§9. Зачем людям государство
Задание №1
Запишите основные признаки государства.
Ответ:
Основные признаки государства:
1) Территория − пространство суши, земли и воздуха, на котором располагается государство.
2) Суверенитет − полная независимость государства от других стран в его внутренних делах и во внешней политике.
3) Государственная власть − власть, распространяемая на все население страны. Для её осуществления создается специальный аппарат управления и принуждения.
4) Армия − вооруженные силы государства, предназначенные для обороны от внешнего агрессора либо нападения.
5) Налоги − обязательные платежи, взыскиваемые в пользу государства.
6) Законы − обязательные для всего населения страны правила, защищаемые силой государства.
Задание №2
В учебнике рассмотрены важные задачи, которые решает государство. Выпишите эти задачи и приведите примеры их решения в нашей стране. Заполните таблицу.
Задача государства | Как она решается в современной России |
Ответ:
Задача государства | Как она решается в современной России |
Обеспечение национальной безопасности, защита границ | Для целей обороны в России существует армия. Кроме того, наша страна постоянно занимается развитием оборонно−промышленного комплекса. |
Поддержание общественного порядка | Для выполнения этой задачи существует, полиция, прокуратура, другие правоохранительные органы, суд. |
Развитие науки | Через специальную государственную программу «Научно−технологическое развитие Российской Федерации». |
Развитие образования | Через специальную государственную программу «Развитие образования». |
Развитие здравоохранения | Через специальную государственную программу «Развитие здравоохранения». |
Задание №3
Прочитайте рассуждения мыслителей прошлого и выполните задания.
Текст 1
Гражданин, говорим мы, находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне − к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гребёт, другой правит рулём, третий состоит помощником рулевого, четвёртый носит какое−либо иное соответствующее наименование, всё же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое−либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание − цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. 2. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, всё же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй. <...>
9. <...> Но существует и такая власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными. Эту власть мы называем властью государственной; проявлять её правитель должен научиться... <...>
IV 1. <...> Государственное устройство − это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления, а последний и есть государственное устройство.
(Аристотель)
1) Найдите и подчеркните в тексте 1 ответы на вопросы.
В чём, по мнению автора, состоит основная задача граждан государства?
Что автор называет государственной властью?
Текст 2
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно путём сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощённое в одном лице посредством соглашения, заключённого каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему моё право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передаешь ему своё право и санкционируешь все его действия.
(Т. Гоббс)
2) Найдите и подчеркните в тексте 2 ответы на вопросы.
Как автор определил причину возникновения государства?
Какое соглашение, по мнению автора, заключают граждане государства?
3) Используя исторические знания, приведите примеры государств прошлого, которые управлялись: а) одним человеком; 6) собранием людей.
а) _
б) _
Текст 3
В чём же, однако, настоящие задачи и истинные цели государства? Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям. Государство само по себе есть пространственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организованной солидарности между людьми... Общее благо − вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства.
Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека. Оно даёт ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. В облагораживающей и возвышающей человека роли и заключается истинная сущность и идеальная природа государства.
(Б. А. Кистяковский)
4) Найдите и подчеркните в тексте 3 ответы на вопросы.
В чём автор текста видит основную задачу и цель государства?
Какое определение государства дано в тексте?
5) Какая общая тема раскрывается в трёх текстах?
Ответ:
1) По мнению Аристотеля основная задача граждан государства «заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй».
Государственной властью автор называет «власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными».
2) Причины возникновения государства: «защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве».
Граждане заключают «соглашения, заключённого каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человека сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему моё право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему своё право и санкционируешь все его действия».
3) Примеры государств прошлого, которые управлялись:
а) одним человеком − Древний Египет, Российская империя;
б) собранием людей − Древняя Греция, Древний Рим.
4) Цели и задачи государства: «в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям», «Общее благо».
Определение государства: «Государство само по себе есть пространственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организованной солидарности между людьми».
5) Общая тема во всех трех текстах − «Зачем людям государство».
Задание №4
Проанализируйте высказывание.
«Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах». Д. Байрон (1788−1824) − английский поэт.
1) Раскройте смысл высказывания.
2) Приведите исторические примеры, подтверждающие данное высказывание.
Ответ:
1) Смысл данного высказывания в том, что образование государства – это довольно длительный процесс, связанный с развитием человека и общества. Становление государственности в любой части света заняло не один век. Ведь у любого государства имеются обязательные элементы: народ, территория, организованные органы ( чиновники и т.д.). Чтобы создать такой механизм как "государство" люди на протяжении нескольких веков боролись за территорию, власть. В то же время, если внутри государства накопились внутренние и внешние противоречия, оно может быстро разрушиться.
2) Примеры:
• Византийская империя существовала почти 1000 лет, и прекратила свое существование после захвата турками Константинополя в 1453 г.;
• Российская империя существовала несколько столетий и «рухнула» в ходе революций 1917 г.