§7. Бедность и богатство
Задание №1
Установите соответствие между терминами и определениями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ
А) потребительская корзина
Б) минимальный размер оплаты труда
В) прожиточный минимум
↓↑
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) сумма денег, необходимая для приобретения человеком минимального набора продуктов питания и иных благ, обеспечивающих выживание
2) набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека
3) месячная оплата труда отработавшего полностью норму рабочего времени работника, которая не может быть ниже определённого уровня, установленного законодательством
А | Б | В |
Ответ:
А | Б | В |
2 | 3 | 1 |
Задание №2
По официальным данным, прожиточный минимум россиянина в 2012 г. составлял 6131 р., при этом минимальный размер оплаты труда − 5205 р.
С какой целью правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда?
Как, по−вашему, должны соотноситься прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда?
Ответ:
Минимальный размер оплаты труда − это минимальный размер вознаграждения, которое житель России по закону должен получать за свою работу. Устанавливается для того, чтобы человек мог иметь сумму денег, необходимую для приобретения набора продуктов питания, товаров и услуг, обеспечивающих его выживание.
Я думаю, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума.
Задание №3
Какие факторы определяют неравенство доходов работников? Назовите их и проиллюстрируйте каждый примером. Заполните таблицу.
Фактор | Пример |
Ответ:
Фактор | Пример |
Профессиональный опыт | Учитель высшей категории будет иметь зарплату выше, чем первой категории. |
Уровень образования | Врач зарабатывает больше, чем уборщица. |
Навыки и способности | Зарплата программиста со знанием английского языка и без знания английского будет разной. |
Размер и престиж компании | Экономист «Роснефти» и экономист небольшой фирмы имеют разный уровень дохода. |
Географический фактор | Бухгалтер в Москве получает больше бухгалтера в Саратове. |
Задание №4
Проанализируйте один из разделов принятого в 2012 г. Федерального закона РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Выберите одну любую категорию населения и рассчитайте, сколько и каких продуктов питания, согласно этому документу, может потреблять в неделю представитель этой категории. Заполните последнюю колонку таблицы.
Сделайте вывод о соответствии объема потребления продуктов выбранной вами категории нормам здорового питания.
Ответ:
Мной выбрана категория Трудоспособное население. Расчет производился исходя из того, что в году в среднем 52 недели (365/7)
На мой взгляд, объем потребления продуктов категории «Трудоспособное население» в целом соответствует нормам здорового питания, но объем продуктов Фрукты и Рыбопродукты считаю маленьким.
Задание №5
Составьте логическую схему, объясняющую необходимость действий государства по перераспределению неравных доходов граждан.
Ответ:
Доходы граждан неравны, часто это различие достаточно велико. Если различие в доходах становится очень большим, может возникнуть реальная угроза для общественного порядка.
Правительство страны осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения, для чего создается государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он начинается с взимания налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. Устанавливается доля дохода, которую нужно отдать в виде налога, который тем больше, чем больше сам доход.
Далее часть полученных средств государство передаёт в виде социальных выплат определённым социальным группам. Социальные выплаты включают стипендии, пенсии, пособия по безработице, другие пособия.
Кроме того, государство устанавливает льготы для отдельных групп населения. Например, на оплату проезда в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.
Задание №6
Заполните пробелы в схеме. Соотнесите приведённые примеры в перечне на с. 39 с видами экономических мер социальной поддержки населения (запишите номер примера).
1) Пенсионные выплаты; 2) льготы по оплате коммунальных услуг; 3) помощь социальных работников по доставке лекарств и продуктов; 4) предоставление бесплатных путёвок в санаторий; 5) выплата пособий на детей; 6) материнский капитал.
Ответ:
Задание №7
Какие группы населения, по−вашему, нуждаются в особой поддержке государства? Почему?
Узнайте, какую социальную поддержку в настоящее время в вашем регионе получает каждая из перечисленных вами групп. Что, по вашему мнению, ещё необходимо сделать для помощи этим группам? Заполните таблицу.
Группы | Действующие меры социальной поддержки | Какие меры социальной поддержки еще необходимы |
Сделайте вывод из данных таблицы.
Ответ:
По моему, в мерах социально поддержки со стороны государства особо нуждаются многодетные семьи, инвалиды, сироты, матери−одиночки, ветераны труда. Им сложно самостоятельно обеспечить себе нормальный уровень жизни.
Группы | Действующие меры социальной поддержки | Какие меры социальной поддержки еще необходимы |
Многодетные семьи | Выплата пособий, льготы на проезд и оплату коммунальных услуг, жилищные льготы и субсидии, льготы при зачислении детей в детсады | Полностью бесплатный проезд по стране для всех членов семьи, медицинские льготы |
Инвалиды | Выплата пособий, медицинские льготы, льготы на проезд и оплату коммунальных услуг, помощь социальных работников, льготы при поступлении в ВУЗ | Полностью бесплатный проезд по стране, жилищные льготы и субсидии |
Сироты | Выплата пособий и стипендий, обеспечение жильем, льготы по оплате коммунальных услуг, льготы при поступлении в ВУЗ | Медицинские льготы, льготы по налогам |
Ветераны труда | Выплата пособий, льготы на проезд и оплату коммунальных услуг, жилищные льготы, медицинские льготы | Полностью бесплатный проезд по стране, бесплатная выдача лекарств |
Матери−одиночки | Выплата пособий, трудовые льготы | Льготы на проезд и оплату коммунальных услуг, льготы при поступлении в ВУЗ |
Я считаю, что меры социальной поддержки для социально незащищенных групп следует расширить, потому что они в настоящее время недостаточны для поддержания нормального уровня жизни.
Задание №8
Некоторые страны Западной Европы столкнулись со следующей проблемой: беднейшие слои населения, преимущественно иммигранты, получающие от государства пособия по безработице, детские пособия, льготы по оплате жилья, продовольствие и одежду, бесплатную медицинскую помощь (пусть и в ограниченном объёме), не стремятся найти работу, изменить свою жизнь, причём такая модель поведения проявляется и у следующих поколений.
Прокомментируйте данную ситуацию.
Какими принципами должно руководствоваться государство, разворачивая программы социальной поддержки населения?
Предложите несколько принципов.
Ответ:
С одной стороны, хорошо, если страна богата и может позволить себе содержать нуждающуюся категорию населения. Но, с другой стороны, такая система по выплате пособий в Западной Европе (и в США тоже) еще больше укореняет бедность, поощряет иждивение и вызывает недовольство у работающей части населения стран. При такой системе у людей нет стимула искать работу, они знают, что их будут «содержать».
Чтобы изменить ситуацию, странам Западной Европы стоило бы пересмотреть свою политику в этом вопросе.
Можно предложить следующие принципы:
• Принцип социальной справедливости и адресности социальной поддержки;
• Принцип обеспечения всеобщей трудовой занятости;
• Принцип экономической целесообразности.