УРОК 21. Движение Земли по околосолнечной орбите (§21)
1. Обращение Земли вокруг Солнца
Задание №• 1
Выполните задание, используя рис. 1.
1) Обведи ту стрелку, которая указывает направление вращения Земли вокруг своей оси.
2) Укажите градусную меру угла наклона земной оси к плоскости орбиты.
3) Обведите ту часть стрелки, которая указывает направление движения Земли по околосолнечной орбите.
4) Дополните предложения, характеризующие особенности положения и движения Земли:
а) угол наклона земной оси к плоскости околосолнечной орбиты постоянен и его градусная мера равна _ °;
б) земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на _ звезду;
в) точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими _ .
Рис. 1
Ответ:
1) Стрелка, которая указывает направление вращения Земли вокруг своей оси:
2) Градусная мера угла наклона земной оси к плоскости орбиты:
3) Часть стрелки, которая указывает направление движения Земли по околосолнечной орбите:
4) Дополните предложения, характеризующие особенности положения и движения Земли:
а) угол наклона земной оси к плоскости околосолнечной орбиты постоянен и его градусная мера равна 66,5 °;
б) земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на полярную звезду;
в) точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими полюсами.
Задание №• 2
Задание по рис. 2.
Обведите стрелки, которые указывают направление вращения Земли вокруг своей оси, если смотреть со стороны Северного и Южного географических полюсов.
Рис. 2
Ответ:
Стрелки, которые указывают направление вращения Земли вокруг своей оси, если смотреть со стороны Северного и Южного географических полюсов:
Рис. 2
2. Времена года на Земле
Задание №• 1
Задания по рис. 3.
1) Подпишите названия тропиков и полярных кругов.
2) Укажите день года и особенности положения Солнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.
3) Вставьте пропущенные слова.
День _ солнцестояния.
Лето наступает в _ полушарии, зима − в _ Солнце находится в зените над линией _ тропика, не заходит за горизонт над линией Южного _ .
В Северном полушарии продолжительность дня _ , чем продолжительность ночи.
Дата: _
Рис. 3
Ответ:
1)
Рис. 3
2) Указали день года и особенности положения Солнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.
3) День зимнего солнцестояния.
Лето наступает в южном полушарии, зима − в северном Солнце находится в зените над линией южного тропика, не заходит за горизонт над линией Южного полярного круга .
В Северном полушарии продолжительность дня короче, чем продолжительность ночи.
Дата: 22.12
Задание №• 2
Задания по рис. 4.
1) Подпишите названия тропиков и полярных кругов.
2) Укажите день года и особенности положения Солнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.
3) Впишите пропущенные слова.
День _ или _ равноденствия. Когда весна наступает в _ полушарии, то в _ полушарии наступает _ , и наоборот. Солнце находится в зените над _ линией _ . Продолжительность дня и ночи равна _ часам.
Даты: _ и _
Рис. 4
Ответ:
1) Названия тропиков и полярных кругов:
Рис. 4
2) Указали день года и особенности положения Солнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.
3) День осеннего или весеннего равноденствия. Когда весна наступает в северном полушарии, то в южном полушарии наступает осень, и наоборот. Солнце находится в зените над линией горизонта. Продолжительность дня и ночи равна 12 часам.
Даты: 21.03 и 23.09
Школа географа-следопыта
Задание №•
Узнайте, когда в вашей местности наступают фенологические сезоны, сравните их с началом и продолжительностью астрономических сезонов года.
Фенологические сезоны года | Начало и продолжительность фенологических сезонов | Начало и продолжительность астрономических сезонов года | Общие черты сезонов |
Весна (снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье) | |||
Лето (начало лета, полное лето, спад лета) | |||
Осень (начало осени, золотая осень, глубокая осень, предзимье) | |||
Зима (первозимье, коренная зима, перелом зимы) |
Ответ:
Фенологические сезоны года | Начало и продолжительность фенологических сезонов | Начало и продолжительность астрономических сезонов года | Общие черты сезонов |
Весна (снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье) | В конце марта появляются первые проталины (26−28 марта − прилет скворцов), температура поднимается выше 0°, во второй половине мая − предлетье. | Март−май, равномерные промежутки снеготаяния, цветения и предлетья. | Продолжительность, температура. |
Лето (начало лета, полное лето, спад лета) | Начало лета − 28 мая, полное лето в июне, в июле степь выгорает и такое состояние сохраняется до середины осени (20 сентября). | Июнь−август, июнь − предлетье, июль − высокая температура, август − прохладные ночи начинаются. | Июнь − зеленый месяц. |
Осень (начало осени, золотая осень, глубокая осень, предзимье) | Начало осени приходится на период с 21 сентября, бабье лето, осенняя расцветка деревьев, с 15−20 ноября появляется лед на озерах и малых реках, первый снег, с 28 ноября образуется устойчивый снежный покров. | Сентябрь − ноябрь; в сентябре желтые листья, в октябре − бабье лето, в ноябре − первые заморозки. | На середину октября приходится бабье лето, в ноябре − первые заморозки. |
Зима (первозимье, коренная зима, перелом зимы) | Зима (первозимье, коренная зима, перелом зимы) С 29 ноября начинается зима и длится до конца февраля, потом начинается оттепель. | Декабрь − февраль. В декабре холодает, снегопады, в январе снегопады, липкий снег, в феврале морозы. | В январе снегопады и липкий снег. |