УРОК 25. Строение земной коры. Землетрясения

1. Земная кора

Задание №•

Используя рисунок и текст учебника, укажите в таблице основные характеристики слоёв континентальной и океанической земной коры.

Ответ:

ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

2. Нарушения слоев земной коры

Задание №•

Впишите пропущенные слова.
На рис. 1 показана схема образования _ и _ складок. Области складчатости формируются там, где слои земной коры _ , а движения литосферных плит направлены _ друг другу.
Укажите стрелками (=> <=) направления действия сил, приводящих к образованию складок.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 1
На рис. 2 показана схема начала образования _ и _· Покажите результат этого процесса.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 2

Ответ:

На рис. 1 показана схема образования выпуклых и вогнутых складок. Области складчатости формируются там, где слои земной коры пластичные , а движения литосферных плит направлены параллельно друг другу.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 1
На рис. 2 показана схема начала образования выпуклых и вогнутых складок·
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 2

3. Землетрясения

Задание №• 1

Задания по рис. 3 (на рисунке показан очаг землетрясения). Создайте схему "Очаг и центр землетрясения".
1) Определите положение эпицентра землетрясения и обозначьте его условным знаком.
2) Стрелками покажите, в каких направлениях от очага землетрясения распространяются сейсмические волны.
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Рис. 3

Ответ:

1) Положение эпицентра землетрясения:
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

2) Стрелками показано, в каких направлениях от очага землетрясения распространяются сейсмические волны:
ГДЗ по Географии за 5 класс "Дневник географа-следопыта", учебник Летягин

Задание №• 2

Впишите пропущенные слова.
Землетрясение − _ удары и вызванные ими _ земной поверхности.
Подземный толчок, произошедший под океаническим дном, вызывает не только землетрясение, но и _ трясение. В таких случаях может образоваться цунами − волны, распространяющиеся со скоростью _ − _ км в час и производящие на побережьях _.

Ответ:

Землетрясение − подземные удары и вызванные ими колебания земной поверхности.
Подземный толчок, произошедший под океаническим дном, вызывает не только землетрясение, но и водотрясение. В таких случаях может образоваться цунами − волны, распространяющиеся со скоростью 100 − 500 км в час и производящие на побережьях колоссальные разрушения.

Задание №• 3

Проведите филологическое "расследование" касающееся слова "Цунами". Заполните пропуски в следующем тексте.
Слово "цунами" _ происхождения, в переводе означает " _ в _ " или " _ ". В русском языке слово "Цунами" _ рода и _ (склоняется/не склоняется).

Ответ:

Слово "Цунами" японского происхождения, в переводе означает "большая волна в гавани" или "порту". В русском языке слово "Цунами" среднего рода и не склоняется (склоняется/не склоняется).

Школа географа-следопыта

Задание №• 1

Запишите в таблицу результаты оценивания интенсивности землетрясений по описаниям.

Дата и место землетрясения Признаки, по которым оценивалась интенсивность Интенсивность землетрясений в баллах по 12−бальной шкале
2 августа 2009 г., остров Сахалин    
21 сентября 2004 г., Калининградская область    

Ответ:

Дата и место землетрясения Признаки, по которым оценивалась интенсивность Интенсивность землетрясений в баллах по 12−бальной шкале
2 августа 2009 г., остров Сахалин Подземные толчки ощущались во всех населенных пунктах юга острова Сахалин в Невельском, Холмском, Анивском, Томаринском, Долинском, Корсаковском районах и городе Южно−Сахалинск, а также в северной части острова Хоккайдо. Очаг землетрясения располагался на глубине 10 км от уровня моря в акватории Татарского пролива Японского моря. Землетрясение принесло значительный ущерб. В Невельске на домах появились трещины в стенах и потолках, осыпались фасады, разрушились крыши, козырьки, балконы, трубы печного отопления, лестничные пролёты, были разрушены районный Дом культуры и несколько складских помещений в портовой зоне. Сила первых толчков в Невельске составила 6−7 баллов, в Холмске − 5−6 баллов, в Южно−Сахалинске − 3−4 балла. За 6 часов после основного землетрясения произошло около 20 афтершоков от 3 до 6 баллов. 6,8
21 сентября 2004 г., Калининградская область Эпицентр землетрясения находился на большой глубине в 40 километрах юго−восточнее Калининграда в районе российско−польской границы. Толчки были настолько сильными, что в центре Калининграда зашатались даже многоэтажные здания, а в некоторых офисных помещениях упала техника. Разрушения на Куршской косе, вышла из строя мобильная связь. После второй серии толчков сообщалось о повреждении зданий, во многих домах образовались трещины, в больницу скорой помощи начали поступать пострадавшие в результате землетрясения.   Первые толчки силой 3−4 балла, вторая серия толчков − силой до 5,7 баллов


Задание №• 2

Запишите результаты своих фенологических наблюдений в календарь природы.

Ответ:

Календарь природы

Дата наблюдения Погодные явления, состояние водоёмов и снежного покрова Состояние деревьев и кустарников Результаты наблюдения за птицами и насекомыми Результаты наблюдения за птицами и насекомыми Ход сельско−хозяйственных работ
10.03 Первая капель, снег начинает плавится, липкий лежит, лед еще твердый на реке. Посыпались семена еловых шишек. Поют синицы. Начали продавать семена в магазинах.
17.03 Снег тает под солнцем, на реке растаял, остался только лед. Возле корней деревьев образовались проталины, начинают появляться почки. Поют весенние птицы.  Садовники готовят рассаду.
28. 03  Снег на улицах растаял, лежит только во дворах, лед на речке готов тронуться. На деревьях почки, скоро начнется сезон сбора березового сока. Поют птицы. Продают рассаду в магазинах.
07.04 Снег растаял почти полностью, погода жаркая для весны, лед треснул на реке, посередине реки уже видно воду. Почек на деревьях еще больше, некоторые начали цвести. Птицы с юга прилетают. Скоро начнется сезон сажать картошку.
15.04 Снег растаял, свежий ветер, лед тронулся, глыбы плывут по реке. Деревья стоят все в почках, появились первые листочки. На улицах птицы поют, появились первые мухи. На дачах садовники высаживают некоторые культуры.