УРОК 17. Определение расстояний и высот (глубин) по глобусу (§17)

1. Определение расстояний по глобусу

Задание №• 1

Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий (алгоритм} определения расстояний по меридиану:
1) определить значения _ двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на _ км (средняя длина дуги меридиана в 1°).

Ответ:

Последовательность действий (алгоритм} определения расстояний по меридиану:
1) определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги меридиана в 1°).

Задание №• 2

Используя способ определения расстояний по меридиану, определите протяжён­ность крупнейшего по площади российского острова Сахалин (рис. 1 на с. 45) с севера на юг по меридиану 142° в. д.
1) _
2) _
3) _

Ответ:

Протяжён­ность крупнейшего по площади российского острова Сахалин (рис. 1 на с. 45) с севера на юг по меридиану 142° в. д.:
1) Так как долгота остается неизменной (142°), работать будем с широтой. Широта первой точки 53,5 °, второй − 46°.
2) Расстояние = 7,5°.
3) 7,5 * 111,13 = 833,48 км
Ответ: 833,48 км.

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Задание №• 3

Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
1) определить значения _ двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на _ км (средняя длина дуги данной параллели в 1°).

Ответ:

Последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
1) определить значения координат двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги данной параллели в 1°).

Задание №• 4

Используя способ определения расстояний по параллели, определите расстояние между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55° с.ш.
1) _
2) _
3) _

Ответ:

Определение расстояния между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55° с. ш.:
1) Так как широта остается неизменной (55° с.ш.), будем работать с долготой. Долгота первой точки равна 32° в.д., второй − 61° в.д.
2) Расстояние между точками равно: 61 − 32 = 29°
3) 29° * 111,13 = 3 222,77 км.
Ответ: 3 222,77 км.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

2. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин

Задание №• 1

Впишите пропущенные слова в определение.
Изогипсы − это горизонтали, проведённые не через _ ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на _ и _ .
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией _ цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следу­ющие цвета:
низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают _ цветом;
возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают _ цветом;
низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1 000 м) окрашивают светло _ цветом;
средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают _ цветом;
высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками _ цвета.

Ответ:

Изогипсы − это горизонтали, проведённые не через равные ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на вертикальном и горизонтальном мастабах.
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией коричневого цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следу­ющие цвета:
низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают зелено−желтым цветом;
возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают светло−оранжевым цветом;
низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1 000 м) окрашивают светло−коричневым цветом;
средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают коричневым цветом;
высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками темно−коричневого цвета.

Задание №• 2

Укажите достоинства и недостатки различных способов изображения рельефа зем­ной поверхности на глобусе. Заполните пропуски в схеме.

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Школа географа-следопыта

Задание №• 1

Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчётов и измерений значения расстояний (протяжённости).

Объекты измерений Значения расстояний (протяжённости) по линиям градусной сетки Значения расстояний (протяжённости) по масштабной линейке
Протяжённость части Уральских гор между г. Магнитная и г. Народная    
Протяжённость Южной Америки по меридиану 62° з. д.    
Протяжённость о. Сахалин по меридиану 142° в. д.    
Расстояние между Санкт−Петербургом и Магаданом    
Протяжённость Африки по Северному тропику    
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш.    
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш.    

Сравните результаты, полученные разными способами. _

Ответ:

Объекты измерений Значения расстояний (протяжённости) по линиям градусной сетки Значения расстояний (протяжённости) по масштабной линейке
Протяжённость части Уральских гор между г. Магнитная и г. Народная 11.5 1278 км
Протяжённость Южной Америки по меридиану 62° з. д. 50 5 556,5 км
Протяжённость о. Сахалин по меридиану 142° в. д. 8 889,04 км
Расстояние между Санкт−Петербургом и Магаданом 120 6 696 км
Протяжённость Африки по Северному тропику 52 5 288 км
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш. 29  3 222,77 км

Сравните результаты, полученные разными способами.
Расстояние между двумя точками на Земле можно узнать при помощи глобуса, либо при помощи масштабной линейки. Значения должны получиться равные.

Задание №• 2

Используя рисунок (цветная вкладка, с. 1), сделайте рельефную карту Африки.
Вывод. По сравнению с другими материками Африка − _ материк.
Наиболее высокая часть Африки _ , наиболее низкая − _ .

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Вывод. По сравнению с другими материками Африка − преимущественно равнинный материк.
Наиболее высокая часть Африки южная , наиболее низкая − северная.