянии византийского императора и епископа? О чём это может свидетельствовать?
Ответ: Императора можно узнать по короне и пурпурной, украшенной драгоценностями одежде (лоре). Епископа — по омофору (ленте на плечах) и головному убору (митре). Общее: использование дорогих тканей, пурпурного и золотого цветов, что символизирует высокий статус и сакральность власти. Это свидетельствует о тесной связи и взаимном влиянии государственной и церковной власти.
• 1. Как называли своё государство подданные Византийской империи? 2. Каковы были взаимоотношения императоров и христианской Церкви в Византии?
Ответ: 1. Подданные называли своё государство «Империей ромеев» (римлян). 2. Император (василевс) считался главой государства и покровителем Церкви, обладал огромной властью, включая влияние на назначение патриарха. Церковь освящала его власть, а он защищал её интересы и обеспечивал единство веры («симфония властей»).
2 Хозяйственная жизнь империи
Центральная часть Константинополя. Реконструкция. ▲ Какие здания свидетельствуют о том, что Константинополь был городом с античным прошлым, а какие — о том, что он был одним из центров христианства?
Ответ: Об античном прошлом свидетельствуют ипподром, бани Зевксиппа, поле для игр в мяч. О христианском центре — собор Святой Софии, церкви, монастыри.
• 1. Назовите хозяйственные занятия византийцев. 2. Как природные условия и географическое положение влияли на экономическое развитие империи?
Ответ: 1. Земледелие (пшеница, виноград, оливки), скотоводство, ремесло, торговля, рыболовство. 2. Выгодное положение на пересечении торговых путей (Великий шёлковый путь) способствовало развитию торговли. Мягкий климат благоприятствовал сельскому хозяйству.
3 Византия при императоре Юстиниане I. Правовой Кодекс
• 1. С какой целью был создан Кодекс Юстиниана? 2. Какими образом Юстиниан укрепил империю? 3. Покажите на карте 2 (см. Приложение), как изменились границы Византийской империи к концу правления Юстиниана I? Какие государства были завоёваны империей?
Ответ: 1. Для создания единой и рациональной системы законов на основе римского права. 2. Подавил восстание «Ника», провёл административную и военную реформы, строил крепости, дороги, поощрял торговлю, вёл успешные завоевания. 3. Границы расширились: были завоёваны государство вандалов в Северной Африке, королевство остготов в Италии, часть владений вестготов в Испании.
4 Византия и её соседи в VII—XI вв
• 1. Перечислите врагов, с которыми вела войны Византия. 2. Как вы думаете, чем Византия была привлекательна для русских князей, совершавших военные походы в Константинополь? К каким последствиям это привело? 3. Покажите на карте 4 (см. Приложение), какие земли Византия приобрела и какие утратила с IX по XI в.? Назовите противников Византии, осаждавших границы империи.
Ответ: 1. Славяне, авары, болгары, арабы, персы, русы, турки-сельджуки. 2. Богатством, культурой, развитой торговлей. Последствия: военные столкновения, заключение договоров, принятие Русью христианства из Византии (988 г.). 3. Приобрела: Болгарию (1018 г.). Утратила: владения в Италии, большую часть Малой Азии (после битвы при Манцикерте, 1071 г.). Противники: арабы, болгары, русы, турки.
5 Культура Византии
• 1. Почему византийские храмы называли крестово-купольными? 2. Назовите три вида храмовой живописи Византии. Чем они отличались друг от друга?
Ответ: 1. Потому что в плане они напоминали крест, а центр перекрывался куполом. 2. Мозаики (из кусочков смальты), фрески (роспись по сырой штукатурке), иконы (живопись на досках). Отличались техникой исполнения и материалом.
Вопросы и задания
1. Изучите схему и назовите органы управления, которые сохранились в Византии со времён античного Рима.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. По каким признакам вы можете определить, где на мозаике император Юстиниан? Кто окружает императора?
3. Назовите не менее трёх причин, обусловивших сильную императорскую власть и сохранение единства Византийской империи.
4. Прочитайте п. 3 параграфа и заполните таблицу «Византия и её соседи».
Век или год
Соперник Византии
Средства борьбы Византии с соперником (дипломатия, война, распространение христианства)
Результат борьбы
5. В чём заключались причины успеха хозяйства Византии? Когда и почему в стране наступил хозяйственный упадок?
6. Когда Византия достигла наивысших военных успехов? Какое событие означало закат военной славы империи?
7. Охарактеризуйте деятельность императора Юстиниана. Приведите 3—4 факта из его биографии.
Ответы:
1. Изучите схему и назовите органы управления, которые сохранились в Византии со времён античного Рима.
Ответ: Сенат, префекты, наместники, налоговое и военное ведомства, ведомство императорских имуществ.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. По каким признакам вы можете определить, где на мозаике император Юстиниан? Кто окружает императора?
Ответ: Юстиниан — в центре, в пурпурных одеждах с короной и нимбом. Его окружают священнослужители, придворные и телохранители.
3. Назовите не менее трёх причин, обусловивших сильную императорскую власть и сохранение единства Византийской империи.
Ответ: Сильная централизованная власть василевса, единая христианская религия, разветвлённый государственный аппарат, мощная армия.
5. В чём заключались причины успеха хозяйства Византии? Когда и почему в стране наступил хозяйственный упадок?
Ответ: Успех: выгодное географическое положение, контроль над торговыми путями, развитое ремесло и сельское хозяйство. Упадок: с XI в., из-за захвата земель знатью, разорения свободных крестьян, ослабления армии и поражений в войнах.
6. Когда Византия достигла наивысших военных успехов? Какое событие означало закат военной славы империи?
Ответ: Наивысших успехов — при Юстиниане I (VI в.). Закат — поражение в битве при Манцикерте (1071 г.) от турок-сельджуков.
7. Охарактеризуйте деятельность императора Юстиниана. Приведите 3—4 факта из его биографии.
Ответ: Стремился восстановить Римскую империю. Создал Кодекс Юстиниана, подавил восстание «Ника», построил храм Святой Софии, вёл успешные завоевательные войны.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Сколько лет прошло от завершения строительства собора Святой Софии до поражения Византии в битве при Манцикерте?
Ответ: Собор построен в 537 г., битва при Манцикерте — в 1071 г. Прошло 534 года.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
В одном из своих указов Юстиниан I требовал:
...Любой ценой прекрати незаконное покровительство, которое имеет место, как мы об этом узнали, в наших провинциях. Не позволяй никому эксплуатировать другого, присваивать себе земли, которые ему не принадлежат, обещать покровительство тем, кто претерпел ущерб, использовать свою власть для уничтожения государства.
• 1. Против кого был направлен указ императора? 2. Почему речь идёт об ущербе делам государства? 3. При каких обстоятельствах и когда предупреждение Юстиниана I было отвергнуто правителями Византии и к чему это привело в конечном итоге?
Ответ: 1. Против знати и крупных землевладельцев, захватывавших земли и притеснявших свободных крестьян. 2. Это ослабляло налоговую базу и военную мощь империи. 3. После смерти Юстиниана знать игнорировала указы, что привело к ослаблению центральной власти, обнищанию крестьян и упадку армии.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Какие из приведённых в тексте параграфа терминов характеризуют императорскую власть в Византии?
В тексте параграфа императорскую власть характеризуют термины василевс, титул, цезарь и август.
-
Василевс (греч. βασιλεύς) — это основной титул византийского императора. Он подчёркивал его сакральный, божественный статус и абсолютную власть, полученную от Бога. Василевс был верховным правителем, главнокомандующим армией и высшим судьёй.
-
Титул — общее понятие для обозначения почётного звания, которое формально определяло место императора в системе власти и его права. Обладание императорским титулом было важнее личности конкретного правителя.
-
Цезарь (лат. Caesar) — высший придворный титул в Византийской империи после титула императора. Часто жаловался предполагаемым наследникам престола или вторым по значимости лицам в государстве, подчёркивая их близость к верховной власти.
-
Август (лат. Augustus — «величественный, священный») — древнейший римский титул императора, который сохранился и в Византии. Он также указывал на высший, сакральный статус правителя. Часто им титуловался старший соправитель.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что привлекало в Византии другие страны и народы?
Ответ: Византия привлекала другие страны и народы своим огромным богатством, высокой культурой и авторитетом центра христианского мира.
Обоснование:
-
Экономическое процветание. Византия контролировала ключевые торговые пути между Европой и Азией (например, Великий шёлковый путь). Её столица, Константинополь, была богатейшим городом мира, куда стекались товары и деньги. Это делало её привлекательной целью для торговли, грабительских набегов и завоеваний.
-
Культурное и государственное превосходство. Империя сохранила античное наследие и достижения в праве (Кодекс Юстиниана), архитектуре (собор Святой Софии), науке и искусстве. Высокоразвитая государственность, пышный дворцовый церемониал и идея сакральной власти императора (василевса) вызывали восхищение и желание подражать.
-
Религиозный авторитет. Византия была центром православного христианства. Многие народы (болгары, русы, сербы) стремились принять крещение от Константинополя, что означало для них приобщение к высокой культуре, усиление власти князей и выход на международную арену в качестве цивилизованных государств.