УРОК 24. Вулканы Земли (§24)
1. Образование и строение вулкана
Задание №• 1
С помощью текста учебника и своих рисунков создайте иллюстрированный рассказ об образовании и "жизни" вулкана.
В земной коре образуются _ .
Когда трещины достигают раскаленных масс верхней _.
Твёрдое вещество недр превращается в _ − _ расплав − _.
По трещинам _ с силой устремляется _ , достигая _ .
С подъёмом из _ выделяются _ , поэтому началу извержения _ предшествуют выбросы _ , _ и бомб.
Во время извержения _ на земную поверхность изливается _ − магма, из которой выделилась большая часть газов.
В результате нескольких извержений высота вулкана _, он приобретает специфическое строение и _.
В строении _ слои _ чередуются со слоями застывшей _.
После многократных извержений многие вулканы имеют форму _ и _ строение.
Ответ:
В земной коре образуются трещины.
Когда трещины достигают раскаленных масс верхней части мантии.
Твёрдое вещество недр превращается в магму − сложный расплав − веществ.
По трещинам раскаленная магма с силой устремляется вверх , достигая дна кратера вулкана.
С подъёмом из кратера выделяются газы, поэтому началу извержения вулкана предшествуют выбросы горячего газа, пепла и бомб.
Во время извержения вулкана на земную поверхность изливается лава − магма, из которой выделилась большая часть газов.
В результате нескольких извержений высота вулкана увеличивается, он приобретает специфическое строение и форму горы.
В строении вулкана слои земной коры чередуются со слоями застывшей лавы.
После многократных извержений многие вулканы имеют форму конуса и многослойное строение.
Задание №• 2
Нарисуйте схему, показывающую строение вулкана, и стрелками покажите основные части, выделяемые в строении вулкана.
Ответ:
2. Вулканы мира
Задание №•
Заполни таблицу.
1) Впишите пропущенные слова в верхние строки таблицы.
2) В соответствующие графы таблицы запишите примеры вулканов на суше и примеры островов, которые были образованы в результате вулканической деятельности.
_ вулканы сильно разрушены. Сведения об их извержениях _ | _ вулканы слабо разрушены, сохраняют специфическую _ . Сведения об их _ извержениях | вулканы извергаются в _ время или в _ |
Материк _, • вулкан _, высота | Материк _, • вулкан _, высота _ | Тихий океан • _ острова, • _ острова, • _ острова, Индийский океан • _ острова, • _ острова, Атлантический океан • _ острова, • _ острова |
Ответ:
Потухшие вулканы сильно разрушены. Сведения об их извержениях не сохранились | Уснувшие вулканы слабо разрушены, сохраняют специфическую форму. Сведения об их давних извержениях | Действующие вулканы извергаются в настоящее время или в недалеком прошлом |
Материк Евразия, • вулкан Эльбрус, высота 5 642 м | Материк Япония, • вулкан Фудзияма, высота 3 776 м | Тихий океан • Филиппинские острова, • Японские острова, • Гавайские острова, Индийский океан • Коморские острова, • Мадагаскар острова, Атлантический океан • Канарские острова, • Мадейра острова |
Школа географа-следопыта
Задание №•
Выполните задание "Осваиваем метод моделирования" в учебнике.
План работы
1) Вырежьте контуры литосферных плит, материков и крупнейших островов (используй "Конструктор литосферных плит" на цветной вкладке).
2) Возьмите лист плотной бумаги и наклейте изображения материков и островов на изображения литосферных плит.
3) Из литосферных плит составьте карту Земли, покажи на ней положение Тихоокеанского вулканического огненного кольца.
4) Подпишите на карте вулканы Везувий, Гекла, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Кракатау, Льюльяйльяко, Орисаба, Шивелуч, Этна.
Ответ:
1) Вырезали контуры литосферных плит, материков и крупнейших островов (использовали "Конструктор литосферных плит" на цветной вкладке):
2) Взяли лист плотной бумаги и наклеили изображения материков и островов на изображения литосферных плит:
3) Из литосферных плит составили карту Земли, обозначили на ней положение Тихоокеанского вулканического огненного кольца:
4) Вулканы Везувий, Гекла, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Кракатау, Льюльяйльяко, Орисаба, Шивелуч, Этна: