УРОК 12. Как составляют топографические планы и карты (§12)
1. Съемка местности
Задание №•
На схеме подпишите названия видов съёмок местности в соответствии с их отличительными чертами.
Ответ:
2. Полярная съемка местности
Задание №•
Заполните таблицу.
Составление плана пришкольного участка
Действия | Данные о местности | Данные для составления плана |
1. Выбрать масштаб съёмки для планшета 30 х 40 см | Размеры участка м2 | Масштаб 1 : _ |
2. Начертить линейный масштаб | ||
3. Определить положение полюса на будущем плане с учётом расстояний до крайних объектов, которые будут нанесены на план | Измерить расстояния до крайних объектов и границ участка | Определить положение точки полюса на местности и на плане (в соответствии с масштабом) |
4. Встав в точке полюса, сориентировать планшет по компасу | Встать в исходной точке (полюсе). Закрепить компас на планшете. Повернуть планшет так, чтобы направления стрелки компаса и стрелки север − юг, нарисованной на плане, совпали | |
5. Из полюсов провести визирование на объекты местности с помощью визирной линейки | Выбрать объекты местности для визирования, определить их ключевые точки | Провести визирование на объекты и их ключевые точки. На плане провести линии визирования |
6. Определить расстояния от полюса до объектов, на которые проводилось визирование | Пронумеровать объекты визирования. Доступными способами измерить расстояния от полюса до объектов визирования. Записать результаты измерений | |
7. Используя условные знаки для топографических планов и карт, обозначить объекты на плане | Определить размеры объектов и расстояния между ними и полюсом в соответствии с масштабом. Выбрать из таблицы те условные знаки и сокращения, которые необходимо использовать для составления плана. Нанести их на план. Проверить и окончательно оформить план местности |
Ответ:
Составление плана пришкольного участка
Действия | Данные о местности | Данные для составления плана | |
1. Выбрать масштаб съёмки для планшета 30 х 40 см | Размеры участка 90 х 120 м2 |
|
|
2. Начертить линейный масштаб | ![]() |
в 1 см 3 м | |
3. Определить положение полюса на будущем плане с учётом расстояний до крайних объектов, которые будут нанесены на план | Измерить расстояния до крайних объектов и границ участка | Определить положение точки полюса на местности и на плане (в соответствии с масштабом) | |
4. Встав в точке полюса, сориентировать планшет по компасу | Встать в исходной точке (полюсе). Закрепить компас на планшете. Повернуть планшет так, чтобы направления стрелки компаса и стрелки север − юг, нарисованной на плане, совпали | ||
5. Из полюсов провести визирование на объекты местности с помощью визирной линейки | Выбрать объекты местности для визирования, определить их ключевые точки | Провести визирование на объекты и их ключевые точки. На плане провести линии визирования | |
6. Определить расстояния от полюса до объектов, на которые проводилось визирование | Пронумеровать объекты визирования. Доступными способами измерить расстояния от полюса до объектов визирования. Записать результаты измерений | ||
7. Используя условные знаки для топографических планов и карт, обозначить объекты на плане | Определить размеры объектов и расстояния между ними и полюсом в соответствии с масштабом. Выбрать из таблицы те условные знаки и сокращения, которые необходимо использовать для составления плана. Нанести их на план. Проверить и окончательно оформить план местности |
3. Составление плана местности на маршруте
Задание №•
Заполните таблицу.
Проведение маршрутной съёмки местности
Действия | Данные о местности | Данные для составления плана |
1. Выбрать масштаб съёмки для планшета 30 х 40 см | Длина маршрута _ м | Масштаб 1 : _ |
2. Начертить линейный масштаб | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
Ответ:
Проведение маршрутной съёмки местности
Действия | Данные о местности | Данные для составления плана |
1. Выбрать масштаб съёмки для планшета 30 х 40 см | Длина маршрута 388 м | Масштаб 1 : 10 000 |
2. Начертить линейный масштаб | в 1 см 150 м | ![]() |
3. Выбрать точку, откуда будет производиться начало съемки. | 60 м от западной границы, 52 м от северной | ![]() |
4. Измерить расстояния до точек визирования | до точки 1 − 32м, 2 − 49м, 3 − 61м, 4 − 28 м (10м до стены), 5 − 27м (15м до стены) | ![]() |
5. Перенести точки местности на план | 1 − стадион, 2 − выход из территории школы, 3 − шлагбаум, 4 − здание школы, 5 − бассейн | ![]() |
6. Оформить план | оформили | ![]() |
7. Произвести маршрутную съемку | произвели | ![]() |
Школа географа-следопыта
Задание №•
Проведите полярную съёмку пришкольного участка.
Работу лучше проводить по группам. План пришкольного участка будет совместным результатом работы каждой группы. Пометки и записи следует делать на плане в Дневнике географа−следопыта.
Первая группа определяет размеры пришкольного участка и выбирает масштаб съёмки.
Длина пришкольного участка _ м.
Ширина пришкольного участка _ м.
Масштаб съёмки _
Вторая группа определяет положение полюса съёмки и основные направления и точки визирования, определяет азимуты по компасу.
Третья группа готовит планшет и визирную линейку, ориентирует планшет по направлению "север − юг", проводит визирование.
Четвёртая группа определяет расстояния между полюсом и точками визирования.
Пятая группа определяет размеры объектов, которые будут обозначены на плане пришкольного участка.
Получив необходимые данные, составьте черновой вариант плана пришкольного участка. В кабинете географии завершите работу по составлению окончательного варианта плана.
Ответ:
Полярная съёмка пришкольного участка.
Первая группа определяет размеры пришкольного участка и выбирает масштаб съёмки.
Длина пришкольного участка 120 м.
Ширина пришкольного участка 90 м.
Масштаб съёмки 1 : 500
Вторая группа определяет положение полюса съёмки и основные направления и точки визирования, определяет азимуты по компасу.
Третья группа готовит планшет и визирную линейку, ориентирует планшет по направлению "север − юг", проводит визирование.
Четвёртая группа определяет расстояния между полюсом и точками визирования.
Пятая группа определяет размеры объектов, которые будут обозначены на плане пришкольного участка.
Получив необходимые данные, составьте черновой вариант плана пришкольного участка. В кабинете географии завершите работу по составлению окончательного варианта плана.