§16. Мы многонациональный народ России

Задание №1

Раскройте смысл понятия.
Национальность − _ .

Ответ:

Национальность − это принадлежность человека к той или иной нации, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций, либо к тому или иному государству.

Задание №2

Сделайте подборку из 5 фотографий, на каждой из которых изображены представители одного из народов России. Кратко расскажите о каждом из этих народов (где проживает, каковы традиционные занятия, религия, костюмы и др.).
Заполните таблицу.

№  Фотография  Название народа, краткая информация о нём
1    
2    
3    
4    
5    



Ответ:

№  Фотография  Название народа, краткая информация о нём
1 ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова Татары, тюркский народ, второй по численности (после русских) народ России. Примерно половина татар проживает в Республике Татарстан. Татарстан – высокоразвитая промышленная республика. Большинство татар − мусульмане, исповедующие ислам. Народ очень гостеприимный, дружелюбный, с многовековой историей и традициями.
2 ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова Буряты живут на берегах озера Байкал. Издревле были кочевниками−скотоводами, и сейчас основной род занятий − животноводство. Религия коренных бурятов – шаманизм, поклонение духам природы и божествам, также распространен буддизм. В бурятских семьях принято иметь много детей, которых с детства учат соблюдать традиции и чтить предков.
3 ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова Якуты. Северный народ, проживает на огромной территории в Восточной Сибири. Символом Якутии считается мамонт. Якуты – отличные скотоводы. Традиции и обычаи якутского народа тесно связаны с природой. Якутия богата полезными ископаемыми.
4 ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова Осетины. Ираноязычный народ, живущий на Кавказе, является основным населением Южной и Северной Осетии. В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Основной вид деятельности традиционно скотоводство и земледелие, обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин. Среди осетин много спортсменов−борцов, есть и олимпийские чемпионы. Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни.
5 ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова Калмыки − кочевой народ, живущий в Нижнем Поволжье, составляют основную часть населения Республики Калмыкия. Исповедуют буддизм. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры. Традиционно в истории России поставляли войска конницы в состав русской армии. От природы калмыки обладают веселым нравом. Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим.



Задание №3

Прочитайте текст и выполните задания.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого − не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, − неотделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа − хотя бы на тех, кто не признаёт национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям...
Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает её. Культура должна быть открытой.
Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по−настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм − это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство − это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели.
Национализм же − это самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.
(Д. С. Лихачёв)

1) Составьте план текста.
2) Сформулируйте основную мысль текста.
3) Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
Каким термином автор называет ненависть к другим народам?
Что автор называет истинным патриотизмом?
Почему, по мнению автора, национализм − зло?
4) Объясните мысль автора о том, что патриот ставит перед собой сверхличные цели.
5) Подтвердите примерами утверждение автора: «Культура должна быть открытой».

Ответ:

1)
План текста:
1. Настроенность на восприятие чужих культур.
2. Понятие истинного патриотизма.
3. Суть национализма.
2) Основная мысль текста в том, что истинная любовь к своей стране и народу невозможна при ненависти к другим.
3) Ненависть к другим народам − шовинизм.
Истинный патриотизм − "обогащая других, обогащаться самому духовно".
Национализм − зло, потому что "национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает её".
4) Патриот в первую очередь думает о благе своего Отечества, а не о личном благополучии. Патриот в случае необходимости готов пойти на подвиги и жертвы во имя счастья своей Родины. По этой причине автор говорит, что патриот ставит перед собой сверхличные цели.
5) В качестве примера можно привести ситуацию в нашей стране. Россия − многонациональное государство. Культура России − многонациональна. Иначе говоря, российская культура состоит из культур разных народов, проживающих на территории России. Естественно, чтобы в нашем обществе царил мир и порядок, российская культура должна быть открытой к культурам других национальностей.
Противоположным примером можно назвать культуру Германии в годы власти фашистов (1933−1945 годы). Все исследователи приходят к выводу, что за столь долгий период Германия практически не оставила культурного наследия ни в музыке, ни в живописи, ни в литературе и т.д. Культура, основанная на идеях шовинизма, расового превосходства, ненависти к человеку не приносит никаких плодов и чужда общемировой культуре.

Задание №4

При проведении исследования учёные задавали гражданам вопрос: «Что, по вашему мнению, необходимо в первую очередь делать в нашей стране для предотвращения конфликтов между представителями разных народов?»
Дайте и аргументируйте свою оценку эффективности предложенных участниками исследования мер. Заполните таблицу.

Ответ участника исследования Оценка и аргументы  
Вести воспитательную работу в образовательных организациях  
Изучать в школах историю и культуру других народов  
Показывать по телевидению больше примеров взаимодействия людей разных национальностей  
Проводить фестивали национальных культур  
Строго контролировать въезд в страну представителей других национальностей  
Поддерживать равноправие людей всех национальностей  
Обеспечить работой представителей всех национальностей  
Улучшить работу полиции  
Дать больше прав местному населению   



Ответ:

Ответ участника исследования  Оценка и аргументы
Вести воспитательную работу в образовательных организациях  Эта мера эффективна, потому что в школьном возрасте формируется представление о многих вещах.
Изучать в школах историю и культуру других народов  Данная мера вполне эффективна, изучение этнического многообразия поможет расширить кругозор школьников, сформировать доброжелательное восприятие чужой культуры.
Показывать по телевидению больше примеров взаимодействия людей разных национальностей Данная мера отчасти эффективна, но требует разумного подхода. Показ по телевидению всех подряд национальностей ни к чему не приведет. Во−первых, излишняя концентрация на конкретных народах может восприниматься неправильно. Общество должно стремиться к полному равноправию и единству всех народов. Во−вторых, больше внимания стоит уделять созданию позитивного образа того народа, с которым сложились негативные отношения.
Проводить фестивали национальных культур Данная мера эффективна, так как будет способствовать расширению культурного многообразия, и в то же время подчеркивать самобытность разных народов.
Строго контролировать въезд в страну представителей других национальностей 
Строго контролировать въезд в страну представителей других национальностей Данная мера неэффективна, так как может только посеять национальную рознь. Ограничивать въезд в страну следует только в отношении тех лиц, кто представляет угрозу безопасность и общественному порядку (лица с судимостью и т.п.).
Поддерживать равноправие людей всех национальностей Данная мера безусловно эффективна и должна всячески поддерживаться, так как будет помогать бороться с идеями национального превосходства.
Обеспечить работой представителей всех национальностей Данная мера малоэффективна, потому что национальные конфликты в основном возникают совсем не из−за работы.
Улучшить работу полиции Данная мера неэффективна, она не влияет на суть проблемы. Полиция и так в силу закона должна работать хорошо. В первую очередь нужно воспитывать терпимость по отношению к другим народам.
Дать больше прав местному населению   Данная мера неэффективна. Напротив, она может провоцировать «местечковое» сознание, и создавать напряжение с теми, кто неместный.