§ 19. Научная революция, страница 168

Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?

1 Мир познаваем разумом

△  Как вы думаете, почему до XVII в. эти и многие другие положения Аристотеля никто не пытался проверить экспериментально?

 

● Как вы думаете, почему учёные перестали быть одиночками и начали объединяться в организации?

 

2 Открытия, приносящие пользу

● Почему, с вашей точки зрения, за XVI—XVII вв. произошло значительно больше открытий, чем за несколько предыдущих веков?

 

3 Остановить Cолнце

Иоганн Кеплер
△  Какой инструмент вы видите в правой руке Кеплера? Для чего он предназначался? Используя дополнительные источники, выясните, каково было его символическое значение в раннее Новое время.

 

● В чём разница между астрологией и астрономией?

 

Из книги Г. Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632)
△  Как вы думаете, в чём Сальвиати пытается убедить своего собеседника?

 

Астроном. Художник Я. Вермеер
△  При необходимости используя дополнительные источники, выясните, что свидетельствует о том, что перед нами именно астроном.

 

● В чём вы видите важность замены геоцентрической системы мира гелиоцентрической?

 

4 Новое видение мира

● Объясните, почему считается, что Ньютон не просто открыл определённые физические законы, а создал новую систему мира.

 

5 Прогресс разума

● Как вы думаете, почему понятие прогресса появилось именно в это время?

 

6 Естественные права

● Почему, с точки зрения Гоббса, равенство перед законом — гарантия свободы?

 

Вопросы и задания

1. В чём разница между старыми и новыми представлениями об устройстве мира?
2. Обсудите в классе, почему именно открытия в астрономии привели к разрушению
старой системы мира.
3. Какие открытия эпохи научной революции вам кажутся наиболее важными и поче-
му?
4. Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из важ-
ных открытий, совершённых в ходе научной революции.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одном из выдаю-
щихся учёных времён научной революции.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите деятелей науки в хронологическом порядке по дате рождения: Галилей, Сиденхем, Коперник, Гоббс, Ньютон, Кеплер, Декарт.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывки из письма Кеплера Галилею (1610). Ответьте на вопрос.
Сам Колумб заставлял своего читателя сомневаться, что больше достойно удивления: разум человека, догадавшегося о существовании нового мира по направлению дующих ветров, или же смелость попытки плыть в неизвестных водах и неизмеримом океане, приведшей к счастливому исполнению желаний. <…> Слава
Cоздателя этого мира больше, чем у его созерцателя, так как первый взял теорию создания из себя, а второй только с очень большим трудом узнал теорию, скрытую в создании. Поэтому не завидуй, Галилей, в своей славе нашим предшественникам Пифагору, Платону, Евклиду.

● Как вы думаете, какие мысли Кеплер пытается донести до Галилея?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте содержание понятия «рационализм». Какие следствия имело убеждение в том, что мир познаваем разумом?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему научная революция началась позже, чем Великие географические открытия?