§11. Культура и ее достижения

Задание №1

Раскройте смысл понятия.
Культура − _

Ответ:

Культура − совокупность достижений человечества в области общественно−интеллектуальных и производственных отношений.

Задание №2

Первая компьютерная мышь, изобретённая в 1960−х гг. Дугласом Энгельбартом, представляла собой деревянную коробочку с двумя перпендикулярными колёсами, выступающими из корпуса устройства, и шнуром, торчащим из корпуса в задней части. При перемещении мыши колёса крутились каждое в своём измерении.
С тех пор компьютерная мышь претерпела множество изменений.
Дайте объяснение приведенных фактов, используя понятия «новаторство», «преемственность».
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова

Ответ:

С момента появления первой компьютерной мыши по сегодняшний день данное устройство претерпело большие изменения в своём облике. Сравнивая самую первую и современную модели, можно сказать, что преемственность в принципе действия устройства в общих чертах сохранилась. Тем не менее, благодаря новаторству разработчиков внешний вид сильно изменился, эволюция компьютерной мыши не прекращается.

Задание №3

В 2015 г. фонд «Общественное мнение» опрашивал россиян о том, как часто они читают книги (в том числе электронные).
Ответы участников опроса (в % от числа отвечавших) приведены в графическом виде.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, ЛисковаПроанализируйте ответы опрошенных. Оцените, часто или редко большинство опрошенных россиян читают книги. Объясните свою оценку.

Ответ:

Почти 35% опрошенных читают книги каждый или почти каждый день. Примерно 13% занимаются чтением книг 2−3 раза в неделю, а 7% − раз в неделю. Есть среди опрошенных и такие, кто почти никогда не читает книги (их чуть больше 20%), и те, кто читает книги реже 1 раза в месяц (10%).
В целом можно сделать вывод, что большинство россиян всё−таки читает книги довольно регулярно (каждый месяц). В то же время настораживает тот факт, что такое большое количество людей – пятая часть – вообще не читает. Думаю, это указывает на проблемы в культурном развитии общества.

Задание №4

Прочитайте текст и выполните задания.
Всё, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: это всё, не созданное человеком (естественное), и всё, им созданное (искусственное). Первую сферу мы, как правило, называем природой, вторую — культурой. Как известно, культура делится, в свою очередь, тоже на две большие группы — это материальная и духовная культура. Последняя существует в различных видах или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия.
Эти формы сходны между собой в том, что с их помощью человек пытается ответить себе на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (Homo Sapiens), с момента своего появления на Земле никогда не уставал себе задавать. А различие между основными формами духовной культуры заключается в том, что они исследуют различные вещи и используют разные методы.
Так, например, предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, постигая который, она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым всё доказывать, а также экспериментировать, всё глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.
Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который она полагает реально существующим и считает все земные события напрямую зависящими от этого высшего мира. Увидеть его нельзя, а поэтому точное знание о нём невозможно. По отношению к этому миру нельзя поставить эксперимент, а значит, ни доказать, ни опровергнуть его существование невозможно. Религия обращена, в отличие от науки, не на естественный, а на сверхъестественный мир и базируется не на доказательстве, а на вере.
Предметом искусства является, как правило, внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что−либо доказывать, а в отличие от религии не призывает во что−либо безусловно верить, оно базируется на выражении и передаче через художественные образы каких−либо чувств, настроений, переживаний.
(Д. А. Гусев)
1) Составьте план текста.
2) Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
На какие две большие сферы автор делит окружающий мир?
Какие виды/формы духовной культуры выделил автор?
В чём отличие предмета науки от предмета религии? На чём базируется религия?
В чём автор видит отличие искусства от науки, религии?

Ответ:

1) План текста:
1. Общее понятие «культура».
2. Сходство и различие основных форм духовной культуры.
3. Сущность науки.
4. Сущность религии.
5. Сущность искусства.
2) Сферы, на которые делится окружающий мир − «это всё, не созданное человеком (естественное), и всё, им созданное (искусственное)».
Виды/формы духовной культуры − «основными являются наука, религия, искусство и философия»
Отличие предмета науки от предмета религии: «Религия обращена, в отличие от науки, не на естественный, а на сверхъестественный мир и базируется не на доказательстве, а на вере».
Отличия искусства: «В отличие от науки искусство не стремится что−либо доказывать, а в отличие от религии не призывает во что−либо безусловно верить».

Задание №5

Всегда приятно общаться с культурным человеком. Ответьте на вопросы.
1) Как вы думаете, какого человека называют культурным?
2) Можете ли вы назвать себя культурным человеком? Почему?
3) Что, по вашему мнению, должен делать человек, чтобы стать культурным?

Ответ:

1) Культурного человека отличает наличие определенного уровня интеллекта, знание этикета, умение правильно и грамотно выражать свои мысли, способность быть объективным, умение держать под контролем свои эмоции, наличие собственного мнения. Такой человек способен к переживанию и состраданию.
2) Культурный человек − это образованный, воспитанный, интеллигентный человек. Он с уважением относится к себе и окружающим его людям. Я стараюсь соответствовать этим характеристикам, поэтому считаю, что меня можно назвать культурным человеком.
3) Думаю, чтобы стать культурным, нужно стремиться развивать в себе: умение правильно и грамотно выражать свои мысли, способность быть объективным, умение держать под контролем свои эмоции, способность формировать собственное мнение, умение сопереживать. Кроме того, следует постоянно работать над собой, учиться, повышать интеллектуальный уровень.