§ 6. Реформация и Контрреформация, страница 61

Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?

1 Причины Реформации

● Каковы причины Реформации?

Ответ: Причины: недовольство богатством и корыстолюбием церкви, продажей индульгенций, невежеством священников, желание верующих самостоятельно читать и толковать Библию, влияние идей гуманизма, политическая раздробленность Германии, из-за которой папа римский выкачивал из неё много денег.

2 Учение Мартина Лютера

● В чём вы видите главное различие между взглядами Лютера и католицизмом? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ: Главное различие в том, что Лютер считал, что человека спасает только личная вера, а не хорошие дела или индульгенции, и что церковь с папой не нужны как посредники между Богом и человеком. В католицизме же именно церковь через свои таинства и обряды обеспечивает спасение.

3 Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства

Карикатурные гравюры в Европе приобрели невероятную популярность в конце XVI—XVII в. Чаще всего такая форма живописи использовалась для политических и социальных высказываний на злобу дня.
△  Почему на обеих карикатурах фигурирует дьявол? Что их авторы хотели этим сказать?

 Ответ: Авторы карикатур хотели сказать, что и Лютер, и папа римский являются слугами дьявола и вводят людей в заблуждение. Это было оружие пропаганды в религиозной борьбе.

● Почему в Реформации появились разные направления?

 Ответ: Разные направления появились потому, что идеи Реформации понимали по-разному: князья хотели получить церковные земли, горожане – дешёвую церковь, а крестьяне и бедняки (как Мюнцер) мечтали с её помощью изменить и земные порядки, установив справедливость.

4 Кальвин и кальвинизм

● Каким образом идеи Кальвина оправдывали деловую активность и накопление богатств?

 Ответ: Кальвин учил, что Бог заранее предопределил одних к спасению, а других к погибели. Успех в делах и праведная жизнь считались признаком избранности. Поэтому усердие в труде и накопление богатства воспринималось как угодное Богу дело.

5 Борьба за души верующих

● Благодаря чему орден иезуитов стал эффективным орудием борьбы с Реформацией?

 Ответ: Иезуиты были эффективны благодаря железной дисциплине, хорошему образованию, гибкости методов (от учёных споров до влияния на правителей), проповедническому рвению и тому, что они подчинялись только папе.

6 Новые горизонты миссионерства

● Почему иезуиты и другие миссионеры так активно действовали за пределами Европы?

 Ответ: Миссионеры активно действовали за пределами Европы, чтобы обратить в католицизм жителей новооткрытых земель и тем самым усилить позиции католической церкви в её противостоянии с протестантами.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, какой смысл вкладывал художник, который являлся горячим сторонником Реформации, в такое изображение?
2. Почему Реформация началась именно в Германии?
3. Докажите, что все основные положения Лютера вытекают из его тезиса об оправдании верой.
4. Почему проповедь Лютера, который хотел обновить католицизм, но сохранить его единство, привела к религиозному расколу в Западной Европе?
5. Почему считается, что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?
6. Выделите основные направления борьбы католицизма с Реформацией.

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, какой смысл вкладывал художник, который являлся горячим сторонником Реформации, в такое изображение?
Ответ: Художник, будучи сторонником Реформации, хотел показать Мартина Лютера как смелого проповедника, несущего людям истинное слово Божье и свет новой веры, противопоставляя его старой, погрязшей в пороках католической церкви.

2. Почему Реформация началась именно в Германии?
Ответ: Реформация началась в Германии потому, что она была политически раздроблена, и папа римский мог безнаказанно выкачивать из неё огромные деньги через продажу индульгенций и церковные поборы. Слабая центральная власть не могла защитить страну от притязаний Рима, что вызывало всеобщее недовольство.

3. Докажите, что все основные положения Лютера вытекают из его тезиса об оправдании верой.
Ответ: Из тезиса об оправдании одной лишь верой вытекают все остальные положения Лютера: если спасает только вера, то не нужны посредники между Богом и человеком (отсюда отрицание роли папы и священников), не нужны индульгенции и многие церковные таинства, а Библия должна быть доступна всем для самостоятельного чтения и толкования.

4. Почему проповедь Лютера, который хотел обновить католицизм, но сохранить его единство, привела к религиозному расколу в Западной Европе?
Ответ: Раскол произошёл потому, что папство и католическая церковь не желали отказываться от своей власти и доходов, а многие правители и простые люди слишком активно поддержали идеи Лютера, видя в них не только религиозную, но и политическую и экономическую выгоду.

5. Почему считается, что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?
Ответ: Идеи Кальвина способствовали развитию капитализма, потому что он считал успех в делах и накопление богатства знаком Божьего избранничества. Это оправдывало деловую активность, предприимчивость и стремление к прибыли, что является основой капиталистического духа.

6. Выделите основные направления борьбы католицизма с Реформацией.
Ответ: Основные направления борьбы: 1) Создание ордена иезуитов для пропаганды и образования. 2) Деятельность инквизиции и введение строгой цензуры («Индекс запрещённых книг»). 3) Проведение Тридентского собора для внутреннего обновления церкви, но без уступок протестантам. 4) Активная миссионерская деятельность в Новом Свете и Азии.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) Аугсбургский религиозный мир; б) утверждение папой римским ордена иезуитов; в) выступление Лютера против индульгенций; г) казнь М. Сервета.

 Ответ: в) выступление Лютера против индульгенций 1517 г., б) утверждение папой римским ордена иезуитов 1540 г., г) казнь М. Сервета 1553 г., а) Аугсбургский религиозный мир 1555 г.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте высказывания Мартина Лютера и Томаса Мюнцера, ответьте на вопросы и выполните задания.
а) Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни...
б) Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции.
в) Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель... Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть.
г) Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьёшь, то он убьёт тебя и вместе с тобою целую страну.

● 1. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат Лютеру, а какие — Мюнцеру. Объясните свой выбор. 2. На основании текста параграфа и этих высказываний сформулируйте различия во взглядах двух реформаторов. 3. Как вы думаете, чем объясняется позиция того и другого автора по отношению к восставшим крестьянам? С кем из них вы скорее согласны и почему?

 Ответ: 1. Мюнцеру принадлежат высказывания (а) и (в), так как он призывал к борьбе с угнетателями. Лютеру – (б) и (г), так как он выступал против индульгенций, но резко осуждал крестьянское восстание. 2. Лютер был умеренным и выступал за реформу веры с опорой на власти. Мюнцер был радикалом и хотел с помощью восстания изменить и общество. 3. Лютер боялся, что восстание приведёт к хаосу, а Мюнцер видел в нём путь к справедливости. (Личный выбор и обоснование могут быть разными).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ 

1. Раскройте смысл понятий «Реформация» и «Контрреформация». Можно ли сказать, что Контрреформация сводится к борьбе с Реформацией? Свой ответ обоснуйте. 2. Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: лютеране, гугеноты, иезуиты, пуритане.

 Ответ: 1. Реформация – движение за реформу католической церкви, приведшее к появлению протестантизма. Контрреформация – ответ католической церкви, включавший не только борьбу с протестантами, но и внутреннее обновление церкви (например, Тридентский собор, деятельность иезуитов). 2. Лишнее – иезуиты, так как это католический орден, а остальные – протестантские течения.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Реформация, начавшись в Германии, затем охватила многие страны Европы?

 Ответ: Реформация распространилась по Европе, потому что, во-первых, кризис католической церкви и недовольство её порядками были общими для многих стран. Во-вторых, правителям других стран (как в Англии) идея подчинить церковь государству и забрать её богатства тоже была выгодна. В-третьих, учение Кальвина с его оправданием деловой активности привлекло городских предпринимателей и буржуазию в разных странах.