УРОК 10. Ориентирование на местности (§10)

1. Ориентиры местности

Задание №• 1

Прочитайте значение термина "ориентир" и подчеркните в определении слова, ха­рактеризующие главные признаки ориентира.
Ориентир − заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.

Ответ:

Ориентир − заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определять направление движения.

Задание №• 2

Приведите 3−4 примера ориентиров, расположенных около здания вашей школы.

Ответ:

Ориентиры, расположенные около здания нашей школы:
шлагбаум, магазин "Аленка", стадион, бассейн

Задание №• 3

Представьте, что вам потребовалось объяснить приятелю по телефону, как пройти к вашему дому от остановки общественного транспорта. Составьте короткий рассказ­ описание и подчеркните в тексте слова, обозначающие географические объекты−ориен­тиры. _

Ответ:

Выходишь из автобуса со стороны больницы, поворачиваешь направо, в сторону строительного магазина, идешь до перекрестка, на котором расположен магазин "Пятерочка", поворачиваешь налево и идешь прямо до забора. Перед забором поворачиваешь налево и через несколько метров, по правую сторону, будет мой дом №3.

2. Как определяют азимуты на местности

Задание №• 1

Впишите пропущенные слова.
При ориентировании на местности определяют своё _ в пространстве, т. е. относительно сторон _ и _ , которые видны наблюдателю.
Угол между направлением на север и направлением на объект называется _ он выражается в _ мере.

Ответ:

При ориентировании на местности определяют своё местоположение в пространстве, т. е. относительно сторон горизонта и объектов (ориентиров) , которые видны наблюдателю.
Угол между направлением на север и направлением на объект называется азимут он выражается в градусной мере.


Задание №• 2

По рис. 1 определите азимуты направлений от объектов, обозначенных значками, на положение наблюдателя (центральная точка компаса). Результаты измерений запишите в таблицу.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

  Азимуты направлений от объектов к наблюдателю
Точка 1  
Точка 2  
Точка 3  

Ответ:

  Азимуты направлений от объектов к наблюдателю
Точка 1 70°
Точка 2 120°
Точка 3  320°

Задание №• 3

Задание по рис. 2. Представьте, что наблюдатель стоит на вершине холма "г. Лысая" (высота 156,9). Начертите лучи от наблюдателя на точки 1−5. Определите азимуты направ­лений от наблюдателя на точки 1−5 и наоборот − от точек 1−5 на вершину холма "г. Лысая". (Направление "север − юг" совпадает с направлениями боковых сторон рамки карты.) Результаты измерений запишите в таблицу.

Рис. 2
Значения азимутов

от вершины холма к вершине холма

  от вершины холма к вершине холма
Точка 1    
Точка 2    
Точка 3    
Точка 4    
Точка 5    

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Значения азимутов

  от вершины холма к вершине холма
Точка 1 70°  265°
Точка 2 100°  300°
Точка 3 130°  320°
Точка 4  170°  345°
Точка 5  200°  5°

3. Как определяют расстояние на местности

Задание №• 1

Впишите пропущенные слова.
Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: _ и _
С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только _ значения расстояний между географическими объектами.

Ответ:

Точные значения расстояний между географическими объектами можно определить с помощью инструментов: лазерный дальномер и рулетка.
С помощью самодельного дальномера и шагами можно измерить только приблизительные значения расстояний между географическими объектами.

Задание №• 2

Узнайте, как называются следующие приспособления для измерения расстояния.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

_
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин
_

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин
Измерительное колесо
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин
Землемерный циркуль

Школа географа-следопыта

Задание №•

Определите азимуты с помощью компаса и транспортира.
Место измерений (название населённого пункта) _
Дата измерений " _ " _ 20 _ г.

Ориентиры _ _ _ _
Азимуты (по транспортиру)
Азимуты (по компасу)

Результаты сравнения величин азимутов, измеренных транспортиром и компасом:­ _
Определите среднюю длину своего шага (при спокойной ходьбе), результаты из­мерений запишите в таблицу.
Длина пути для определения средней длины шага равна _ м.
Движение в прямом направлении

Расстояние  Кол−во шагов Средняя длина шага
     

Движение в обратном направлении

Расстояние  Кол−во шагов Средняя длина шага
     


Средняя длина шага равна _ см.
Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас? Ответ: _

Ответ:

Место измерений (название населённого пункта) Оренбург
Дата измерений "27" декабря 2023 г.

Ориентиры  Общежитие  Больница Остановка  Пятерочка
Азимуты (по транспортиру)  10º 70º 340º
Азимуты (по компасу) 10º 70º 340º

Результаты сравнения величин азимутов, измеренных транспортиром и компасом:­ совпадают
Длина пути для определения средней длины шага равна 20 м.
Движение в прямом направлении

Расстояние  Кол−во шагов Средняя длина шага
10 25  0,4
10 23 0,44

Движение в обратном направлении

Расстояние  Кол−во шагов Средняя длина шага
10 26  0,38
10 22 0,45


Средняя длина шага равна (40 + 44 + 38 + 45) : 4 = 41,75 см.
Обычно считают, что длина шага равна половине роста человека, считая до уровня глаз. Подходит ли это правило для вас? Ответ: Мой рост 105 см. От уровня пола до уровня глаз − 95 см. 41,75 * 2 = 83,5 см. Это правило для меня не подходит.