§ 22. Китай и Япония: в поисках стабильности, страница 199

Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?

1 Китай в эпоху Мин

● Выявите основные особенности развития Китая в эпоху династии Мин.

 Ответ: При династии Мин власть императора и чиновников усилилась, восстановили конфуцианские нормы, упорядочили налоги. Внешняя торговля считалась данью, а не обычной торговлей. Быстрый рост населения привёл к нехватке земли и росту недовольства. Расцветали архитектура, искусство и ремёсла, особенно фарфор.

2 Китай в середине — второй половине XVII в.

● Что изменилось в жизни Китая после его завоевания маньчжурами, а что осталось прежним?

 Ответ: Изменилось: к власти пришла новая династия Цин, маньчжуры стали привилегированным сословием, было запрещено заключать смешанные браки. Осталось прежним: система управления и экзамены для чиновников, китайский язык как государственный, конфуцианские школы.

3 Европейцы в Китае

● Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы — о Европе?

 Ответ: Европейцы получали сведения через миссионеров, таких как иезуит Маттео Риччи, который жил в Китае, учил язык и знакомился с культурой. Китайцы узнавали о Европе тоже от миссионеров, которые работали при императорском дворе и рассказывали о западной науке и культуре.

4 Китай и Россия в XVII в.

● В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?

 Ответ: Связь в том, что Китай считал иностранных купцов и послов данниками, а не равными партнёрами. Так как миссия Петлина не привезла даров императору, это означало, что они не признают его верховную власть, поэтому аудиенция была невозможна.

5 Япония в XVI в.

Из «Указа о сборе мечей» Тоётоми Хидэёси (1588)
△  1. Как вы думаете, в результате каких событий у крестьян скопилось слишком много оружия? Как оно к ним попадало?

Ответ: Оружие скопилось из-за долгого периода междоусобных войн ("воюющих провинций"). Крестьяне получали его, вероятно, участвуя в войнах или подбирая после сражений.

2. Почему власти заинтересованы в скорейшем изъятии оружия у крестьян?

Ответ: Чтобы предотвратить крестьянские восстания и бунты против власти.

3. Почему крестьяне сохраняли попадавшее к ним оружие?

Ответ: Для самообороны или чтобы использовать в борьбе за свои права.

4. Докажите, что власти считали этот вопрос важным. Как вы думаете, почему?

 Ответ: Власти считали вопрос важным, так как издали специальный указ и угрожали наказанием за его неисполнение. Это было нужно для укрепления своей власти и установления порядка.

● Как сказалось на развитии Японии проникновение в страну европейцев?

 Ответ: Европейцы привезли огнестрельное оружие, что изменило военное дело, и христианство. Сначала это способствовало развитию, но затем власти, опасаясь влияния иностранцев, стали преследовать христиан и перешли к изоляции.

6 Правление Токугава

● Почему Япония перешла к политике самоизоляции?

 Ответ: Чтобы остановить распространение христианства, которое власти считали угрозой своей власти, и чтобы избежать иностранного влияния и контроля, как это происходило в других странах Азии.

7 Культура Японии в XVI—XVII вв.

● Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.

 Ответ: Непрерывные войны привели к строительству великолепных замков. Контакты с португальцами породили жанр живописи "намбан". Объединение страны и рост городов способствовали расцвету театра кабуки.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы. Было ли изображённое событие важным для японцев? По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев? Что художник выделяет в одеждах европейцев?
2. Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?
3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием»? Как ещё можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?

  1. Было ли изображённое событие важным для японцев? По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев? Что художник выделяет в одеждах европейцев?
    Ответ: Да, событие было важным — первое появление европейцев. Португальцев-светских лиц можно отличить по штанам и камзолам, иезуитов — по сутанам, слуг — по простой одежде, японцев — по кимоно. Художник выделяет необычные для Японии детали европейского костюма: штаны, шляпы, башмаки.

  2. Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?
    Ответ: Потому что китайские власти считали внешнюю торговлю не обменом, а данью от «варваров» императору, и она была убыточной для казны. Китай был самодостаточен и не видел в ней выгоды.

  3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием»? Как ещё можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
    Ответ: Его называют «христианским столетием», потому что в это время в Японию активно проникало христианство, и число христиан быстро росло. Его также можно назвать «периодом объединения», так как в это время шло кровопролитное объединение страны.

  4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
    Ответ: Объединение сопровождалось реформами: Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси проводили перепись земель, отменяли внутренние пошлины, вводили единые меры и весы, а главное — изымали оружие у крестьян, чтобы предотвратить восстания.

  5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
    Ответ: На Западе, в условиях постоянных войн, от огнестрельного оружия нельзя было отказаться. В Японии после объединения сёгуны запретили его, так как оно угрожало самурайским ценностям, а изолированная страна могла себе это позволить.

  6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?
    Ответ: Китай перешёл к изоляции позже, потому что он был огромной империей, только что завоёванной маньчжурами, и ему требовалось время для стабилизации. Кроме того, полностью закрыть такую большую страну было сложнее, чем островную Японию.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.

 Ответ: в) 1543 г., а) 1575 г., д) 1630-е гг. (окончательно с 1639 г.), г) 1644 г., б) 1662-1722 гг.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из китайского источника «Записи о событиях в Северном Китае при конце династии Мин» и ответьте на вопросы.
Наш государь вовсе не тёмен, но он одинок, и дела не доходят до него. Все чиновники своекорыстны. Они составляют группировки, а преданность и честность их ничтожна. Даже в высшие учреждения проникла преступность. Авторитет двора падает с каждым днём. Все доходы идут в руки царских родственников и знати, а силы народа истощены до крайности.
Гуны и хоу [князья] питаются мясом и одеваются в шелка, а император считает их своей надёжной опорой… Брошенных в тюрьмы всё больше и больше, а образованные не помышляют о соблюдении своего долга. Гнёт от налогов становится всё тяжелей. Народ ненавидит императора и готов погибнуть, чтобы погиб и он.

● 1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника? 2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте. 3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.

● 1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника?
Ответ: Коррупцию чиновников, их своекорыстие, падение авторитета власти, непосильные налоги, обнищание народа, несправедливость (богатые знатные живут в роскоши, а народ страдает).

● 2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте.
Ответ: Вряд ли, так как автор пишет, что император "одинок" и дела до него не доходят, то есть он был отрезан от реальности коррумпированным окружением и не контролировал ситуацию.

● 3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.
Ответ: Скорее всего, к образованным чиновникам или учёным, так как он хорошо знает ситуацию при дворе, критикует власть, но с позиции заботы о государстве, и использует литературный язык.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?

 Ответ: Политика самоизоляции — это когда государство резко ограничивает или полностью запрещает контакты с другими странами. Противоположное понятие — "открытая внешняя политика" или "политика интеграции".

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?

 Ответ: Япония перешла к самоизоляции, потому что объединённая и защищённая морем страна смогла себе это позволить, чтобы избавиться от угрозы иностранного влияния через христианских миссионеров. Китай, уже завоёванный маньчжурами, лишь склонялся к изоляции, так как огромная империя не могла полностью закрыться, но стремилась контролировать и ограничивать контакты с европейцами, которых опасалась.