§ 10. Франция: становление абсолютизма, страница 97
Какими средствами король Франции смог добиться столь значительного усиления своей власти?
1 Французский абсолютизм
Из книги Ю. Метивье «Франция в XVI—XVIII вв.: от Франциска I до Людовика XV»
△ 1. Что заставляло абсолютную монархию на деле оставаться весьма умеренной?
2. Используя дополнительные источники, выясните, что мешало королям Франции создать новую систему управления страной, не оглядываясь на старую.
Максимильен де Бетюн, герцог Сюлли. Неизвестный художник. Начало XVII в.
△ Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ о биографии и заслугах этого министра Генриха IV.
● 1. Для чего король дал столь большие полномочия парламентам? 2. Кто, с вашей точки зрения, больше всего противился усилению королевской власти?
2 Новое дворянство
● Как вы считаете, почему «дворянство шпаги» не приветствовало появление «дворянства мантии»?
3 Двойственный XVI век
Замок Шенонсо на Луаре. Франция
△ Найдите в Интернете информацию о замках Луары. Почему они так называются, что их объединяет? Подготовьте небольшую презентацию об одном или нескольких замках. Выступите в классе с докладом по ней.
● Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о Варфоломеевской ночи, её причинах и последствиях.
4 Расцвет абсолютной монархии
Из «Мемуаров» Людовика XIV
△ Почему, на ваш взгляд, эта эмблема символизировала обязанности короля? В чём они состояли для Людовика XIV?
● Почему французская монархия постепенно перестаёт выступать в качестве посредника между сословиями?
Вопросы и задания
1. Внимательно рассмотрите портрет Людовика XIV в коронационных одеждах в начале параграфа и, используя дополнительные источники, ответьте на следующие вопросы: 1) Какие символы королевской власти вы видите на картине? Что они означают, когда появились? Какую роль они играют в обряде коронации? 2) Какой орден художник изобразил на груди короля? Почему именно этот орден? 3) Что символизируют цвет королевской мантии и изображённые на ней лилии? 4) В чём смысл обряда коронации? Что он менял для самого короля, для его подданных?
2. Выделите основные черты французского абсолютизма.
3. Что ограничивало власть короля во Франции?
4. Как вы думаете, кому приписывается фраза: «Париж стоит мессы»? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Почему правление Людовика XIV считается вершиной французского абсолютизма?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Варфоломеевская ночь; б) Фронда; в) начало правления Генриха IV; г) строительство Версаля; д) Нантский эдикт.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из сочинения кардинала Ришельё «Политическое завещание» (1638—1642). Выполните задание и ответьте на вопрос.
Все политики сходятся во мнении, что если бы народ жил в слишком большом достатке, то было бы невозможно держать его в повиновении…
Благоразумие не позволяет освободить народ от всех тягот, ибо, утратив в таком случае знак своего подчинённого положения, он забыл бы и о своём статусе, а будучи освобождён от податей, возомнил бы, что свободен и от повиновения.
Народ следует сравнить с мулом, который, привыкнув к своей ноше, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы, однако трудиться он должен в меру, а груз, возлагаемый на это животное, должен быть сопоставим с его силами. То же касается и поборов с народа: если они не будут умеренными, то, какова бы ни была их общественная польза, они не перестанут быть несправедливыми.
● 1. Как кардинал Ришельё воспринимал третье сословие? Охарактеризуйте его позицию. 2. Что ему виделось главным во взаимоотношениях государя и народа? 3. Используя дополнительные источники, выясните, ухудшилось или улучшилось положение третьего сословия в годы правления Людовика XIII.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «фундаментальные законы французской монархии». Что регулировали эти законы? Как вы думаете, почему монархи их соблюдали?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какими средствами король Франции смог добиться столь значительного усиления своей власти?