§ 18. Культура XVII в.: барокко и классицизм, страница 157

Каковы отличия барокко от классицизма?

1 На излёте возрождения

Из трактата Лопе де Веги «Новое искусство сочинять комедии в наше время»
△  Выявите в этой цитате характерные черты литературы эпохи Возрождения.

 

● Докажите, что в творчестве Шекспира и Сервантеса по-прежнему звучат идеалы гуманизма.

 

2 Эпоха барокко

● Продемонстрируйте связь между духом барокко и известными вам событиями конца XVI—XVII в.

 

3 Шедевры великих мастеров

Из книги А. К. Якимовича «Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII вв.»
△  Как вы думаете, почему заказчики мирились с такой организацией творчества в мастерской художника?

 

Завтрак. Художник Д. Веласкес
△  Внимательно рассмотрите картину. Придумайте биографии изображённым на ней персонажам, расскажите о них.

 

● Выявите различия между полотнами, созданными голландскими художниками и Веласкесом.

 

4 Следуя античным образцам

● Используя дополнительные источники, выясните, чем было вызвано разделение на «высокие» и «низкие» жанры.

 

Вопросы и задания

1. Почему XVII столетие называется золотым веком голландской живописи? Как расцвет искусства связан с историей страны?
2. Почему, с вашей точки зрения, в XVII в. таким спросом пользовалось искусство портрета?
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ о любом архитектурном шедевре, построенном в Европе в рамках классицизма.
4. Какие отличия вы видите между искусством Возрождения и искусством классицизма?
5. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из упомянутых в тексте параграфа драматургов. Расскажите о его жизненном пути, особенностях его пьес.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывки из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670). Ответьте на вопросы и выполните задания.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Итак, чему же вы хотите учиться?
Г-н Жу р д е н. Чему только смогу: ведь я смерть как хочу стать учёным, и такое зло меня берёт на отца и мать, что меня с малолетства не обучали всем наукам!
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Это понятное чувство, nam sine doctrina vita est quasi mortis imago. Вам это должно быть ясно, потому что вы, уж верно, знаете латынь.
Г-н Жу р д е н. Да, но вы всё-таки говорите так, как будто я её не знаю. Объясните мне, что это значит.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Это значит: без науки жизнь есть как бы подобие смерти.
Г-н Жу р д е н. Латынь говорит дело.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. У вас есть основы, начатки каких-либо познаний?
Г-н Жу р д е н. А как же, я умею читать и писать. <…>
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Хотите займёмся этикой?
Г-н Жу р д е н. Этикой?
Уч и т ел ь фило со фии. Да.
Г-н Жу р д е н. А про что она, эта самая этика?
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Она трактует о счастье жизни, учит людей умерять свои страсти и...
Г-н Жу р д е н. Нет, не надо. Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика меня не удержит: я желаю беситься, сколько влезет, когда меня разбирает злость.

● Почему, с вашей точки зрения, Мольеру кажется смешным желание героя получить образование? Какие детали позволяют автору создать комический эффект?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте понятие «классицизм». Сравните произведения, созданные по канонам барокко и классицизма: что их объединяет, каковы различия.

 

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы отличия барокко от классицизма?