Вопросы и задания к главе III

1. Прочитайте эпиграф к главе. Как вы понимаете мысль автора, что, даже если европейцы прямо не вмешивались в дела той или иной страны, их присутствие рядом влияло на ситуацию? Согласны ли вы с ней? Если нет, то почему? Если да, то приведите конкретные аргументы в её пользу из истории разных стран Востока.
2. Рассмотрите иллюстрацию к главе. Почему вопрос об отношениях между разными религиями был важен для Акбара? О чём свидетельствует присутствие на обсуждении двух иезуитов?
3. Что объединяет «пороховые империи» и какие черты отличают их друг от друга?
4. Каковы общие черты в организации власти правителей разных стран Востока? Есть ли различия и какие именно? Чем объясняются черты сходства и чем — различия?
5. Можно ли выделить общие черты в причинах, ходе и последствиях реформ, которые проводились в разных странах Востока? Если да, то чем они объясняются?
6. Сравните религиозную политику и отношение к другим религиям в разных странах Востока.
7. Выявите примеры политики веротерпимости в разных странах Востока. Сравните их  с ситуацией в таких странах Европы, как держава австрийских Габсбургов, Франция, Испанская монархия. Как вы думаете, с какими особенностями развития Востока может быть связана веротерпимость восточных владык?
8. Выявите в тексте учебника факты о связях стран Востока с Россией. К каким странам и каким сферам жизни они относятся? Почему отношения разных стран с Россией складывались по-разному?
9. В каких формах проявилось на Востоке соперничество между западными державами?
10. Используя дополнительные источники, определите, насколько обоснованно сравнение реформ Афонсу I в Конго с реформами Петра I. Может быть, логичнее было бы сравнивать их с реформами Аббаса I в Иране? Своё мнение обоснуйте.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему правители могущественных держав Востока по-разному реагировали на появление европейцев? Какие из их решений кажутся вам наиболее оправданными и почему?

 

Темы проектов

1 Исфахан — половина мира. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите данные об изменениях, происходивших в Исфахане в XVI—XVII вв.
(площадь города, количество населения, число промышленных предприятий, показатели торговли, численность образовательных учреждений и т. д.). На основе этих данных составьте графики или диаграммы. На их основе сделайте все возможные выводы. Могут ли, на ваш взгляд, цифровые показатели дать исчерпывающую характеристику какого-либо исторического периода? Почему вы так считаете?
2 Европейцы глазами японцев. С помощью дополнительной литературы и  Интернета подберите высказывания японских историков, публицистов, писателей с положительными и отрицательными оценками деятельности европейцев в XVI—XVII вв. Как вы считаете, почему одни и те же факты вызывают столь различные оценки? Сформулируйте и обоснуйте собственный взгляд на европейцев с точки зрения современного человека.
3 Тадж-Махал и его создатель. Соберите материал об истории создания мавзолея, дайте краткую биографию создателя, представив в своём исследовании по возможности живой образ героя, расскажите об инженерных и архитектурных особенностях мавзолея (внутреннем и внешнем виде, благоустройстве), а также проанализируйте литературу, связанную с мавзолеем; изучите конструкцию здания; найдите особенности мавзолея; изучите состояние мавзолея на сегодняшний день. По результатам исследования создайте презентацию.
4 Знаменитый правитель Востока в XVI—XVII вв. Используя дополнительные источники информации, подготовьте живой рассказ об одном из знаменитых правителей Востока в XVI—XVII вв., включающий в себя элементы исследовательского и литературного характера. Рассказ снабдите презентацией на тему.