§1 Как устроена общественная жизнь
Задание №1
В каких смыслах употребляется понятие "общество"?
Рассмотрите изображения и запишите под каждым из них соответствующий смысл понятия "общество".
Ответ:
Понятие "общество" можно рассматривать в широком и узком смысле:
1) В широком смысле общество это все человечество, сочетание всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.
2) В узком смысле это совокупность людей, объединенных общими интересами и обладающая устойчивыми связями.
Задание №2
Выпишите из учебника три−четыре основных признака общества.
Ответ:
Признаки общества:
1. Объединяет людей по признаку общих интересов и целей.
2. Внутри общества существуют устойчивые связи.
3. В обществе приняты обязательные для всех предписания и правила поведения.
4. Постоянное изменение, динамичное развитие общественных отношений.
Задание №3
Джон Адамс эмигрировал в другую страну. Он стремится получить гражданство этого государства. Джону приходится приспосабливаться не только к иному климату, но и к обществу.
Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?
Страна _
Государство _
Общество _
Ответ:
Страна – территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, а также обладающая государственным суверенитетом (независимостью).
Государство − организация политической власти, которая осуществляет управление обществом и обеспечивает в нем порядок и стабильность, обладает аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Общество – объединение людей на основе их проживания в пределах одной страны, живущее по определенным устоявшимся правилам.
Задание №4
Раскройте смысл понятия.
Общественные отношения –
Приведите несколько примеров общественных отношений.
Ответ:
Общественные отношения – относительно устойчивые связи между отдельными людьми, большими и малыми группами, народами, другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности.
Примеры общественных отношений:
• отношения между учителями и школьниками, производителями и потребителями, рабовладельцами и рабами, различными партиями, между национальными государствами, между отдельным человеком и органами правопорядка.
Задание №5
Раскройте смысл высказывания.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Г. Белинский (1811−1848) – русский литературный критик.
1) Что значит «создает человека природа»?
2) Как общество «образует» человека?
3) Как общество «развивает» человека?
Ответ:
1) Человек – биологическое существо. Он порожден природой и является продуктом эволюции. Природа лежит в основе всех биохимических процессов человеческого организма, его инстинктов и рефлексов, его внешнего вида.
2) Человек – социальное существо. Если природа создает человека как биологический вид, то в обществе человек приобретает качества, которые помогают ему стать личностью. Процесс, благодаря которому человек становится личностью, называется социализация. В результате его у человека появляется сознание, самосознание, мышление, речь, стремления и т.д.
3) В процессе социализации при помощи таких общественных форм, как семья, школа, трудовой коллектив, человек становится настоящей личностью. Это происходит через общение, обучение, передачу информации. Если человек растет вне общества, он останется на неизменяемом уровне развития, у него останутся лишь биологические потребности.
Задание №6
В 2019 г. фонд «Общественное мнение» опросил россиян о том, кого они могли бы назвать успешным человеком.
Наиболее популярные ответы (в % от числа отвечавших) приведены в графическом виде.
На основе гистограммы приведите примеры, подтверждающие мысль В. Г. Белинского о том, что общество «развивает и образует человека».
Ответ:
Примеры, подтверждающие мысль В. Г. Белинского о том, что общество «развивает и образует человека»:
• Человек трудится на благо общества и благо своей семьи, стремится к улучшению своего материального положения, ищет альтернативные источники дохода.
• Благодаря мышлению человек умеет ставить цели и достигать их, умеет планировать, умеет анализировать и искать оптимальные пути решения того или иного вопроса.
• Человек в отличие от животного заинтересован в своей самореализации. У него существуют не только физические потребности, но и потребности более высокого порядка: духовные, культурные, социальные.
Задание №7
Прочитайте извлечение из Федерального закона «О средствах массовой информации» (СМИ) и выполните задания.
Статья 2.
<…> Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио−, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)… <…>
Статья 47.
Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию <…>
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью <…>
Статья 49.
Журналист обязан:
<…> 2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
<…> 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио− и видеозаписи, кино − и фотосъемки <…>
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
1) Озаглавьте каждую приведенную статью закона.
Статья 2 – _
Статья 47 – _
Статья 49 – _
2) Что закон называет средством массовой информации? Какие СМИ названы в законе? (Подчеркните соответствующие положения закона.)
3) Приведите примеры популярных телевизионных программ, в которых журналисты излагают свои личные суждения и оценки.
4) Почему проверка достоверности информации является обязанностью журналиста?
5) Как вы думаете, в чем состоит общественный долг журналиста?
6) Предположите, в каких ситуациях журналистам в связи с осуществлением их профессиональной деятельности может понадобиться защита государства.
Ответ:
1) Статья 2 – Основные понятия СМИ
Статья 47 – Права журналиста
Статья 49 – Обязанности журналиста
2) В законе средством массовой информации названа форма периодического распространения массовой информации для неограниченного круга лиц под постоянным наименованием (названием).
В законе названы следующие СМИ (подчеркнуть): периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа.
3) Популярные телевизионные программы, в которых журналисты излагают свои личные суждения и оценки: «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Человек и закон», «Специальный корреспондент».
4) Проверка достоверности информации является обязанностью журналиста, потому что основная и главная задача журналиста – предоставление людям правдивой и достоверной информации путем честного отражения объективной реальности.
5) Общественный долг журналиста состоит в том, чтобы общественность получала достаточное количество объективного материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире.
6) Защита государства журналисту может понадобиться:
• при освещении событий с места вооруженного конфликта;
• при возникновении проблем с местными органами власти во время работы за границей;
• в случае, если кто−либо создает препятствия выполнению профессиональной деятельности при освещении публичного мероприятия.