§ 19. Научная революция, страница 168
Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?
1 Мир познаваем разумом
△ Как вы думаете, почему до XVII в. эти и многие другие положения Аристотеля никто не пытался проверить экспериментально?
Ответ: Потому что в Средние века авторитет Аристотеля и церкви был очень высоким, и люди слепо верили старым учениям, не подвергая их сомнению.
● Как вы думаете, почему учёные перестали быть одиночками и начали объединяться в организации?
Ответ: Учёные объединялись в академии, чтобы обмениваться идеями, вместе проводить эксперименты и иметь больше влияния, так как наука стала сложнее и требовала сотрудничества.
2 Открытия, приносящие пользу
● Почему, с вашей точки зрения, за XVI—XVII вв. произошло значительно больше открытий, чем за несколько предыдущих веков?
Ответ: Потому что изменился подход к науке: учёные начали ставить опыты и эксперименты, а не просто верить древним авторам. Также помогло книгопечатание и интерес к практической пользе.
3 Остановить Cолнце
Иоганн Кеплер
△ Какой инструмент вы видите в правой руке Кеплера? Для чего он предназначался? Используя дополнительные источники, выясните, каково было его символическое значение в раннее Новое время.
Ответ: В руке Кеплера армиллярная сфера. Она использовалась для представления движения небесных тел и была символом астрономических знаний и стремления понять устройство Вселенной.
● В чём разница между астрологией и астрономией?
Ответ: Астрономия – это наука о небесных телах и их движении, основанная на наблюдениях и расчётах. Астрология – это вера в то, что положение звёзд влияет на судьбу человека.
Из книги Г. Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632)
△ Как вы думаете, в чём Сальвиати пытается убедить своего собеседника?
Ответ: Сальвиати пытается убедить Симпличио, что нельзя судить о неизменности неба, основываясь только на видимом, ведь далёкие объекты, как Америка или Луна, могут меняться, но мы этого не видим.
Астроном. Художник Я. Вермеер
△ При необходимости используя дополнительные источники, выясните, что свидетельствует о том, что перед нами именно астроном.
Ответ: На картине Вермеера астроном изображён с глобусом небесной сферы и другими астрономическими инструментами, что указывает на его профессию.
● В чём вы видите важность замены геоцентрической системы мира гелиоцентрической?
Ответ: Это изменило представление о месте Земли и человека во Вселенной, показало, что Земля – не центр мироздания, и заложило основу для современной науки.
4 Новое видение мира
● Объясните, почему считается, что Ньютон не просто открыл определённые физические законы, а создал новую систему мира.
Ответ: Потому что Ньютон объединил разрозненные открытия в единую систему, объяснив, что все явления – на Земле и в космосе – подчиняются одним и тем же законам, например, закону всемирного тяготения.
5 Прогресс разума
● Как вы думаете, почему понятие прогресса появилось именно в это время?
Ответ: Потому что люди увидели, что с помощью разума и науки можно постоянно улучшать жизнь и познавать мир, а не ждать конца света.
6 Естественные права
● Почему, с точки зрения Гоббса, равенство перед законом — гарантия свободы?
Ответ: Потому что, когда все подчиняются одним и тем же законам, устанавливаемым сувереном, это прекращает «войну всех против всех» и даёт людям безопасность, которая и является основой настоящей свободы.
Вопросы и задания
1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению старой системы мира.
3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и почему?
4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важных открытий, совершённых в ходе научной революции.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдающихся учёных времён научной революции.
1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
Ответ: Старые представления считали Землю центром Вселенной (геоцентризм), а новые поместили в центр Солнце (гелиоцентризм). Также раньше думали, что небесные тела идеальны и неизменны, а новые открытия показали, что они имеют рельеф и движутся по определённым законам.2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению старой системы мира.
Ответ: Астрономические открытия, сделанные с помощью телескопа (горы на Луне, спутники Юпитера), напрямую противоречили учениям Аристотеля и Птолемея о неизменности и идеальности небесных тел, что заставило усомниться во всей старой системе.3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и почему?
Ответ: Наиболее важными считаю открытие гелиоцентрической системы Коперника (изменило взгляд на место Земли во Вселенной), законы движения планет Кеплера и закон всемирного тяготения Ньютона (объединили земную и небесную механику).4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важных открытий, совершённых в ходе научной революции.
Ответ: Для презентации можно выбрать открытие закона всемирного тяготения Ньютоном. Он понял, что одна и та же сила заставляет яблоко падать на землю и Луну вращаться вокруг Земли. Это открытие объединило всю механику и астрономию. Или утверждение гелиоцентрической системы мира.Гелиоцентрическая система: открытие, перевернувшее мир
Важнейшим открытием Научной революции стало утверждение гелиоцентрической системы мира. Хотя саму идею о том, что Земля вращается вокруг Солнца, выдвинул ещё Николай Коперник в XVI веке, именно в XVII веке она была окончательно доказана и принята.
Решающий вклад внесли Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Галилей с помощью телескопа обнаружил горы на Луне, спутники Юпитера и фазы Венеры, которые напрямую противоречили геоцентрической модели Аристотеля и Птолемея. Кеплер, опираясь на точные наблюдения, открыл три закона движения планет, показав, что их орбиты являются эллипсами, а не идеальными кругами. Это открытие низвергло Землю из центра Вселенной, сделав её одной из рядовых планет, и нанесло сокрушительный удар по средневековому мировоззрению, основанному на учении Церкви. Оно положило начало не только новой астрономии, но и современной науке в целом, основанной на наблюдении, эксперименте и математическом описании природы.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдающихся учёных времён научной революции.
Ответ: Для сообщения можно выбрать Исаака Ньютона. Он был английским учёным, открыл закон всемирного тяготения и законы движения, создал телескоп-рефлектор. Его работа «Математические начала натуральной философии» стала основой классической физики.Исаак Ньютон: архитектор научной картины мира
Исаак Ньютон (1643–1727) — английский физик и математик, чьи работы стали кульминацией Научной революции. Родившийся в год смерти Галилея, он проделал путь от скромного сельского юноши до президента Лондонского королевского общества. Его главный труд — «Математические начала натуральной философии» — был опубликован в 1687 году.
В этой книге Ньютон сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения, которые объединили земную и небесную механику. Он математически доказал, что одна и та же сила заставляет падать яблоко и удерживает Луну на орбите Земли. Помимо этого, Ньютон заложил основы классической оптики, разложив белый свет на цвета спектра с помощью призмы, и создал (параллельно с Лейбницем) математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление. Его работы на столетия вперед определили развитие науки, создав единую и предсказуемую механистическую картину Вселенной.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите деятелей науки в хронологическом порядке по дате рождения: Галилей, Сиденхем, Коперник, Гоббс, Ньютон, Кеплер, Декарт.
Ответ: Коперник (1473), Галилей (1564), Кеплер (1571), Гоббс (1588), Декарт (1596), Сиденхем (1624), Ньютон (1643).
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из письма Кеплера Галилею (1610). Ответьте на вопрос.
Сам Колумб заставлял своего читателя сомневаться, что больше достойно удивления: разум человека, догадавшегося о существовании нового мира по направлению дующих ветров, или же смелость попытки плыть в неизвестных водах и неизмеримом океане, приведшей к счастливому исполнению желаний. <…> Слава
Cоздателя этого мира больше, чем у его созерцателя, так как первый взял теорию создания из себя, а второй только с очень большим трудом узнал теорию, скрытую в создании. Поэтому не завидуй, Галилей, в своей славе нашим предшественникам Пифагору, Платону, Евклиду.
● Как вы думаете, какие мысли Кеплер пытается донести до Галилея?
Ответ: Кеплер говорит, что слава учёного, который с трудом познаёт законы мира, не меньше славы первооткрывателей, и что не нужно завидовать древним, потому что их открытия так же велики.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «рационализм». Какие следствия имело убеждение в том, что мир познаваем разумом?
Ответ: Рационализм – это вера в то, что мир можно познать с помощью разума и логики. Это привело к развитию экспериментальной науки, поиску естественных законов и ослаблению слепой веры в авторитеты.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?
Ответ: Научная революция началась позже, потому что сначала путешествия расширили знания о Земле и показали несостоятельность старых представлений, что создало почву для новых идей. Также потребовалось время, чтобы развились методы экспериментов и появились инструменты вроде телескопа. И только тогда, когда накопилось достаточно практических знаний и наблюдений, учёные смогли создать новую картину мира.