УРОК 10. Ориентирование на местности (§10)
1. Ориентиры местности
Задание №• 1
Прочитайте значение термина "ориентир" и подчеркните в определении слова, характеризующие главные признаки ориентира.
Ориентир − заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.
Ответ:
Ориентир − заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.
Задание №• 2
Приведите 3−4 примера ориентиров, расположенных около здания вашей школы.
Ответ:
Ориентиры, расположенные около здания нашей школы:
шлагбаум, магазин "Аленка", стадион, бассейн
Задание №• 3
Представьте, что вам потребовалось объяснить приятелю по телефону, как пройти к вашему дому от остановки общественного транспорта. Составьте короткий рассказ описание и подчеркните в тексте слова, обозначающие географические объекты−ориентиры. _
Ответ:
Выходишь из автобуса со стороны больницы, поворачиваешь направо, в сторону строительного магазина, идешь до перекрестка, на котором расположен магазин "Пятерочка", поворачиваешь налево и идешь прямо до забора. Перед забором поворачиваешь налево и через несколько метров, по правую сторону, будет мой дом №3.
2. Как определяют азимуты на местности
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
При ориентировании на местности определяют своё _ в пространстве, т. е. относительно сторон _ и _ , которые видны наблюдателю.
Угол между направлением на север и направлением на объект называется _ он выражается в _ мере.
Ответ:
При ориентировании на местности определяют своё местоположение в пространстве, т. е. относительно сторон горизонта и объектов (ориентиров) , которые видны наблюдателю.
Угол между направлением на север и направлением на объект называется азимут он выражается в градусной мере.
Задание №• 2
По рис. 1 определите азимуты направлений от объектов, обозначенных значками, на положение наблюдателя (центральная точка компаса). Результаты измерений запишите в таблицу.
Азимуты направлений от объектов к наблюдателю | |
Точка 1 | |
Точка 2 | |
Точка 3 |
Ответ:
Азимуты направлений от объектов к наблюдателю | |
Точка 1 | 70° |
Точка 2 | 120° |
Точка 3 | 320° |
Задание №• 3
Задание по рис. 2. Представьте, что наблюдатель стоит на вершине холма "г. Лысая" (высота 156,9). Начертите лучи от наблюдателя на точки 1−5. Определите азимуты направлений от наблюдателя на точки 1−5 и наоборот − от точек 1−5 на вершину холма "г. Лысая". (Направление "север − юг" совпадает с направлениями боковых сторон рамки карты.) Результаты измерений запишите в таблицу.
Рис. 2
Значения азимутов
от вершины холма к вершине холма
от вершины холма | к вершине холма | |
Точка 1 | ||
Точка 2 | ||
Точка 3 | ||
Точка 4 | ||
Точка 5 |
Ответ:
Значения азимутов
от вершины холма | к вершине холма | |
Точка 1 | 70° | 265° |
Точка 2 | 100° | 300° |
Точка 3 | 130° | 320° |
Точка 4 | 170° | 345° |
Точка 5 | 200° | 5° |
3. Как определяют расстояние на местности
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: _ и _
С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только _ значения расстояний между географическими объектами.
Ответ:
Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: лазерный дальномер и рулетка.
С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только приблизительные значения расстояний между географическими объектами.
Задание №• 2
Узнайте, как называются следующие приспособления для измерения расстояния.
_
_
Ответ:
Измерительное колесо
Землемерный циркуль
Школа географа-следопыта
Задание №•
Определите азимуты с помощью компаса и транспортира.
Место измерений (название населённого пункта) _
Дата измерений " _ " _ 20 _ г.
Ориентиры | _ | _ | _ | _ |
Азимуты (по транспортиру) | _º | _º | _º | _º |
Азимуты (по компасу) | _º | _º | _º | _º |
Результаты сравнения величин азимутов, измеренных транспортиром и компасом: _
Определите среднюю длину своего шага (при спокойной ходьбе), результаты измерений запишите в таблицу.
Длина пути для определения средней длины шага равна _ м.
Движение в прямом направлении
Расстояние | Кол−во шагов | Средняя длина шага |
Движение в обратном направлении
Расстояние | Кол−во шагов | Средняя длина шага |
Средняя длина шага равна _ см.
Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас? Ответ: _
Ответ:
Место измерений (название населённого пункта) Оренбург
Дата измерений "27" декабря 2023 г.
Ориентиры | Общежитие | Больница | Остановка | Пятерочка |
Азимуты (по транспортиру) | 0º | 10º | 70º | 340º |
Азимуты (по компасу) | 0º | 10º | 70º | 340º |
Результаты сравнения величин азимутов, измеренных транспортиром и компасом: совпадают
Длина пути для определения средней длины шага равна 20 м.
Движение в прямом направлении
Расстояние | Кол−во шагов | Средняя длина шага |
10 | 25 | 0,4 |
10 | 23 | 0,44 |
Движение в обратном направлении
Расстояние | Кол−во шагов | Средняя длина шага |
10 | 26 | 0,38 |
10 | 22 | 0,45 |
Средняя длина шага равна (40 + 44 + 38 + 45) : 4 = 41,75 см.
Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас? Ответ: Мой рост 105 см. От уровня пола до уровня глаз − 95 см. 41,75 * 2 = 83,5 см. Это правило для меня не подходит.