§ 6. Реформация и Контрреформация, страница 61

Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?

1 Причины Реформации

● Каковы причины Реформации?

 

2 Учение Мартина Лютера

● В чём вы видите главное различие между взглядами Лютера и католицизмом? Обоснуйте свою точку зрения.

 

3 Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства

Карикатурные гравюры в Европе приобрели невероятную популярность в конце XVI—XVII в. Чаще всего такая форма живописи использовалась для политических и социальных высказываний на злобу дня.
△  Почему на обеих карикатурах фигурирует дьявол? Что их авторы хотели этим сказать?

 

● Почему в Реформации появились разные направления?

 

4 Кальвин и кальвинизм

● Каким образом идеи Кальвина оправдывали деловую активность и накопление богатств?

 

5 Борьба за души верующих

● Благодаря чему орден иезуитов стал эффективным орудием борьбы с Реформацией?

 

6 Новые горизонты миссионерства

● Почему иезуиты и другие миссионеры так активно действовали за пределами Европы?

 

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, какой смысл вкладывал художник, который являлся горячим сторонником Реформации, в такое изображение?
2. Почему Реформация началась именно в Германии?
3. Докажите, что все основные положения Лютера вытекают из его тезиса об оправда-
нии верой.
4. Почему проповедь Лютера, который хотел обновить католицизм, но сохранить его
единство, привела к религиозному расколу в Западной Европе?
5. Почему считается, что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?
6. Выделите основные направления борьбы католицизма с Реформацией.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) Аугсбургский религиозный мир; б) утверждение папой римским ордена иезуитов;
в) выступление Лютера против индульгенций; г) казнь М. Сервета.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте высказывания Мартина Лютера и Томаса Мюнцера, ответьте на вопросы и выполните задания.
а) Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни...
б) Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции.
в) Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель... Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть.
г) Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьёшь, то он убьёт тебя и вместе с тобою целую страну.

● 1. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат Лютеру, а какие — Мюнцеру. Объясните свой выбор. 2. На основании текста параграфа и этих высказываний сформулируйте различия во взглядах двух реформаторов. 3. Как вы думаете, чем объясняется позиция того и другого автора по отношению к восставшим крестьянам? С кем из них вы скорее согласны и почему?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ 

1. Раскройте смысл понятий «Реформация» и «Контрреформация». Можно ли сказать, что Контрреформация сводится к борьбе с Реформацией? Свой ответ обоснуйте. 2. Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: лютеране, гугеноты, иезуиты, пуритане.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?