УРОК 29. Выветривание и перемещение горных пород (§27)
1. Разрушение и изменение горных пород и минералов
Задание №•
Впишите пропущенные слова в определение.
Процесс разрушения и изменения горных _ на поверхности суши под воздействием атмосферного _ , солнечных _ , грунтовых и поверхностных _ и жизнедеятельности _ называют _.
Ответ:
Процесс разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного давления, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жизнедеятельности организмов называют выветриванием.
1.1. Химическое выветривание
Задание №•
Заполните пропуски в схеме (рис. 1).
Рис. 1
Ответ:
Рис. 1
1.2. Биологическое выветривание
Задание №•
Впишите пропущенные слова.
Корневая система деревьев способна механически и химически _ твёрдые горные породы.
Ответ:
Корневая система деревьев способна механически и химически изменять (разрушать) твёрдые горные породы.
1.3. Физическое выветривание
Задание №•
Впишите пропущенные слова.
Днём под действием солнечных лучей горные породы и слагающие их _ нагреваются и _ в объёме.
Ночью температура воздуха _ , горные породы и слагающие их минералы _ и неравномерно _ в объёме.
В результате многократного нагревания и остывания между разнородными частицами горных пород образуются _ , в которые просачивается _.
При замерзании воды в трещинах образуется _ , который _ в объёме и давит на стенки трещин.
В результате многократного _ и _.
Ответ:
Днём под действием солнечных лучей горные породы и слагающие их минералы нагреваются и уменьшаются в объёме.
Ночью температура воздуха снижается, горные породы и слагающие их минералы остывают и неравномерно увеличиваются в объёме.
В результате многократного нагревания и остывания между разнородными частицами горных пород образуются трещины, в которые просачивается вода.
При замерзании воды в трещинах образуется лед, который увеличивается в объёме и давит на стенки трещин.
В результате многократного замерзания и таяния оказывается сильное давление на горные породы, и они разрушаются.
2. Деятельность ветра, воды и льда
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
Воздух, вода и лёд при движении переносят из одних районов и откладывают в других районах горные породы, разрушенные в результате _.
Ответ:
Воздух, вода и лёд при движении переносят из одних районов и откладывают в других районах горные породы, разрушенные в результате выветривания.
Задание №• 2
Закончите предложения в схеме (рис. 2).
Рис. 2
Ответ:
Рис. 2
Задание №• 3
Впишите пропущенные слова.
На склонах обломочный материал движется сверху вниз. Скорость перемещения горных пород определяется, во−первых, _ склона, во−вторых, наличием и количеством _ на склоне, в−третьих, степенью насыщения массы. обломочных пород _.
Ответ:
На склонах обломочный материал движется сверху вниз. Скорость перемещения горных пород определяется, во−первых, крутизной склона, во−вторых, наличием и количеством предметов (препятствий) на склоне, в−третьих, степенью насыщения массы обломочных пород минералами.
Задание №• 4
На рис. 3 обведите те стрелки, которые по длине соответствуют скорости перемещения обломочного материала на соответствующем участке склона.
Рис. 3
Ответ:
Рис. 3
Задание №• 5
Прочитайте текст и впишите пропущенные слова.
В повести «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов упоминает гору−Кольцо: «В верстах трёх от Кисловодска в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний взгляд».
Гора−Кольцо на северной окраине Кисловодска сложена песчаниками, содержащими округлые известково−песчаные включения диаметром до 1,5 м. При _ включения выпадают из обрывистых стенок западного склона, оставляя овальные выемки. Со временем процессы _ и _ обтачивания привели к образованию гротов.
Ответ:
Гора−Кольцо на северной окраине Кисловодска сложена песчаниками, содержащими округлые известково−песчаные включения диаметром до 1,5 м. При выветривании включения выпадают из обрывистых стенок западного склона, оставляя овальные выемки. Со временем процессы воздушного и водного обтачивания привели к образованию гротов.
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Нарисуйте "хронологию" опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.
Ответ:
1. Наполнили два стакана дистиллированной водой. В каждом стакане растворили несколько ложек соды, и поместили концы шнура в стаканы. Края шнура зафиксировали скрепкой.
2. Наблюдаем процесс образования сталактита и сталагмита.
3. Через несколько дней фиксируем результат.
Задание №• 2
По координатам 57 ,5° с. ш. и 57° в. д. укажите положение Кунгурской ледяной пещеры на контурной карте России и подпишите её "адрес" Пермский край, город Кунгур. Совершите заочное интернет−путешествие по Кунгурской ледяной пещере (http://kungurskay.narod.ru/).
Ответ:
При посещении Кунгурской пещеры, мы увидели ледяные лабиринты с огромными гротами и подземными озерами, прогулялись по атмосферным улицам купеческого Кунгура и насладились потрясающими уральскими панорамами с вершины скалы Ермак.