УРОК 5. География в Средние века (Азия) (§4)
1. География в Китае
Задание №•
Рассмотрите иллюстрации. На них показаны некоторые из многочисленных изобретений, сделанных в Древнем и Средневековом Китае. Отметьте те изобретения, которые значительно повлияли на развитие географического кругозора жителей Китая и способствовали открытию новых земель.
Бумага
Компас
Вертикальный кормовой руль
Весло
Воздушный змей
Сейсмометр
Чай и фарфор
Джонка
Фейерверк
Ответ:
Изобретения, которые значительно повлияли на развитие географического кругозора жителей Китая и способствовали открытию новых земель:
Бумага
Компас
Вертикальный кормовой руль
Весло
Воздушный змей
Сейсмометр
Чай и фарфор
Джонка
Фейерверк
2. География на арабском Востоке
Задание №• 1
Сравните данные о длине экватора Земли, полученные современными учёными, Эратосфеном и астрономами Багдадской обсерватории.
Современные данные о длине экватора Земли | Результаты вычисления длины экватора Земли Эратосфеном | Результаты вычисления длины экватора Земли багдадскими астрономами (827 г.) |
_ км | _ км | _ км |
Ответ:
Современные данные о длине экватора Земли | Результаты вычисления длины экватора Земли Эратосфеном | Результаты вычисления длины экватора Земли багдадскими астрономами (827 г.) |
40 076 км | ~ 40 000 км | 40 700 км |
Задание №• 2
Подумайте и напишите краткие ответы на следующие вопросы.
1) Можно ли модель инструмента, сделанную вами на первом уроке, назвать моделью главного инструмента обсерватории Улугбека? Почему? _
2) Почему Улугбеку потребовался навигационный (астрономический) инструмент столь большого размера? _
Ответ:
1) Модель инструмента, сделанную нами на первом уроке, назвать моделью главного инструмента обсерватории Улугбека, можно. Главный инструмент обсерватории Улугбека позволял проводить измерения высоты небесных светил над горизонтом, как и наш инструмент позволял определить высоту Солнца над горизонтом.
2) Улугбеку потребовался навигационный (астрономический) инструмент столь большого размера для осуществления своей мечты (создание обсерватории) и изучения космоса, с целью составления каталога звёздного неба.
Задание №• 3
Заполните колонку "Азия" в таблице (см. урок 4, задание 1).
Ответ:
Вопрос | Европа | Азия |
Как географы представляли форму Земли? | Плоская округлая суша, омываемая океаном | Квадратная суша с круглым центром в середине − небесами |
Какие направления географической науки были наиболее развиты? | Картография, страноведение, астрономия | Картография, страноведение |
Какие путешествия предприняты, географические открытия сделаны? | Освоение северных районов Европы и Северной Атлантики, западных берегов Африки, Крестовые походы, походы викингов, путешествия Марко Поло | Создание компаса, трактат Цзя Даня "Описание десяти стран" (путешествия по суше), становление центра мировой торговли |
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Проведите опыт с двумя намагниченными иглами. Почему обе иглы заняли одинаковое положение? В направлении каких сторон горизонта показывали намагниченные концы двух игл в первом опыте?
Ответ:
Иглы сделаны из одного и того же материала, и их положение, в масштабах планеты (сторон света), крайне мал, поэтому намагниченные иглы будут параллельны друг другу и всегда будут указывать на ЮГ.
Задание №• 2
На какой компас (Адрианова или артиллерийский) похож школьный компас?
Школьный компас похож на _
Ответ:
Школьный компас похож на компас Адрианова, так как имеет шкалу, которая размечена в градусах, и его можно носить на руке.
Задание №• 3
Подпишите на рисунке школьного компаса основные его конструктивные части.
Ответ:
Задание №• 4
Можно ли производить отсчёт по шкале компаса с точностью до 1°? Объясните свой ответ.
Ответ:
Производить отсчёт по шкале компаса с точностью до 1° нельзя, так как цена деления на школьном компасе равны 3°.