УРОК 18. Географическая карта (§18)

1. От глобуса к географическим картам

Задание №•

Впишите пропущенные слова в определение.
Географические карты − это _ изображения земной поверхности, которые с помощью _ показывают положение, состояние и связи _ объектов и явлений.

Ответ:

Географические карты − это уменьшенные изображения земной поверхности, которые с помощью условных знаков показывают положение, состояние и связи различных природных и общественных объектов и явлений.

2. Масштаб географической карты

Задание №•

Сравните масштабы школьного глобуса и карт полушарий в школьном атласе.
Запишите масштабы в порядке их возрастания.
1: _
1: _
1: _
Вывод. Масштаб изображения Земли на глобусе _ (больше, меньше), чем масштаб изображения Земли на карте полушарий.

Ответ:

Масштабы в порядке их возрастания:
1: 50 000 000 (Карта полушарий)
1: 30 000 000 (глобус 1)
1: 9 500 000 (глобус 2)
Вывод. Масштаб изображения Земли на глобусах больше (больше, меньше), чем масштаб изображения Земли на карте полушарий.

3. Работа с географической картой

Задание №• 1

Укажите стрелками на контурной карте Восточного полушария направления на ос­новные стороны горизонта (север, юг, запад, восток) в точках, обозначенных знаком • .
Стрелки направлены вдоль _ и _ .
Восточное полушарие

Ответ:

Стрелки направлены вдоль меридиан и параллелей.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин


Задание №• 2

Определите географические координаты точек, обозначенных на карте Восточного полушария знаком •, подпишите их на карте.
Восточное полушарие

Ответ:

Восточное полушарие
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин


Задание №• 3

Убедитесь, что на карте полушарий область наименьших искажений находится в цен­тральных частях кругов карты.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Измерьте протяжённость Индийского океана вдоль экватора (И) двумя способами.
1) По градусной сетке (истинное значение протяжённости):
И = ( _ ° _ . д. − _ ° _ . д.) * 111,3 км = __ ° * 111,3 км = _ км
2) С помощью линейки и масштаба:
И = _ см : $\frac{1}{\_}$ = _ км
Значения длин, определённые двумя способами: _ .
Измерьте протяжённость территории России вдоль параллели 60° с. ш. (Р) двумя способами.
1) По градусной сетке (истинное значение протяжённости):
Р = ( _ ° _ . д. − _ ° _ . д.) * 55,8 км = _ ° * 55,8 км = _ км
2) С помощью линейки и масштаба:
И = _ см : $\frac{1}{\_}$ = _ км
Значения длин, определённые двумя способами: _ .

Ответ:

1) По градусной сетке (истинное значение протяжённости):
И = ( 98° в. д. − 42,5° в. д.) * 111,3 км = 55,5° * 111,3 км = 6 177,15 км
2) С помощью линейки и масштаба:
И = 12,5 см : $\frac{1}{500}$ = 6 250 км
Значения длин, определённые двумя способами: приблизительно, равны.
Измерьте протяжённость территории России вдоль параллели 60° с. ш. (Р) двумя способами.
1) По градусной сетке (истинное значение протяжённости):
Р = ( 160° в. д. − 30° в. д.) * 55,8 км = 140° * 55,8 км = 7 840 км
2) С помощью линейки и масштаба:
И = 14 см : $\frac{1}{500}$ = 7 000 км
Значения длин, определённые двумя способами: больше отличаются.

Задание №• 4

Используя карту полушарий и физическую карту России, определите по координа­там географические объекты. Заполните таблицу.

Координаты  Название географического объекта
2,5° ю. ш., 38° в. д.  
65° с. ш., 60° в. д.  
43° с. ш., 42° в. д.  

Ответ:

Координаты  Название географического объекта
2,5° ю. ш., 38° в. д. Вулкан Килиманджаро
65° с. ш., 60° в. д. Гора Народная
43° с. ш., 42° в. д. Гора Эльбрус


Задание №• 5

На контурной карте Восточного полушария обозначьте эти объекты знаком • и под­пишите их названия.

Ответ:

Координаты  Название географического объекта
2,5° ю. ш., 38° в. д Вулкан Килиманджаро
65° с. ш., 60° в. д. Гора Народная
43° с. ш., 42° в. д. Гора Эльбрус


ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин


Задание №• 6

По карте России с помощью линейки и масштаба определите расстояния от Москвы до Азовского и Белого морей.
От Москвы до Азовского моря _ км.
От Москвы до Белого моря _ км.
Сравните полученные значения с данными учебника о тех же расстояниях, полученных при измерении с помощью линий градусной сетки.
Вывод. Наиболее точные результаты измерений получены с помощью _

Ответ:

Данные из учебника:
От Москвы до Азовского моря 1002 км.
От Москвы до Белого моря 835 км.
С помощью линейки:
От Москвы до Азовского моря 980 км.
От Москвы до Белого моря 870 км.
Вывод. Наиболее точные результаты измерений получены с помощью линий градусной сетки.