§ 22. Китай и Япония: в поисках стабильности, страница 199
Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?
1 Китай в эпоху Мин
● Выявите основные особенности развития Китая в эпоху династии Мин.
2 Китай в середине — второй половине XVII в.
● Что изменилось в жизни Китая после его завоевания маньчжурами, а что осталось прежним?
3 Европейцы в Китае
● Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы — о Европе?
4 Китай и Россия в XVII в.
● В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?
5 Япония в XVI в.
Из «Указа о сборе мечей» Тоётоми Хидэёси (1588)
△ 1. Как вы думаете, в результате каких событий у крестьян скопилось слишком много оружия? Как оно к ним попадало? 2. Почему власти заинтересованы в скорейшем изъятии оружия у крестьян? 3. Почему крестьяне сохраняли попадавшее к ним оружие? 4. Докажите, что власти считали этот вопрос важным. Как вы думаете, почему?
● Как сказалось на развитии Японии проникновение в страну европейцев?
6 Правление Токугава
● Почему Япония перешла к политике самоизоляции?
7 Культура Японии в XVI—XVII вв.
● Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы. Было ли изображённое событие важным для японцев? По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев? Что художник выделяет в одеждах европейцев?
2. Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?
3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием»? Как ещё можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из китайского источника «Записи о событиях в Северном Китае при конце династии Мин» и ответьте на вопросы.
Наш государь вовсе не тёмен, но он одинок, и дела не доходят до него. Все чиновники своекорыстны. Они составляют группировки, а преданность и честность их ничтожна. Даже в высшие учреждения проникла преступность. Авторитет двора падает с каждым днём. Все доходы идут в руки царских родственников и знати, а силы народа истощены до крайности.
Гуны и хоу [князья] питаются мясом и одеваются в шелка, а император считает их своей надёжной опорой… Брошенных в тюрьмы всё больше и больше, а образованные не помышляют о соблюдении своего долга. Гнёт от налогов становится всё тяжелей. Народ ненавидит императора и готов погибнуть, чтобы погиб и он.
● 1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника? 2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте. 3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?