Вопросы и задания к главе I
1. Какое из Великих географических открытий вы считаете наиболее важным и почему?
2. Какую роль сыграли Великие географические открытия и колониальные захваты в судьбе народов Азии, Африки и Америки?
3. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, сравните ход и характер Великих географических открытий западноевропейцев и русских землепроходцев в конце XVI—XVII в. Выясните общие черты и особенности.
4. Проанализируйте материал учебника с точки зрения того, какие страны в большей степени снаряжали экспедиции в начальный период Великих географических открытий (конец XV — первая половина XVI в.), а какие — во второй половине XVI — первой половине XVII в. Будут ли какие-то различия между двумя периодами? Если да, то как вы их можете объяснить?
5. Сравните испанские колонии в Центральной и Южной Америке и английские колонии в Северной Америке по таким параметрам, как местоположение, отношения с местным населением, организация управления; один или два вопроса для сравнения добавьте самостоятельно. Оформите результаты выполнения задания в виде таблицы.
Ответы на вопросы и задания к главе I
1. Какое из Великих географических открытий вы считаете наиболее важным и почему?
Ответ: Наиболее важным было открытие Америки Колумбом (1492 г.), так как оно установило постоянную связь между Старым и Новым Светом, запустило процесс колонизации, привело к глобальному обмену товарами, культурами и технологиями (Колумбов обмен), а также изменило представления о географии мира.
2. Какую роль сыграли Великие географические открытия и колониальные захваты в судьбе народов Азии, Африки и Америки?
Ответ:
-
Для Америки: Разрушение цивилизаций (ацтеки, инки), массовая гибель населения от болезней и эксплуатации, принудительная христианизация.
-
Для Африки: Расцвет работорговли, обескровливание континента.
-
Для Азии: Постепенное проникновение европейцев, установление неравноправной торговли, начало колониального угнетения.
3. Сравните ход и характер Великих географических открытий западноевропейцев и русских землепроходцев в конце XVI—XVII в.
Ответ:
-
Общее: Стремление к расширению территорий, поиск новых ресурсов (пушнина у русских, пряности у европейцев).
-
Различия:
-
Европейцы двигались морскими путями, осваивая Америку, Африку, Азию; русские — сухопутными, расширяясь в Сибирь.
-
Европейцы сталкивались с высокоразвитыми цивилизациями (ацтеки, инки), русские — с кочевыми и племенными обществами.
-
Колонизация европейцев носила более жёсткий характер с массовой эксплуатацией, тогда как русские чаще интегрировали местное население через ясак (налог пушниной).
-
4. Проанализируйте... какие страны снаряжали экспедиции в начальный период и во второй половине XVI — первой половине XVII в.
Ответ:
-
Конец XV — первая половина XVI в.: Доминировали Испания и Португалия (Колумб, Магеллан, Кортес, Васко да Гама).
-
Вторая половина XVI — первая половина XVII в.: Активность Англии, Голландии, Франции (Дрейк, Баренц, Шамплен).
-
Причины сдвига: Ослабление Испании и Португалии, борьба за передел мира, развитие кораблестроения и навигации у североевропейских стран.
5. Сравните испанские колонии в Центральной и Южной Америке и английские колонии в Северной Америке
Параметры | Испанские колонии | Английские колонии |
---|---|---|
Местоположение | Центральная и Южная Америка (богатые ресурсы) | Северная Америка (умеренный климат) |
Отношения с местным населением | Жесткая эксплуатация, обращение в рабство, смешанные браки | Вытеснение индейцев с земель, меньше смешения |
Организация управления | Жёсткая вертикаль власти из метрополии | Элементы самоуправления, выборные ассамблеи |
Экономическая структура | Рудники, плантации (рабский труд) | Фермерские хозяйства, ремёсла, торговля |
Долгосрочные последствия | Создание латиноамериканской культуры | Формирование основ США |
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как вы думаете, почему название «эпоха Великих географических открытий» закрепилось лишь за одним историческим периодом, хотя люди совершали выдающиеся географические открытия во все времена?
Ответ: Этот период (конец XV — середина XVII в.) получил особое название due to беспрецедентным масштабам, последствиям и систематическому характеру открытий, изменивших весь мир.
Глобальный охват: Впервые были установлены постоянные связи между всеми обитаемыми континентами (Европа, Азия, Африка, Америка), что превратило разрозненные цивилизации в единую мировую систему.
Революционные последствия: Открытия привели к «Колумбову обмену» (биотический, культурный и технологический обмен), созданию колониальных империй и перераспределению мировых богатств в пользу Европы.
Научно-технический прорыв: Плавания были целенаправленными и массовыми, опирались на новые технологии (каравеллы, навигационные приборы), а не на случайные находки.
Ни один другой период истории не демонстрировал такого сочетания факторов, поэтому именно эта эпоха получила уникальное название.
Темы проектов
1 Великие путешественники и путешествия. Используя дополнительные источники информации, подготовьте проект об одном из деятелей эпохи Великих географических открытий (по выбору: Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Жак Картье, Фрэнсис Дрейк, Виллем Баренц).
2 «Колумбов обмен». Используя дополнительные источники информации, выясните, что такое «Колумбов обмен», в какой мере он затрагивал растения, животных, людей, болезни, взаимодействие культур. Подготовьте коллективный проект с презентацией об этом явлении, отразив произошедшие изменения на карте и в таблице.
3 Последствия Великих географических открытий. Составьте список последствий Великих географических открытий. Соберите информацию о литературных произведениях, кинофильмах, скульптурах и картинах, посвящённых этой теме.
Почему Великие географические открытия до сих пор привлекают внимание писателей, поэтов, режиссёров, художников? С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте рассказ с презентацией на тему.