Вопросы и задания к главе I

1. Какое из Великих географических открытий вы считаете наиболее важным и почему?
2. Какую роль сыграли Великие географические открытия и колониальные захваты в судьбе народов Азии, Африки и Америки?
3. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, сравните ход и характер Великих географических открытий западноевропейцев и русских землепроходцев в конце XVI—XVII в. Выясните общие черты и особенности.
4. Проанализируйте материал учебника с точки зрения того, какие страны в большей степени снаряжали экспедиции в начальный период Великих географических открытий (конец XV — первая половина XVI в.), а какие — во второй половине XVI — первой половине XVII в. Будут ли какие-то различия между двумя периодами? Если да, то как вы их можете объяснить?
5. Сравните испанские колонии в Центральной и Южной Америке и английские колонии в Северной Америке по таким параметрам, как местоположение, отношения с местным населением, организация управления; один или два вопроса для сравнения добавьте самостоятельно. Оформите результаты выполнения задания в виде таблицы.

Ответы на вопросы и задания к главе I

1. Какое из Великих географических открытий вы считаете наиболее важным и почему?
Ответ: Наиболее важным было открытие Америки Колумбом (1492 г.), так как оно установило постоянную связь между Старым и Новым Светом, запустило процесс колонизации, привело к глобальному обмену товарами, культурами и технологиями (Колумбов обмен), а также изменило представления о географии мира.

2. Какую роль сыграли Великие географические открытия и колониальные захваты в судьбе народов Азии, Африки и Америки?
Ответ:

  • Для Америки: Разрушение цивилизаций (ацтеки, инки), массовая гибель населения от болезней и эксплуатации, принудительная христианизация.

  • Для Африки: Расцвет работорговли, обескровливание континента.

  • Для Азии: Постепенное проникновение европейцев, установление неравноправной торговли, начало колониального угнетения.

3. Сравните ход и характер Великих географических открытий западноевропейцев и русских землепроходцев в конце XVI—XVII в.
Ответ:

  • Общее: Стремление к расширению территорий, поиск новых ресурсов (пушнина у русских, пряности у европейцев).

  • Различия:

    • Европейцы двигались морскими путями, осваивая Америку, Африку, Азию; русские — сухопутными, расширяясь в Сибирь.

    • Европейцы сталкивались с высокоразвитыми цивилизациями (ацтеки, инки), русские — с кочевыми и племенными обществами.

    • Колонизация европейцев носила более жёсткий характер с массовой эксплуатацией, тогда как русские чаще интегрировали местное население через ясак (налог пушниной).

4. Проанализируйте... какие страны снаряжали экспедиции в начальный период и во второй половине XVI — первой половине XVII в.
Ответ:

  • Конец XV — первая половина XVI в.: Доминировали Испания и Португалия (Колумб, Магеллан, Кортес, Васко да Гама).

  • Вторая половина XVI — первая половина XVII в.: Активность Англии, Голландии, Франции (Дрейк, Баренц, Шамплен).

  • Причины сдвига: Ослабление Испании и Португалии, борьба за передел мира, развитие кораблестроения и навигации у североевропейских стран.

5. Сравните испанские колонии в Центральной и Южной Америке и английские колонии в Северной Америке

Параметры Испанские колонии Английские колонии
Местоположение Центральная и Южная Америка (богатые ресурсы) Северная Америка (умеренный климат)
Отношения с местным населением Жесткая эксплуатация, обращение в рабство, смешанные браки Вытеснение индейцев с земель, меньше смешения
Организация управления Жёсткая вертикаль власти из метрополии Элементы самоуправления, выборные ассамблеи
Экономическая структура Рудники, плантации (рабский труд) Фермерские хозяйства, ремёсла, торговля
Долгосрочные последствия Создание латиноамериканской культуры Формирование основ США

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как вы думаете, почему название «эпоха Великих географических открытий» закрепилось лишь за одним историческим периодом, хотя люди совершали выдающиеся географические открытия во все времена?

Ответ: Этот период (конец XV — середина XVII в.) получил особое название due to беспрецедентным масштабам, последствиям и систематическому характеру открытий, изменивших весь мир.

  1. Глобальный охват: Впервые были установлены постоянные связи между всеми обитаемыми континентами (Европа, Азия, Африка, Америка), что превратило разрозненные цивилизации в единую мировую систему.

  2. Революционные последствия: Открытия привели к «Колумбову обмену» (биотический, культурный и технологический обмен), созданию колониальных империй и перераспределению мировых богатств в пользу Европы.

  3. Научно-технический прорыв: Плавания были целенаправленными и массовыми, опирались на новые технологии (каравеллы, навигационные приборы), а не на случайные находки.

Ни один другой период истории не демонстрировал такого сочетания факторов, поэтому именно эта эпоха получила уникальное название.

Темы проектов

1 Великие путешественники и путешествия. Используя дополнительные источники информации, подготовьте проект об одном из деятелей эпохи Великих географических открытий (по выбору: Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Жак Картье, Фрэнсис Дрейк, Виллем Баренц).
2 «Колумбов обмен». Используя дополнительные источники информации, выясните, что такое «Колумбов обмен», в какой мере он затрагивал растения, животных, людей, болезни, взаимодействие культур. Подготовьте коллективный проект с презентацией об этом явлении, отразив произошедшие изменения на карте и в таблице.
3 Последствия Великих географических открытий. Составьте список последствий Великих географических открытий. Соберите информацию о литературных произведениях, кинофильмах, скульптурах и картинах, посвящённых этой теме.
Почему Великие географические открытия до сих пор привлекают внимание писателей, поэтов, режиссёров, художников? С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с презентацией на тему.