УРОК 17. Определение расстояний и высот (глубин) по глобусу (§17)
1. Определение расстояний по глобусу
Задание №• 1
Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий (алгоритм} определения расстояний по меридиану:
1) определить значения _ двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на _ км (средняя длина дуги меридиана в 1°).
Ответ:
Последовательность действий (алгоритм} определения расстояний по меридиану:
1) определить значения координат двух точек меридиана, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками меридиана в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги меридиана в 1°).
Задание №• 2
Используя способ определения расстояний по меридиану, определите протяжённость крупнейшего по площади российского острова Сахалин (рис. 1 на с. 45) с севера на юг по меридиану 142° в. д.
1) _
2) _
3) _
Ответ:
Протяжённость крупнейшего по площади российского острова Сахалин (рис. 1 на с. 45) с севера на юг по меридиану 142° в. д.:
1) Так как долгота остается неизменной (142°), работать будем с широтой. Широта первой точки 53,5 °, второй − 46°.
2) Расстояние = 7,5°.
3) 7,5 * 111,13 = 833,48 км
Ответ: 833,48 км.
Задание №• 3
Прочитайте текст учебника и запишите последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
1) определить значения _ двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на _ км (средняя длина дуги данной параллели в 1°).
Ответ:
Последовательность действий (алгоритм) определения расстояний по параллели:
1) определить значения координат двух точек параллели, расстояние между которыми необходимо рассчитать;
2) определить расстояние между двумя точками параллели в градусной мере;
3) умножить полученное расстояние в градусной мере на 111,13 км (средняя длина дуги данной параллели в 1°).
Задание №• 4
Используя способ определения расстояний по параллели, определите расстояние между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55° с.ш.
1) _
2) _
3) _
Ответ:
Определение расстояния между Смоленском и Челябинском (рис. 2) с запада на восток по параллели 55° с. ш.:
1) Так как широта остается неизменной (55° с.ш.), будем работать с долготой. Долгота первой точки равна 32° в.д., второй − 61° в.д.
2) Расстояние между точками равно: 61 − 32 = 29°
3) 29° * 111,13 = 3 222,77 км.
Ответ: 3 222,77 км.
2. Изображение рельефа на глобусе. Шкала высот и глубин
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова в определение.
Изогипсы − это горизонтали, проведённые не через _ ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на _ и _ .
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией _ цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следующие цвета:
низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают _ цветом;
возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают _ цветом;
низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1 000 м) окрашивают светло _ цветом;
средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают _ цветом;
высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками _ цвета.
Ответ:
Изогипсы − это горизонтали, проведённые не через равные ступени высот, а в соответствии с теми значениями, которые указаны на вертикальном и горизонтальном мастабах.
На глобусе изогипсы (горизонтали) проводят линией коричневого цвета.
Для изображения рельефа способом послойной окраски на глобусе используют следующие цвета:
низменности (с абсолютной высотой от 0 до 200 м) окрашивают зелено−желтым цветом;
возвышенности (с абсолютной высотой от 200 до 500 м) окрашивают светло−оранжевым цветом;
низкие горы (с абсолютной высотой от 500 до 1 000 м) окрашивают светло−коричневым цветом;
средневысотные горы (с абсолютной высотой от 1000 до 2000 м) окрашивают коричневым цветом;
высокие горы (с абсолютной высотой от 2000 до 5000 м и выше) окрашивают более насыщенными оттенками темно−коричневого цвета.
Задание №• 2
Укажите достоинства и недостатки различных способов изображения рельефа земной поверхности на глобусе. Заполните пропуски в схеме.
Ответ:
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Проведите измерения по глобусу. Занесите в таблицу полученные во время расчётов и измерений значения расстояний (протяжённости).
Объекты измерений | Значения расстояний (протяжённости) по линиям градусной сетки | Значения расстояний (протяжённости) по масштабной линейке |
Протяжённость части Уральских гор между г. Магнитная и г. Народная | ||
Протяжённость Южной Америки по меридиану 62° з. д. | ||
Протяжённость о. Сахалин по меридиану 142° в. д. | ||
Расстояние между Санкт−Петербургом и Магаданом | ||
Протяжённость Африки по Северному тропику | ||
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш. | ||
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш. |
Сравните результаты, полученные разными способами. _
Ответ:
Объекты измерений | Значения расстояний (протяжённости) по линиям градусной сетки | Значения расстояний (протяжённости) по масштабной линейке |
Протяжённость части Уральских гор между г. Магнитная и г. Народная | 11.5 | 1278 км |
Протяжённость Южной Америки по меридиану 62° з. д. | 50 | 5 556,5 км |
Протяжённость о. Сахалин по меридиану 142° в. д. | 8 | 889,04 км |
Расстояние между Санкт−Петербургом и Магаданом | 120 | 6 696 км |
Протяжённость Африки по Северному тропику | 52 | 5 288 км |
Расстояние между Смоленском и Челябинском по параллели 55° с. ш. | 29 | 3 222,77 км |
Сравните результаты, полученные разными способами.
Расстояние между двумя точками на Земле можно узнать при помощи глобуса, либо при помощи масштабной линейки. Значения должны получиться равные.
Задание №• 2
Используя рисунок (цветная вкладка, с. 1), сделайте рельефную карту Африки.
Вывод. По сравнению с другими материками Африка − _ материк.
Наиболее высокая часть Африки _ , наиболее низкая − _ .
Ответ:
Вывод. По сравнению с другими материками Африка − преимущественно равнинный материк.
Наиболее высокая часть Африки южная , наиболее низкая − северная.