§5. Обмен, торговля, реклама

Задание №1

Вставьте в текст пропущенные слова.
Любой _ обладает определённой ценностью, иначе он не был бы экономическим. С одной стороны, ценность заключена в том, что данный продукт может быть употреблён в дело, то есть принести пользу. Это свойство товаров называют их _ . С другой стороны, ценность товара состоит в возможности _ его на деньги или другой предмет. Это качество товара называют _ .
Стоимость _ , будь то товары или услуги, измеряется в денежном выражении. _ служат универсальным измерителем стоимости, всеобщим товарным эквивалентом. Денежное выражение стоимости любого товара называют его _ .

Ответ:

Любой продукт обладает определённой ценностью, иначе он не был бы экономическим. С одной стороны, ценность заключена в том, что данный продукт может быть употреблён в дело, то есть принести пользу. Это свойство товаров называют их потребительской стоимостью. С другой стороны, ценность товара состоит в возможности обменять его на деньги или другой предмет. Это качество товара называют меновой стоимостью.
Стоимость продукта, будь то товары или услуги, измеряется в денежном выражении. Деньги служат универсальным измерителем стоимости, всеобщим товарным эквивалентом. Денежное выражение стоимости любого товара называют его ценой.

Задание №2

В приведённом списке обведите цифры, под которыми указаны верные суждения.
1) Любой товар обладает стоимостью.
2) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продаётся и не покупается.
3) Общественное разделение труда способствует обмену.
4) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительской.

Ответ:

Верные суждения в списке − 1, 3, 4:
1) Любой товар обладает стоимостью.
2) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продаётся и не покупается.
3) Общественное разделение труда способствует обмену.
4) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительской.

Задание №3

Соотнесите определения и понятия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) мера ценности полезного товара
Б) товарообмен, происходящий без помощи денег
В) денежное выражение ценности товара
Г) набор разнообразных товаров, услуг
↓↑
ПОНЯТИЯ
1) цена
2) ассортимент
3) стоимость
4) бартер
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А  Б  В  Г
       

Ответ:

А  Б  В  Г
3 4 1

 

Задание №4

Фонд «Общественное мнение» в феврале 2014 г. провел опрос россиян о том, где они, как правило, покупают одежду и обувь (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс рабочая тетрадь Котова, Лискова1) Сформулируйте не менее двух существенных различий в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое различие.
2) Где обычно покупает одежду, обувь ваша семья? Объясните почему.

Ответ:

1) Исходя из результатов опроса категория «31−45 лет» совершают гораздо больше покупок в интернет−магазине, чем категория «старше 60 лет». Вероятно, пожилые люди с определенным недоверием относятся к сделкам в виртуальном пространстве, а также испытывают трудности при пользовании интернетом и гаджетами.
Категория «старше 60 лет» по сравнению с категорией «31−45 лет» в несколько раз меньше совершает покупки в торговом центре, и больше всего предпочитает вещевые рынки. Скорее всего, старшее поколение считает, что ассортимент магазинов торговых центров слишком молодёжный, кроме того, цена на вещевом рынке часто ниже цены в магазинах.
2) Одежду и обувь наша семья покупает чаще всего в торговых центрах и отдельных магазинах. Связано это с тем, что на вещевых рынках качество продукции нередко оставляет желать лучшего, а при покупках в интернет−магазине есть вероятность ошибиться с размером, цветом и материалом вещи.

Задание №5

Три поросёнка решили построить кирпичный дом. В течение двух лет каждый из них покупал ежемесячно по 50 кирпичей в магазине стройматериалов. В итоге за всё было уплачено 10 800 медяков. На оптовой базе 10 кирпичей продаются за 15 медяков.
Произведите несложные расчёты и выясните, сколько денег смогли бы сэкономить поросята, если бы купили все кирпичи на оптовой базе.

Ответ:

За 2 года (24 месяца) три поросёнка, покупая по 150 кирпичей ежемесячно (3 * 50), купили в магазине:
150 * 24 = 3600 кирпичей и потратили 10800 медяков.
Стоимость 1 кирпича составила 10800 : 3600 = 3 медяка.
На оптовой базе можно купить 10 кирпичей за 15 медяков, то есть стоимость 1 кирпича составляет 15 : 10 = 1,5 медяка.
Получается, что здесь можно было купить 3600 кирпичей за 5400 медяков (3600 * 1,5).
Вывод: поросята смогли бы сэкономить половину от той суммы, которую потратили: 10800 медяков − 5400 медяков = 5400 медяков.

Задание №6

Участники телевизионной передачи, посвящённой роли рекламы в современной экономике, высказали несколько суждений. Познакомьтесь с ними и выполните задания.
• «Реклама − это средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слышали».
• «Никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно».
• «Можно дурачить всех долгое время при условии, что реклама ведётся правильно, а расходы на неё достаточно велики».
1) Определите, какова цель рекламы для производителя и для потребителя.
2) Используя свой жизненный опыт, приведите несколько аргументов в подтверждение правоты автора первого из приведённых суждений.
3) Нуждаются ли, на ваш взгляд, в рекламе всем известные товары первой необходимости, например хлеб, молоко? Почему?
4) Являются ли второе и третье суждения взаимоисключающими? Почему?
5) Некоторые участники передачи назвали третье суждение аморальным. Предположите, почему они дали именно такую оценку.

Ответ:

1) Цель рекламы для производителя и для потребителя.
Для производителя реклама преследует несколько целей:
• информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его приобретения, создание образа фирмы);
• формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу);
• напоминание (поддержка на высоком уровне осведомленности об известном товаре).
Потребитель, в свою очередь, благодаря рекламе узнает о выходе нового продукта, о его преимуществах по отношению к другим подобным товарам.
2) «Реклама − это средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слышали».
При широкой рекламе новых моделей смартфонов люди начинают покупать их активнее, так как в рекламе делается упор на престижность обладания новым гаджетом. Обладатель нового смартфона, согласно рекламе, выделяется из «серой» массы людей, становится яркой индивидуальностью, хотя большинство людей без данной рекламы и не подумали бы его приобретать.
3) Товары первой необходимости не нуждаются в особой рекламе, так как потребитель в любом случае будет их приобретать. Реклама для таких товаров необходима лишь для победы над конкурентами, предлагающими аналогичный товар.
4) Да, второе и третье суждения частично взаимоисключают друг друга, так как в одном говорится о невозможности продать плохой товар, а в другом о возможности продавать все, что угодно, в том числе плохой товар, за счёт качественной рекламы долгое время.
5) Из−за использованного в суждении слова «дурачить», которое употребляется в качестве эквивалента рекламе, то есть производитель намерен обманывать покупателя, а это в большинстве случаев не так.

Задание №7

Жителям крупного российского города журналисты задавали вопрос: «Как вы обычно поступаете, когда по телевизору начинают показывать рекламные ролики?»
Результаты опроса представлены в виде таблицы. Ознакомьтесь с ними и ответьте на вопросы, выполните задания.

Вариант ответа  Количество опрошенных, %
Переключаюсь на другой канал  35
Отвлекаюсь от телевизора на другие дела  27
Смотрю ролики, слушаю рекламную информацию  8
Выключаю звук телевизора  23
Вообще выключаю телевизор  7

1) Какой ответ является самым популярным? Предположите почему.
2) Какие действия наименее распространены среди опрошенных? Предположите почему.
3) Какой ответ на вопрос журналистов дали бы вы? Свой выбор обоснуйте.
4) Можно ли по результатам опроса сделать вывод о том, что реклама не выполняет свою функцию? Своё мнение поясните.

Ответ:

1) Самым популярным стал ответ "Переключаюсь на другой канал", потому что рекламная информация людям чаще всего неинтересна, навязана, к тому же слишком часто повторяется.
2) Наименее распространены – "Смотрю ролики, слушаю рекламную информацию" (8 %) и "Вообще выключаю телевизор" (7%). При выключенном телевизоре невозможно отследить конец рекламы. Малое количество зрителей, смотрящих рекламу, связано с существующим переизбытком рекламы в мире.
3) Как правило, я переключаюсь на другой канал или отвлекаюсь на другие дела – звоню по телефону, завариваю чай и т.п., потому что можно занять себя более полезными делами, чем просмотр рекламных роликов.
4) Так сказать нельзя, потому что определенное количество людей все−таки просматривает рекламные ролики, кроме того, рекламы так много и она так навязчива и часто повторяется, что в любом случае доходит до зрителя и свою роль выполняет.

Задание №8

Приведите несколько примеров рекламы в СМИ, которая вам не нравится. Заполните таблицу.

Пример рекламы  Почему эта реклама мне не нравится  Какую рекламу данного товара или услуги можно предложить
     

Ответ:

Пример рекламы  Почему эта реклама мне не нравится  Какую рекламу данного товара или услуги можно предложить
Реклама Альфабанка Банк с участием Ивана Урганта говорит об однозначном росте акции при вложении средств на бирже В рекламе должно быть упоминание о возможной прибыли, а не об однозначной. Так как есть риск потерять деньги, а не заработать их.
Реклама драже Skittles  Потому что вызывает чувство брезгливости из−за сравнения драже с прыщами   Рекламу, вызывающую позитивные чувства, например, с детьми, радующимися вкусу конфет
Реклама от компании Old Spice с темнокожим актером на коне  Считаю ее вульгарной и неестественной  Более приятную для эстетического восприятия рекламу, подчеркивающую достоинства товара – запахи, увлажняющие свойства


Пример рекламы Почему эта реклама мне не нравится Какую рекламу данного товара или услуги можно предложить

Задание №9

Прочитайте отрывок из книги В. А. Гиляровского «Москва и москвичи» о том, как иногда работали московские торговцы в конце XIX в. Ответьте на вопросы, выполните задания.
«Здесь... насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдёж от десятка «зазывал», обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье.
− Да не надо мне платья! − отбивается от двух молодцов в поддёвках, ухвативших его за руки, какой−нибудь купец или даже чиновник.
− Помилте, вышздоровье... да вы только поглядите товар.
И каждый не отстаёт от него, тянет в свою сторону, к своей лавке.
А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера... Великие мастера были «зазывалы»!»
1) Можно ли назвать деятельность «зазывал» рекламой? Почему?
2) Можно ли сравнить приёмы, применяемые современными специалистами по рекламе, с описанными? Аргументируйте своё мнение.
3) Как вы думаете, стоило что−либо изменить в деятельности подобных коммерсантов? Ответ поясните.

Ответ:

1) Деятельность «зазывал» можно, но с оговоркой, назвать рекламой, так как они пусть агрессивно и настойчиво, но рекламировали, показывали товар покупателю.
2) Сравнить приёмы, применяемые современными специалистами по рекламе, с описанными можно. Как раньше, так и сейчас рекламщики пытаются заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слышали, в том, что им объективно не надо. Нередко для этого используются агрессивные методы. Ярким примером служат многочисленные навязчивые рекламные объявления в Интернете (ставки на спорт, интернет−казино).
3) Коммерсантам определенно стоило бы действовать не так агрессивно. Покупатель должен совершать покупки добровольно по своему желанию, а не под давлением со стороны продавца. Соответственно, коммерсантам стоило бы озаботиться вопросом создания качественной и интересной рекламы, чтобы в итоге покупатель сам захотел приобрести у них товар.