§17. Защита Отечества

Задание №1

Раскройте смысл понятий.
Долг − _
Обязанность − _
Что объединяет понятия «долг» и «обязанность»?
В чём их различия?

Ответ:

Долг − внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство; нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения.
Обязанность − круг действий, возложенных на кого−нибудь и безусловных для выполнения.
Оба понятия подразумевают определенные обязательства, возлагаемые на человека, которые он должен будет выполнить.
В случае долга человек сам берет на себя обязательства, а в случае обязанности обязательства накладываются на человека кем−то или чем−то. Долг относится к морально−нравственной категории, а обязанность − к юридической.

Задание №2

Вы знаете, что на протяжении многих веков единственным занятием, достойным знатного мужчины, считалась военная служба. Приведите несколько примеров этого факта и дайте им пояснение.

Ответ:

Примеры:
1) Княжеская дружина в Древнерусском государстве. Небольшая, но очень влиятельная группа людей, приближенных к киевскому князю и удельным князьям. Княжеская дружина принимала участие в военных походах, но привилегии дружинников были значительно шире, чем у простых наемников. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Кроме военной несли управленческие и судебные функции.
2) Рыцарство в средневековой Европе. Это был привилегированный слой общества. Быть рыцарем считалось крайне почётно. Рыцарем мог стать только очень богатый человек. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда.
3) Дворянство во времена царской России. Основной деятельностью дворян была военная служба. За неё дворяне получали землю, деньги и дорогие подарки.

Задание №3

В трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. в одну из местных комсомольских ячеек поступило заявление ученика средней школы Геннадия Межевалова:
«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города... И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
Оцените поступок подростка.
Предположите, почему мать Геннадия согласилась отпустить его на фронт.

Ответ:

Поступок свидетельствует о том, что у подростка глубоко развито чувство патриотизма. Он готов пожертвовать своей жизнью ради защиты своего Отечества. «Я обязуюсь бить врага до последней капли крови».
Думаю, мать Геннадия тоже глубоко патриотичный человек. Не зря война называлась Великая Отечественная. Советские люди готовы были отдать самое дорогое для них ради спасения Отечества. Мать Геннадия понимала, как важно защитить Отечество от врагов. Чувство долга перед Родиной подтолкнуло ее согласиться с желанием сына отправиться на фронт.

Задание №4

Знаете ли вы ветеранов Великой Отечественной войны? Есть ли в вашей семье участники войны? Узнайте, в каких войсках они служили. Нарисуйте отличительные знаки нескольких родов войск и сделайте подписи под ними.

Ответ:

К сожалению, я не знаком лично ни с кем из ветеранов Великой Отечественной войны. С момента окончания войны прошло больше 77 лет, и в живых их осталось очень мало.
Из нашей семьи принимал участие в войне отец моей бабушки, Воронин Николай Иванович, 1909 года рождения. Прошел почти всю войну, с ее начала в 1941 г. и до ноября 1944 года, когда был тяжело ранен при освобождении Польши и демобилизован. Служил в войсковой разведке, на момент тяжелого ранения был командиром взвода разведроты в войсках 2 Белорусского фронта, старший сержант.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова

Задание №5

Обведите цифры, под которыми указаны верные суждения о воинской обязанности гражданина РФ.
1) Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения им 18 лет.
2) Гражданин обязан состоять на воинском учёте в военкомате по месту жительства.
3) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.
4) Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

Ответ:

Верные суждения − 2, 3, 4:
1) Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения им 18 лет.
2) Гражданин обязан состоять на воинском учёте в военкомате по месту жительства.
3) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.
4) Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

Задание №6

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведите цифру, под которой оно указано.
1) Несение боевого дежурства; 2) военная служба; 3) участие в учениях кораблей; 4) выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов; 5) оказание помощи правоохранительным органам.

Ответ:

Обобщающим понятием для всех остальных является военная служба.
1) Несение боевого дежурства; 2) военная служба; 3) участие в учениях кораблей; 4) выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов; 5) оказание помощи правоохранительным органам.

Задание №7

Запишите имена ваших земляков−героев, чьи подвиги связаны с выполнением воинского долга, и подготовьте устные сообщения о каждом из них.

Ответ:

1) Василий Рязанов (1901−1951), родился 12 (25) января 1901 года в селе Большое Козино Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Летчик, дважды Герой Советского Союза.
2) Иван Усилов (1922−1943), родился в 1922 году в городе Богородск Нижегородской губернии. Офицер Красной Армии, Герой Советского Союза.
3) Иван Ивлиев (1916−1966), родился 2 января 1916 года в селе Лопатино Нижегородской области. Танкист, командир танковой бригады, Герой Советского Союза.

Задание №8

Внимательно прочитайте в рубрике «Учимся быть мужественными» советы В. А. Сухомлинского и сформулируйте несколько правил, которым должен следовать будущий воин.

Ответ:

Правила, которым должен следовать будущий воин:
• Стараться всегда быть выносливым, стойким и терпеливым.
• Не бояться трудностей и быть верным своему слову.
• Властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями.
• Быть мужественным по жизни.
• Защищать слабых и беззащитных.