УРОК 23. Внутренне строение Земли. Строение земной коры (§23)
1. Недра Земли
Задание №• 1
Задания по рис. 1.
1) Подпишите среднее значение радиуса Земли (указан стрелкой): _ км.
2) Измерьте радиус круга на рис. 1 и определи, во сколько раз он уменьшен относительно радиуса Земли.
3) С помощью циркуля обозначьте на рисунке границы между тремя основными внутренними оболочками Земли.
4) Подпишите их названия.
5) Заполните таблицу, сделав необходимые расчёты, и укажите в нижней части рис. 1 полученные данные для внутренних оболочек Земли.
Внутренние оболочки Земли
Показатели _ _ _
Температура, С°
Удалённость границ от центра Земли, км
Рис. 1
Ответ:
1) Среднее значение радиуса Земли (указан стрелкой): 6 350 км.
2) Радиус круга уменьшен, примерно, в 200 млн раз:
Рис. 1
3) С помощью циркуля обозначили на рисунке границы между тремя основными внутренними оболочками Земли.
4) Подписали их названия:
Рис. 1
5) Заполнили таблицу, сделав необходимые расчёты:
Внутренние оболочки Земли
Показатели | земная кора | мантия | ядро |
Температура, С° | 20-30 | 200-2500 | 5000 |
Удалённость границ от центра Земли, км | 2900 | 1600 | 1300 |
Задание №• 2
Задания по рис. 2.
1) Укажите границы земной коры. 2) Подпишите значения толщины её частей (под материками, под океанами).
Рис. 2
Ответ:
Рис. 2
Задание №• 3
Впиши пропущенные слова.
Литосфера = _ + верхняя часть _
Ответ:
Литосфера = литосферные плиты + верхняя часть мантии
2. Строение литосферы
Задание №•
Задания по рис. 3.
1) Обозначьте нижнюю границу литосферы. 2) Стрелками (=> <=) покажите направления движений литосферных плит (в областях А, Б, В).
3) Соотнесите (соедини линиями) обозначенные буквами области и процессы, происходящие на границах литосферных плит.
Рис. 3
Ответ:
1) Нижняя граница литосферы:
2) Направления движений литосферных плит (в областях А, Б, В):
3)
3. Как изучают внутреннее строение Земли
Задание №•
Дополните схему.
Ответ:
Школа географа-следопыта
Задание №•
Создайте модель "твёрдой" Земли.
План работы
1) Из пластилина сделайте трафареты, которые помогут вылепить ядро, мантию и земную кору. Предположим, что мы хотим сделать модель Земли, уменьшенную в 200 млн раз. Тогда радиус нашей модели будет равен 6371 км : 200 000 000 ~ 637 100 000 см : 200 000 000 ~ 3,2 см, радиус ядра будет равен 3470 км: 200 000 000 ~ 347 000 000 см : 200 000 000 ~ 1,7 см, а радиус ядра с мантией будет равен (6371 − 41) км : 200 000 000 ~ 633 000 000 см : 200 000 000 ~ 3,2 см.
2) Сделайте с помощью трафаретов сначала ядро, а затем ядро с мантией.
3) Покройте модель тончайшим слоем (менее 1 мм) пластилина синего цвета (океана) и коричневого цвета (земной коры).
4) Стекой вырежьте дольку так, чтобы на модели было видно внутреннее строение Земли.
5) Прикрепите тонкую палочку (например, бамбуковую) длиной 10−15 см так, чтобы получилась земная ось.
6) Сделайте подставку и закрепите на ней модель Земли. Ось твоей модели должна быть наклонена под углом _° к подставке.
Ответ:
План работы
1) Из пластилина сделали трафареты, которые помогут вылепить ядро, мантию и земную кору. Мы будем делать модель Земли, уменьшенную в 200 млн раз. Тогда радиус нашей модели будет равен ~= 3,18 см, радиус ядра будет равен ~= 1,7 см, а радиус ядра с мантией будет равен ~= 3,16 см.
2) Сделали с помощью трафаретов сначала ядро, а затем ядро с мантией.
3) Покрыли модель тончайшим слоем (менее 1 мм) пластилина синего цвета (океана) и коричневого цвета (земной коры).
4) Стекой вырезали дольку так, чтобы на модели было видно внутреннее строение Земли.
5) Прикрепили тонкую палочку длиной 10−15 см так, чтобы получилась земная ось.
6) Сделали подставку и закрепили на ней модель Земли. Ось модели наклонили под углом 66,5° к подставке.