Задание 16.1. Заполните пропуски числами, чтобы получились правильные фразы.
А) Если тело равномерно переместилось вдоль прямой на расстояние S = 16 м за t = 2 с, то скорость тела была равна $v = \frac{S}{t} = \frac{16}{2} = 8$ м/с.
Б) При равномерном движении со скоростью 4 м/с тело за 1 с проходит путь, равный 4 м; за 2 с − путь, равный 8 м, за 0,5 с − путь равный 2 м.
Задание 16.2. Запишите значения физических величин в указанных единицах, заполнив пропуски недостающими числами.
1 см = 0,01 м → 4 $\frac{см}{с} = 4 * \frac{0,01 м}{с} = 0,04 \frac{м}{с}$
1 мин = 60 с → 1200 $\frac{м}{мин} = 1200 * \frac{м}{60 с} = \frac {1200 м}{60 с} = 20 \frac{м}{с}$
1 км = 1000 м → 60 $\frac{км}{мин} = 60 * \frac{1000м}{мин} = \frac{60000}{60} \frac{м}{с} = 1 000\frac{м}{с}$
1 ч = 60 мин = 3600 с → 18 $\frac{км}{ч} = 18 * \frac{1000м}{ч} = \frac{18 000}{3600} \frac{м}{с} = 5\frac{м}{с}$
Задание 16.3. Заполните пропуски в тексте.
Путь − это скалярная физическая величина, так как характеризуется только числовым значением . Путь обозначается буквой S.
Скорость − это векторная физическая величина, так как характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Скорость обозначается символом $\overset{→}{v}$. Буквой $v$ обозначают модуль скорости, который характеризует числовое значение векторной величины.
Задание 16.4. Улитка равномерно проползла по листку бумаги отрезок ОА за 20 с. Длина стороны клетки равна 4 мм. Определите скорость улитки и выразите ее значение в указанных единицах. Покажите на рисунке направление скорости улитки.
S = 5 клеток * 4 мм = 20 мм.
$v = \frac{S}{t} = \frac{20 мм}{20с} = 1 \frac{мм}{с} = 0,1 \frac{см}{с} = 0,001 \frac{м}{с}$
Задание 16.5. Мальчик ехал на велосипеде первые 30 с со скоростью 4 м/с, потом 20 с − со скоростью 5 м/с. Определите среднюю скорость мальчика.
Дано:
$t_{1}$ = 30 c;
$v_{1}$ = 4 м/с;
$t_{2}$ = 20 с;
$v_{2}$ = 5 м/с;
$v_{ср}$ − ?
Решение:
$v_{ср} = \frac{S}{t}$
$S = S_{1} + S_{2}$
$t = t_{1} + t_{2}$
$S_{1} = v_{1} * t_{1} = 4 * 30 = 120$ м;
$S_{2} = v_{2} * t_{2} = 5 * 20 = 100$ м;
S = 120 + 100 = 220 м;
t = 30 + 20 = 50 c;
$v_{ср} = \frac{220}{50} = 4,4 $ м/с.
Ответ. 4,4 м/с.
Задание 16.6. Первый пролёт лестницы длиной 10 м мальчик пробежал за 2 с, второй пролёт такой же длины со скоростью 2 м/с. Найдите среднюю скорость мальчика.
Дано:
$t_{1}$ = 2 c;
$S_{1} = S_{2} $ = 10 м;
$v_{2}$ = 2 м/с.
$v_{ср}$ − ?
Решение:
$v_{ср} = \frac{S}{t}$
$S = S_{1} + S_{2}$
$t = t_{1} + t_{2}$
S = 10 + 10 = 20 м;
$t_{2} = \frac{S_{2}}{v_{2}} = \frac{10}{2} = 5 $ c;
t = 2 + 5 = 7 c;
$v_{ср} = \frac{20}{7} = 2\frac{6}{7} $ м/с.
Ответ. $2\frac{6}{7} $ м/с.
Задание 16.7. Пользуясь графиком зависимости пройденного телом пути s от времени t, заполните таблицу.
Точка на графике 0 A B C D E
Пройденный путь s, м 0 40 80 120 160 200
Время t, с 0 2 4 6 8 10
Задание 16.8. В таблице приведены значения пути s, пройденного телом за различные промежутки времени t. Используя эти данные, постройте график зависимости пути s от времени t. Для этого на координатной плоскости постройте шесть точек и соедините их прямой линией.
Точка на графике 0 A D C K H
Пройденный путь s, м 0 180 360 540 720 900
Время t, с 0 1 2 3 4 5
Задание 16.9. Из леса выбежал заяц, пересек поляну за 8 с и опять скрылся в лесу.
а) Используя график зависимости пути s от времени t в период пребывания зайца на поляне, ответьте на вопросы.
Какой путь по поляне заяц пробежал:
за первые 4 с наблюдения – 60 м;
за последние 6 с наблюдения – 90 м;
за все время пребывания на поляне – 120 м
б) Заполните таблицу.
Промежуток времени 0−2 с 2−4 с 4−6 с 6−8 с
Время прохождения
участка пути Δt, с 2 2 2 2
Длина пройденного
участка пути Δs, м 30 30 30 30
Скорость зайца на
пройденном участке
пути v, м/с 15 15 15 15
в) Анализируя вид графика и значения скорости зайца на разных участках пути, сделайте правильный вывод, зачеркнув в тексте по одному из выделенных слов.
Если график зависимости пути s от времени t является прямой, то он описывает равномерное, неравномерное движение, при котором модуль скорости тела есть величина постоянная, переменная.
Задание 16.10. Вокруг ромашки кружила бабочка. На графике представлена зависимость расстояния l от бабочки до цветка от времени t. Опишите характер движения бабочки на каждом участке графика и запишите в пустых окошках соответствующую цифру.
1. Бабочка сидит на ромашке.
2. Бабочка летит к ромашке.
3. Бабочка сидит на другом цветке.
4. Бабочка летит вокруг ромашки на одном и том же расстоянии от неё.
5. Бабочка улетает от ромашки.