УРОК 25. Строение земной коры. Землетрясения
1. Земная кора
Задание №•
Используя рисунок и текст учебника, укажите в таблице основные характеристики слоёв континентальной и океанической земной коры.
Ответ:
2. Нарушения слоев земной коры
Задание №•
Впишите пропущенные слова.
На рис. 1 показана схема образования _ и _ складок. Области складчатости формируются там, где слои земной коры _ , а движения литосферных плит направлены _ друг другу.
Укажите стрелками (=> <=) направления действия сил, приводящих к образованию складок.
Рис. 1
На рис. 2 показана схема начала образования _ и _· Покажите результат этого процесса.
Рис. 2
Ответ:
На рис. 1 показана схема образования выпуклых и вогнутых складок. Области складчатости формируются там, где слои земной коры пластичные , а движения литосферных плит направлены параллельно друг другу.
Рис. 1
На рис. 2 показана схема начала образования выпуклых и вогнутых складок·
Рис. 2
3. Землетрясения
Задание №• 1
Задания по рис. 3 (на рисунке показан очаг землетрясения). Создайте схему "Очаг и центр землетрясения".
1) Определите положение эпицентра землетрясения и обозначьте его условным знаком.
2) Стрелками покажите, в каких направлениях от очага землетрясения распространяются сейсмические волны.
Рис. 3
Ответ:
1) Положение эпицентра землетрясения:
2) Стрелками показано, в каких направлениях от очага землетрясения распространяются сейсмические волны:
Задание №• 2
Впишите пропущенные слова.
Землетрясение − _ удары и вызванные ими _ земной поверхности.
Подземный толчок, произошедший под океаническим дном, вызывает не только землетрясение, но и _ трясение. В таких случаях может образоваться цунами − волны, распространяющиеся со скоростью _ − _ км в час и производящие на побережьях _.
Ответ:
Землетрясение − подземные удары и вызванные ими колебания земной поверхности.
Подземный толчок, произошедший под океаническим дном, вызывает не только землетрясение, но и водотрясение. В таких случаях может образоваться цунами − волны, распространяющиеся со скоростью 100 − 500 км в час и производящие на побережьях колоссальные разрушения.
Задание №• 3
Проведите филологическое "расследование" касающееся слова "Цунами". Заполните пропуски в следующем тексте.
Слово "цунами" _ происхождения, в переводе означает " _ в _ " или " _ ". В русском языке слово "Цунами" _ рода и _ (склоняется/не склоняется).
Ответ:
Слово "Цунами" японского происхождения, в переводе означает "большая волна в гавани" или "порту". В русском языке слово "Цунами" среднего рода и не склоняется (склоняется/не склоняется).
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Запишите в таблицу результаты оценивания интенсивности землетрясений по описаниям.
Дата и место землетрясения | Признаки, по которым оценивалась интенсивность | Интенсивность землетрясений в баллах по 12−бальной шкале |
2 августа 2009 г., остров Сахалин | ||
21 сентября 2004 г., Калининградская область |
Ответ:
Дата и место землетрясения | Признаки, по которым оценивалась интенсивность | Интенсивность землетрясений в баллах по 12−бальной шкале |
2 августа 2009 г., остров Сахалин | Подземные толчки ощущались во всех населенных пунктах юга острова Сахалин в Невельском, Холмском, Анивском, Томаринском, Долинском, Корсаковском районах и городе Южно−Сахалинск, а также в северной части острова Хоккайдо. Очаг землетрясения располагался на глубине 10 км от уровня моря в акватории Татарского пролива Японского моря. Землетрясение принесло значительный ущерб. В Невельске на домах появились трещины в стенах и потолках, осыпались фасады, разрушились крыши, козырьки, балконы, трубы печного отопления, лестничные пролёты, были разрушены районный Дом культуры и несколько складских помещений в портовой зоне. Сила первых толчков в Невельске составила 6−7 баллов, в Холмске − 5−6 баллов, в Южно−Сахалинске − 3−4 балла. За 6 часов после основного землетрясения произошло около 20 афтершоков от 3 до 6 баллов. | 6,8 |
21 сентября 2004 г., Калининградская область | Эпицентр землетрясения находился на большой глубине в 40 километрах юго−восточнее Калининграда в районе российско−польской границы. Толчки были настолько сильными, что в центре Калининграда зашатались даже многоэтажные здания, а в некоторых офисных помещениях упала техника. Разрушения на Куршской косе, вышла из строя мобильная связь. После второй серии толчков сообщалось о повреждении зданий, во многих домах образовались трещины, в больницу скорой помощи начали поступать пострадавшие в результате землетрясения. | Первые толчки силой 3−4 балла, вторая серия толчков − силой до 5,7 баллов |
Задание №• 2
Запишите результаты своих фенологических наблюдений в календарь природы.
Ответ:
Календарь природы
Дата наблюдения | Погодные явления, состояние водоёмов и снежного покрова | Состояние деревьев и кустарников Результаты наблюдения за птицами и насекомыми | Результаты наблюдения за птицами и насекомыми | Ход сельско−хозяйственных работ |
10.03 | Первая капель, снег начинает плавится, липкий лежит, лед еще твердый на реке. | Посыпались семена еловых шишек. | Поют синицы. | Начали продавать семена в магазинах. |
17.03 | Снег тает под солнцем, на реке растаял, остался только лед. | Возле корней деревьев образовались проталины, начинают появляться почки. | Поют весенние птицы. | Садовники готовят рассаду. |
28. 03 | Снег на улицах растаял, лежит только во дворах, лед на речке готов тронуться. | На деревьях почки, скоро начнется сезон сбора березового сока. | Поют птицы. | Продают рассаду в магазинах. |
07.04 | Снег растаял почти полностью, погода жаркая для весны, лед треснул на реке, посередине реки уже видно воду. | Почек на деревьях еще больше, некоторые начали цвести. | Птицы с юга прилетают. | Скоро начнется сезон сажать картошку. |
15.04 | Снег растаял, свежий ветер, лед тронулся, глыбы плывут по реке. | Деревья стоят все в почках, появились первые листочки. | На улицах птицы поют, появились первые мухи. | На дачах садовники высаживают некоторые культуры. |