§ 18. Культура XVII в.: барокко и классицизм, страница 157
Каковы отличия барокко от классицизма?
1 На излёте возрождения
Из трактата Лопе де Веги «Новое искусство сочинять комедии в наше время»
△ Выявите в этой цитате характерные черты литературы эпохи Возрождения.
Ответ: Характерные черты: интерес к реальной жизни, изображение человеческих характеров и пороков, естественность диалогов, показ жизни во всём её разнообразии – от шуток до серьёзных проблем.
● Докажите, что в творчестве Шекспира и Сервантеса по-прежнему звучат идеалы гуманизма.
Ответ: В их творчестве звучат идеалы гуманизма, потому что они глубоко раскрывают внутренний мир человека, его чувства, страдания и стремления, показывая сложность и многогранность человеческой натуры.
2 Эпоха барокко
● Продемонстрируйте связь между духом барокко и известными вам событиями конца XVI—XVII в.
Ответ: Дух барокко связан с событиями того времени, такими как Реформация, Контрреформация и Тридцатилетняя война, которые вызывали чувства неуверенности, драматизма и желание поразить воображение, что отразилось в пышных, эмоциональных формах искусства.
3 Шедевры великих мастеров
Из книги А. К. Якимовича «Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII вв.»
△ Как вы думаете, почему заказчики мирились с такой организацией творчества в мастерской художника?
Ответ: Заказчики мирились с этим, потому что мастерская Рубенса была известна высоким качеством работ, а сам художник доводил каждую картину до совершенства, и такая организация позволяла выполнять много заказов.
Завтрак. Художник Д. Веласкес
△ Внимательно рассмотрите картину. Придумайте биографии изображённым на ней персонажам, расскажите о них.
Ответ: На картине «Завтрак» изображены, вероятно, дворянин, его сын и слуга. Дворянин – гордый и уверенный, его сын – воспитанный и спокойный, а слуга – скромный и преданный. Все они выглядят достойно, несмотря на разное социальное положение.
● Выявите различия между полотнами, созданными голландскими художниками и Веласкесом.
Ответ: Голландские художники часто изображали бытовые сцены, горожан и простых людей, а Веласкес писал в основном портреты знати, королей и придворных, подчёркивая их величие и одиночество.
4 Следуя античным образцам
● Используя дополнительные источники, выясните, чем было вызвано разделение на «высокие» и «низкие» жанры.
Ответ: Разделение на «высокие» и «низкие» жанры было вызвано стремлением к упорядоченности, соответствующей идеалам абсолютизма, где «высокие» жанры прославляли доблесть и государство, а «низкие» – высмеивали бытовые пороки.
Вопросы и задания
1. Почему XVII столетие называется золотым веком голландской живописи? Как расцвет искусства связан с историей страны?
2. Почему, с вашей точки зрения, в XVII в. таким спросом пользовалось искусство портрета?
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ о любом архитектурном шедевре, построенном в Европе в рамках классицизма.
4. Какие отличия вы видите между искусством Возрождения и искусством классицизма?
5. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из упомянутых в тексте параграфа драматургов. Расскажите о его жизненном пути, особенностях его пьес.
1. Ответ: XVII век называется золотым веком голландской живописи, потому что после обретения независимости от Испании в стране выросло много богатых горожан, которые хотели украшать свои дома картинами. Художники стали изображать бытовые сцены, портреты и пейзажи, что отражало гордость за свою страну и её процветание.
2. Ответ: В XVII веке искусство портрета пользовалось спросом, потому что разбогатевшие купцы и горожане хотели запечатлеть себя и свою семью, чтобы показать свой статус и благосостояние.
3. Ответ: Версальский дворец во Франции - архитектурный шедевр классицизма. Его построили по приказу Людовика XIV. Для дворца характерны симметрия, строгие линии, огромные размеры и регулярный парк, что показывало мощь абсолютной монархии.
4. Ответ: Искусство Возрождения показывало гармоничного и идеального человека, обращалось к античным сюжетам. Классицизм же был более строгим, подчинялся правилам (например, три единства в театре), прославлял государство и долг.
5. Ответ: Для презентации можно выбрать Мольера. Он был французским драматургом XVII века, писал комедии, которые высмеивали пороки общества ("Тартюф", "Мещанин во дворянстве"). Его пьесы до сих пор ставят в театрах по всему миру.
Мольер: великий комедиограф Франции
Жизненный путь Мольера, чьё настоящее имя было Жан-Батист Поклен, полон драматических поворотов. Родившись в 1622 году в семье королевского обойщика, он получил блестящее образование, но отказался от карьеры при дворе, чтобы посвятить себя театру. Вместе с товарищами он создал бродячую труппу, которая долгие годы скиталась по провинции, пока наконец не получила покровительство брата короля Людовика XIV. Этот опыт закалил Мольера и дал ему бесценное знание человеческих характеров и социальных типажей, которые он позднее мастерски воплотил в своих пьесах.
Особенность творчества Мольера заключалась в умении сочетать народный фарс с высокой комедией нравов. Его пьесы, такие как «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» и «Мещанин во дворянстве», беспощадно обличали пороки общества: религиозное ханжество, лицемерие, глупость и тщеславие. При этом Мольер всегда оставался тонким психологом — его персонажи не были карикатурами, а представляли собой живых людей со сложными характерами. Даже высмеивая человеческие слабости, он вызывал у зрителей не только смех, но и сочувствие.
Несмотря на благосклонность короля, многие пьесы Мольера вызывали скандалы и запреты, особенно со стороны религиозных деятелей, узнававших себя в образах Тартюфа и ему подобных. Судьба драматурга оказалась трагически связанной с театром: он скончался в 1673 году вскоре после спектакля «Мнимый больной», на сцене которого ему стало плохо, доигрывая свою последнюю роль. Мольер не просто создал классическую французскую комедию — он превратил её в мощное орудие познания человеческой природы, оставив потомкам бессмертную галерею образов, которые и сегодня не утратили своей актуальности.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670). Ответьте на вопросы и выполните задания.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Итак, чему же вы хотите учиться?
Г-н Жу р д е н. Чему только смогу: ведь я смерть как хочу стать учёным, и такое зло меня берёт на отца и мать, что меня с малолетства не обучали всем наукам!
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Это понятное чувство, nam sine doctrina vita est quasi mortis imago. Вам это должно быть ясно, потому что вы, уж верно, знаете латынь.
Г-н Жу р д е н. Да, но вы всё-таки говорите так, как будто я её не знаю. Объясните мне, что это значит.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Это значит: без науки жизнь есть как бы подобие смерти.
Г-н Жу р д е н. Латынь говорит дело.
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. У вас есть основы, начатки каких-либо познаний?
Г-н Жу р д е н. А как же, я умею читать и писать. <…>
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Хотите займёмся этикой?
Г-н Жу р д е н. Этикой?
Уч и т ел ь фило со фии. Да.
Г-н Жу р д е н. А про что она, эта самая этика?
Уч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Она трактует о счастье жизни, учит людей умерять свои страсти и...
Г-н Жу р д е н. Нет, не надо. Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика меня не удержит: я желаю беситься, сколько влезет, когда меня разбирает злость.
● Почему, с вашей точки зрения, Мольеру кажется смешным желание героя получить образование? Какие детали позволяют автору создать комический эффект?
Ответ: Это смешно, потому что господин Журден хочет учиться, но не понимает, зачем ему это нужно, и отказывается от этики, признавая свою вспыльчивость. Комический эффект создают его невежество и противоречия в его поведении.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте понятие «классицизм». Сравните произведения, созданные по канонам барокко и классицизма: что их объединяет, каковы различия.
Ответ: Классицизм – стиль, основанный на подражании античным образцам, с чёткими линиями, симметрией и разумной упорядоченностью. Его объединяет с барокко интерес к античности, но барокко – пышное и эмоциональное, а классицизм – строгое и рациональное.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы отличия барокко от классицизма?
Ответ: Отличия: барокко – это динамичные, пышные формы, обращение к чувствам, сложные линии; классицизм – строгость, симметрия, обращение к разуму, чёткость линий. Например, в архитектуре барокко – изогнутые фасады, а классицизм – прямые линии и пропорции.