§8. Человек в обществе: труд и социальная лестница
Задание №1
Прочитайте фрагмент размышлений о труде основателя известного концерна Генри Форда, ответьте на вопросы и выполните задания.
«Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. <...>
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. <...>
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего».
1) Как вы понимаете данное Г. Фордом определение труда? В чём, по мнению автора, состоит нравственное значение труда?
2) Опираясь на содержание текста, приведите доказательства общественной значимости труда.
3) Как, по мнению автора, общество может побуждать людей к труду? Справедлива ли, на ваш взгляд, такая мера? Свой ответ поясните.
Ответ:
1) В определении труда Г. Форд имеет в виду, что труд − это сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы для достижения заранее намеченной цели. Нравственное значение труда состоит в справедливости − каждый получает по заслугам. «Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него».
2) «Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать». Всё, что было создано в мире, является результатом труда многочисленных представителей человеческого общества. Благодаря их труду люди получили возможность пользоваться разнообразными вещами и удовлетворять свои потребности. В этом и состоит общественная значимость труда.
3) По мнению автора, общество может побуждать к труду. Если человек не работает, и ничего обществу не даёт, то он ничего от общества и не получает. Если человек хорошо работает, то есть отдаёт себя обществу, то и от общества получает зарплату и другие блага. Такая мера в целом справедлива. Но при этом Г. Форд говорит, если «человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать» не вправе «получать в полной мере возмещение за свой труд». С этим я не согласен, потому что есть люди, которые не могут полноценно работать (инвалиды, матери−одиночки), и общество должно взять на себя ответственность за них.
Задание №2
Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.
1) Согласны ли вы с этой идеей? Обоснуйте своё мнение.
2) Реализуема ли эта идея в современном обществе? Почему?
3) Предложите возможный путь решения проблемы занятости молодёжи в своём регионе.
Ответ:
1) Общественно полезный труд предполагает разнообразную деятельность, направленную непосредственно на удовлетворение каких−либо общественных потребностей и нужд. Если все трудоспособные члены общества будут заняты таким трудом, то такое общество будет развиваться и процветать. Поэтому я согласен с этой идеей.
2) В современном обществе эта идея не реализуема, потому что главной особенностью капиталистического общества является идея наживы и собственнических интересов. Труд граждан такого общества направлен в первую очередь на удовлетворение собственных потребностей, а государство проявляет недостаточно внимания к всеобщей занятости населения.
3) Пути решения проблемы занятости молодёжи в моём регионе:
• создание дополнительных рабочих мест;
• повышение качества образования молодёжи, чтобы улучшить их конкурентоспособность на рынке труда;
• создание гарантированных рабочих мест на предприятиях;
• организация стажировок и производственной практики.
Задание №3
Заполните таблицу, указывая в соответствующем столбце номера приведённых ниже примеров.
Примеры: 1) уборка помещений; 2) выведение нового сорта хризантем; 3) проверка билетов в кинотеатре; 4) лечение больных людей; 5) создание моделей одежды; 6) охрана пункта обмена валюты; 7) пошив постельного белья; 8) парикмахерские услуги; 9) сбор урожая картофеля; 10) пилотирование гоночной машины; 11) декоративная роспись шкатулки.
Высококвалифицированный труд | Малоквалифицированный труд |
Ответ:
Высококвалифицированный труд | Малоквалифицированный труд |
2, 4, 5, 8, 10, 11 | 1, 3, 6, 7, 9 |
Задание №4
Приведите по два−три примера работ, при которых в наибольшей степени учитываются интересы работника и работодателя:
а) оклад как система оплаты труда: _
б) повремённая система оплаты труда: _
Предположите, каковы преимущества комплексного подхода к оплате труда, объединяющего обе системы. Выскажите два−три суждения.
Ответ:
а) оклад как система оплаты труда: оклад − это твердая денежная сумма, выплачиваемая работнику ежемесячно за исполнение им обязанностей по трудовому договору. Примеры:
• учитель в средней школе;
• сотрудник полиции;
• работник центра занятости.
б) повремённая система оплаты труда − это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда. Примеры:
• охранник;
• водитель такси;
• оператор колл−центра.
Комплексный подход будет лучше мотивировать работников, позволит обеспечить с одной стороны стабильность и уверенность, с другой стимулировать интенсивность труда.
Задание №5
Запишите с нумерацией факторы, которыми может определяться размер заработной платы работника.
Определите, какой(ие) из факторов будет(ут) действовать в каждом из приведённых случаев. В пустой столбец впишите номер(а) соответствующего(их) фактора(ов).
Труд нефтяника Заполярья | |
Труд спасателя в горах | |
Труд врача−педиатра | |
Труд мастера, изготавливающего ювелирные украшения по собственным эскизам | |
Труд швеи на фабрике по изготовлению мужских костюмов | |
Труд программиста | |
Труд адвоката | |
Труд машиниста железнодорожного состава |
Ответ:
Факторы, определяющие размер заработной платы:
1. Качество и количество труда;
2. Сложность труда и уровень квалификации;
3. Условия труда;
4. Социальная значимость труда;
5. Степень риска;
6. Уникальность труда.
Труд нефтяника Заполярья | 3 |
Труд спасателя в горах | 4,5 |
Труд врача−педиатра | 2,4 |
Труд мастера, изготавливающего ювелирные украшения по собственным эскизам | 1,6 |
Труд швеи на фабрике по изготовлению мужских костюмов | 1 |
Труд программиста | 2,6 |
Труд адвоката | 2 |
Труд машиниста железнодорожного состава | 3 |
Задание №6
Существует множество крылатых фраз, пословиц и поговорок о работе и работниках. Вспомните и запишите некоторые из них.
Какова, по вашему мнению, их основная идея?
Ответ:
Крылатые фразы, пословицы и поговорки о работе и работниках:
• Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
• Сегодняшней работы на завтра не откладывай.
• На охочего работника дело найдется.
• Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
• Дело мастера боится.
• Глаза страшатся, а руки делают.
Основная идея всех пословиц и поговорок о работе, работнике и труде в том, что хороший работник и добросовестный труд ценились во все времена и были в почете и уважении.
Задание №7
Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме — информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете, предоставляются агентствам по трудоустройству. Приведём два подобных резюме.
Резюме 1
Общие сведения | Иванов Иван Иванович, 1985 года рождения, русский, женат; ул. Погодинская, д. 8, корп. 1, кв. 113, т. 100−10−10 |
Образование | Институт управления. Время учёбы − 2002−2006 гг. Специальность − экономика и управление на предприятии. |
Опыт работы | 2004−2008 гг. − Деревообрабатывающий комбинат, Петрозаводск. Должность − нач. отдела кадров. Уволен в связи с переездом на новое место жительства. С апреля 2009 г. по настоящее время − Коммерческий банк. Специалист отдела персонала. Характер работы − организация и проведение отбора (конкурса) персонала в банк, маркетинг рынка труда. |
Знания, навыки | Отличное знание компьютера и современной оргтехники, французский язык. |
Предполагаемый характер работы | Руководитель отдела персонала. Характер работы − планирование, организация подбора персонала. |
Рекомендации | Сидоров Сергей Васильевич, т. 222−12−22; Реборн Петров Василий Иванович, т.222−18−34. |
Дополнительная информация | Хорошие организаторские способности, добросовестен, инициативен. Коммуникабелен, интеллигентен. |
Резюме 2
Сведения о кандидате
Мужчина, возраст − 24 года, образование − среднее специальное, опыт работы − 6 лет, Москва, зарплата по договорённости.
Профессиональные навыки
Ищу высокооплачиваемую работу в качестве водителя. Стаж работы − 6 лет, опыт работы в такси, персональным водителем. Водительское удостоверение категории В и С. Регистрация − г. Москва.
Дополнительная информация
Хорошее знание Москвы, пунктуальность, исполнительность, безопасность в работе, трудолюбие, честность, коммуникабельность, обучаемость. Без вредных привычек.
Р.S. При необходимости могу предоставить дополнительную информацию об опыте работы и рекомендации.
1) Какие группы сведений представлены в обоих резюме?
2) Предположите, с какой целью в резюме приводятся данные о личных качествах соискателя работы.
3) Какие умения, качества соискателя работы считают важными, значимыми?
4) Попытайтесь составить собственное резюме или резюме кого−либо из ваших родных или знакомых.
Ответ:
1) В обоих резюме представлены общие сведения (пол, возраст), образование, опыт работы, знания и навыки, предполагаемый характер работы, дополнительная информация (личные качества).
2) Личные качества − это особенности характера человека. Зная их, работодателю будет проще понять, справится ли соискатель с работой, на которую претендует.
3) Важными, значимыми умениями и качествами считают исполнительность, пунктуальность, добросовестность, честность, трудолюбие, обучаемость, коммуникабельность, инициативность, хорошие организаторские способности, интеллигентность, отсутствие вредных привычек.
4) Резюме:
Общие сведения Кривоногова Мария Ивановна, 1989 года рождения, русская, семейное положение: замужем, ул. Петрова, д.25, кв.63, т.628−39−40, email Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. | Кривоногова Мария Ивановна, 1989 года рождения, русская, семейное положение: замужем, ул. Петрова, д.25, кв.63, т.628−39−40, email Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. |
Образование | 2008 г. − 2013 г. Российский государственный торгово−экономический университет, факультет учета, аудита и экономической кибернетики. Специальность − бухгалтерский учет и аудит. |
Опыт работы | С 04.2013 г. по наст. время − ООО «Бизнес−идея» (разработка ПО) − главный бухгалтер. Организация и постановка бухгалтерского учета с начала деятельности предприятия. Разработка учетной политики предприятия. Формирование и сдача финансовой, статистической и налоговой отчетности. Ведение бухгалтерского и налогового учета компании в полном объеме. |
Знания, навыки | Знание языков: русский − родной, английский − со словарем. Навыки работы с компьютером: уверенный пользователь MS Offise, навыки работы с сетью интернет и электронной почтой, 1С:Предприятие 8.2, 1С:Бухгалтерия 8.2. |
Предполагаемый характер работы | Ведение бухгалтерского и налогового учета компании в полном объеме. |
Рекомендации | Учебный центр «Бухгалтер», т.627−39−51 Быстров Игорь Семенович, т.621−77−43 |
Дополнительная информация | Аналитическое мышление, умение быстро принимать решения, быстрая обучаемость, ответственность, целеустремленность, стремление к профессиональному росту. |
Задание №8
Многие школьники 14—15 лет, желающие поработать во время каникул, чтобы помочь семье или заработать на покупку какой−то вещи, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположите, почему школьникам не предлагают высококвалифицированную и, соответственно, более высокооплачиваемую работу.
Ответ:
Школьникам не предлагают высококвалифицированную работу по причине нехватки необходимых навыков такой деятельности. Кроме того, у школьников отсутствует профессиональное образование и им запрещено работать больше установленного законом количества часов. Поэтому предложения сводятся к малоквалифицированному, непродолжительному труду, не требующего особых умений и навыков.