§ 19. Научная революция, страница 168
Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?
1 Мир познаваем разумом
△ Как вы думаете, почему до XVII в. эти и многие другие положения Аристотеля никто не пытался проверить экспериментально?
● Как вы думаете, почему учёные перестали быть одиночками и начали объединяться в организации?
2 Открытия, приносящие пользу
● Почему, с вашей точки зрения, за XVI—XVII вв. произошло значительно больше открытий, чем за несколько предыдущих веков?
3 Остановить Cолнце
Иоганн Кеплер
△ Какой инструмент вы видите в правой руке Кеплера? Для чего он предназначался? Используя дополнительные источники, выясните, каково было его символическое значение в раннее Новое время.
● В чём разница между астрологией и астрономией?
Из книги Г. Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632)
△ Как вы думаете, в чём Сальвиати пытается убедить своего собеседника?
Астроном. Художник Я. Вермеер
△ При необходимости используя дополнительные источники, выясните, что свидетельствует о том, что перед нами именно астроном.
● В чём вы видите важность замены геоцентрической системы мира гелиоцентрической?
4 Новое видение мира
● Объясните, почему считается, что Ньютон не просто открыл определённые физические законы, а создал новую систему мира.
5 Прогресс разума
● Как вы думаете, почему понятие прогресса появилось именно в это время?
6 Естественные права
● Почему, с точки зрения Гоббса, равенство перед законом — гарантия свободы?
Вопросы и задания
1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению
старой системы мира.
3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и поче-
му?
4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важ-
ных открытий, совершённых в ходе научной революции.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдаю-
щихся учёных времён научной революции.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите деятелей науки в хронологическом порядке по дате рождения: Галилей, Сиденхем, Коперник, Гоббс, Ньютон, Кеплер, Декарт.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из письма Кеплера Галилею (1610). Ответьте на вопрос.
Сам Колумб заставлял своего читателя сомневаться, что больше достойно удивления: разум человека, догадавшегося о существовании нового мира по направлению дующих ветров, или же смелость попытки плыть в неизвестных водах и неизмеримом океане, приведшей к счастливому исполнению желаний. <…> Слава
Cоздателя этого мира больше, чем у его созерцателя, так как первый взял теорию создания из себя, а второй только с очень большим трудом узнал теорию, скрытую в создании. Поэтому не завидуй, Галилей, в своей славе нашим предшественникам Пифагору, Платону, Евклиду.
● Как вы думаете, какие мысли Кеплер пытается донести до Галилея?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «рационализм». Какие следствия имело убеждение в том, что мир познаваем разумом?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?