УРОК 29. Выветривание и перемещение горных пород (§27)

1. Разрушение и изменение горных пород и минералов

Задание №•

Впишите пропущенные слова в определение.
Процесс разрушения и изменения горных _ на поверхности суши под воздействием атмосферного _ , солнечных _ , грунтовых и поверхностных _ и жизнедеятельности _ называют _.

Ответ:

Процесс разрушения и изменения горных пород на поверхности суши под воздействием атмосферного давления, солнечных лучей, грунтовых и поверхностных вод и жизнедеятельности организмов называют выветриванием.

1.1. Химическое выветривание

Задание №•

Заполните пропуски в схеме (рис. 1).
Рис. 1

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 1

1.2. Биологическое выветривание

Задание №•

Впишите пропущенные слова.
Корневая система деревьев способна механически и химически _ твёрдые горные породы.

Ответ:

Корневая система деревьев способна механически и химически изменять (разрушать) твёрдые горные породы.

1.3. Физическое выветривание

Задание №•

Впишите пропущенные слова.
Днём под действием солнечных лучей горные породы и слагающие их _ нагреваются и _ в объёме.
Ночью температура воздуха _ , горные породы и слагающие их минералы _ и неравномерно _ в объёме.
В результате многократного нагревания и остывания между разнородными частицами горных пород образуются _ , в которые просачивается _.
При замерзании воды в трещинах образуется _ , который _ в объёме и давит на стенки трещин.
В результате многократного _ и _.

Ответ:

Днём под действием солнечных лучей горные породы и слагающие их минералы нагреваются и уменьшаются в объёме.
Ночью температура воздуха снижается, горные породы и слагающие их минералы остывают и неравномерно увеличиваются в объёме.
В результате многократного нагревания и остывания между разнородными частицами горных пород образуются трещины, в которые просачивается вода.
При замерзании воды в трещинах образуется лед, который увеличивается в объёме и давит на стенки трещин.
В результате многократного замерзания и таяния оказывается сильное давление на горные породы, и они разрушаются.

2. Деятельность ветра, воды и льда

Задание №• 1

Впишите пропущенные слова.
Воздух, вода и лёд при движении переносят из одних районов и откладывают в других районах горные породы, разрушенные в результате _.

Ответ:

Воздух, вода и лёд при движении переносят из одних районов и откладывают в других районах горные породы, разрушенные в результате выветривания.

Задание №• 2

Закончите предложения в схеме (рис. 2).
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 2

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 2

Задание №• 3

Впишите пропущенные слова.
На склонах обломочный материал движется сверху вниз. Скорость перемещения горных пород определяется, во−первых, _ склона, во−вторых, наличием и количеством _ на склоне, в−третьих, степенью насыщения массы. обломочных пород _.

Ответ:

На склонах обломочный материал движется сверху вниз. Скорость перемещения горных пород определяется, во−первых, крутизной склона, во−вторых, наличием и количеством предметов (препятствий) на склоне, в−третьих, степенью насыщения массы обломочных пород минералами.

Задание №• 4

На рис. 3 обведите те стрелки, которые по длине соответствуют скорости перемещения обломочного материала на соответствующем участке склона.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин
Рис. 3

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 3


Задание №• 5

Прочитайте текст и впишите пропущенные слова.
В повести «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов упо­минает гору−Кольцо: «В верстах трёх от Кисло­водска в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образо­ванные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний взгляд».
Гора−Кольцо на северной окраине Кисловодска сложена песчаниками, содержащими округлые известково−песчаные включения диаметром до 1,5 м. При _ включения выпадают из обрывистых стенок западного склона, оставляя овальные выемки. Со временем процессы _ и _ обтачивания привели к образованию гротов.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Ответ:

Гора−Кольцо на северной окраине Кисловодска сложена песчаниками, содержащими округлые известково−песчаные включения диаметром до 1,5 м. При выветривании включения выпадают из обрывистых стенок западного склона, оставляя овальные выемки. Со временем процессы воздушного и водного обтачивания привели к образованию гротов.

Школа географа-следопыта

Задание №• 1

Нарисуйте "хронологию" опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.

Ответ:

1. Наполнили два стакана дистиллированной водой. В каждом стакане растворили несколько ложек соды, и поместили концы шнура в стаканы. Края шнура зафиксировали скрепкой.
2. Наблюдаем процесс образования сталактита и сталагмита.
3. Через несколько дней фиксируем результат.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин


Задание №• 2

По координатам 57 ,5° с. ш. и 57° в. д. укажите положение Кунгурской ледяной пещеры на контурной карте России и подпишите её "адрес" Пермский край, город Кунгур. Совершите заочное интернет−путешествие по Кунгурской ледяной пещере (http://kungurskay.narod.ru/).

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

При посещении Кунгурской пещеры, мы увидели ледяные лабиринты с огромными гротами и подземными озерами, прогулялись по атмосферным улицам купеческого Кунгура и насладились потрясающими уральскими панорамами с вершины скалы Ермак.