Вопросы и задания к главе III
1. Прочитайте эпиграф к главе. Как вы понимаете мысль автора, что, даже если европейцы прямо не вмешивались в дела той или иной страны, их присутствие рядом влияло на ситуацию? Согласны ли вы с ней? Если нет, то почему? Если да, то приведите конкретные аргументы в её пользу из истории разных стран Востока.
2. Рассмотрите иллюстрацию к главе. Почему вопрос об отношениях между разными религиями был важен для Акбара? О чём свидетельствует присутствие на обсуждении двух иезуитов?
3. Что объединяет «пороховые империи» и какие черты отличают их друг от друга?
4. Каковы общие черты в организации власти правителей разных стран Востока? Есть ли различия и какие именно? Чем объясняются черты сходства и чем — различия?
5. Можно ли выделить общие черты в причинах, ходе и последствиях реформ, которые проводились в разных странах Востока? Если да, то чем они объясняются?
6. Сравните религиозную политику и отношение к другим религиям в разных странах Востока.
7. Выявите примеры политики веротерпимости в разных странах Востока. Сравните их с ситуацией в таких странах Европы, как держава австрийских Габсбургов, Франция, Испанская монархия. Как вы думаете, с какими особенностями развития Востока может быть связана веротерпимость восточных владык?
8. Выявите в тексте учебника факты о связях стран Востока с Россией. К каким странам и каким сферам жизни они относятся? Почему отношения разных стран с Россией складывались по-разному?
9. В каких формах проявилось на Востоке соперничество между западными державами?
10. Используя дополнительные источники, определите, насколько обоснованно сравнение реформ Афонсу I в Конго с реформами Петра I. Может быть, логичнее было бы сравнивать их с реформами Аббаса I в Иране? Своё мнение обоснуйте.
Ответ: Я согласен с автором. Даже без прямого вмешательства европейцы влияли на ситуацию. Например, в Индии их торговые компании постепенно усиливали влияние, ослабляя Моголов. В Японии появление европейцев и христианства заставило власти закрыть страну. В Африке одна лишь работорговля разрушала государства.
Ответ: Вопрос религий был важен для Акбара, потому что в Индии большинство составляли индусы, а правили мусульмане. Чтобы объединить страну, нужна была веротерпимость. Присутствие иезуитов показывает, что Акбар интересовался разными религиями и стремился к диалогу.
Ответ: «Пороховые империи» объединяет использование сильной армии с артиллерией и огнестрельным оружием. Отличаются они религией и организацией: османы-сунниты, сефевиды-шииты, Моголы правили в Индии с индусским большинством.
Ответ: Общая черта — неограниченная власть правителя (султан, шах, падишах). Различия: в Османской империи большую роль играли рабы-янычары, в Индии Акбар опирался на индусскую знать, в Иране Аббас I лишил знать власти. Сходство объясняется восточным деспотизмом, различия — местными традициями.
Ответ: Да, можно. Реформы часто были направлены на укрепление армии и централизацию власти (Аббас I, Акбар). Объясняется это необходимостью противостоять внешним угрозам (османы, европейцы) и внутренним распрям.
Ответ: В Османской империи христиане платили дополнительные налоги, но могли сделать карьеру. В Иране при Сефевидах господствовал шиизм. В Индии Акбар проводил веротерпимость, а Аурангзеб угнетал индусов. В Китае и Японии сначала терпели христиан, потом стали его преследовать.
Ответ: Примеры веротерпимости: Акбар в Индии, первые Мин в Китае, первые сёгуны в Японии. В Европе в это время были религиозные войны, гонения на гугенотов во Франции, инквизиция в Испании. Веротерпимость на Востоке могла быть связана с многонациональным составом империй, где нельзя было навязать одну веру.
Ответ: С Османской империей — войны (Азовские походы Петра I), Бахчисарайский мир. С Ираном — дипломатические отношения с 1592 г., посольства Аббаса I к Борису Годунову. С Китаем — Нерчинский договор 1689 г. Отношения складывались по-разному из-за географической близости и конфликта интересов (с турками и китайцами — войны, с Ираном — союз против турок).
Ответ: Соперничество проявилось в борьбе торговых компаний (английской, голландской, французской) в Индии, в попытках заключить союзы с местными правителями (например, европейцы с Ираном против османов), в захвате торговых баз и колоний.
Ответ: Сравнение с Петром I обоснованно, так как оба правителя хотели «европеизировать» свою страну, перенести западные достижения. Но сравнение с Аббасом I тоже логично: оба проводили реформы для укрепления государства перед лицом внешней угрозы, но Аббас был успешнее, а Афонсу потерпел неудачу из-за разрушительного влияния работорговли.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему правители могущественных держав Востока по-разному реагировали на появление европейцев? Какие из их решений кажутся вам наиболее оправданными и почему?
Ответ: Правители Востока по-разному реагировали на европейцев из-за различий в силе своих государств, внутренней политике и внешних угрозах. Например, Османская империя, будучи мощной "пороховой империей", сама воевала с Европой и воспринимала её как угрозу, но иногда шла на союзы. Шах Иран Аббас I, наоборот, активно искал союза с европейцами против османов. В Индии Акбар терпимо относился к европейским торговцам, чтобы развивать экономику, а его преемники теряли контроль над ними. Япония, напуганная быстрым распространением христианства и влияния, выбрала полную изоляцию, чтобы сохранить свою культуру и независимость.
Наиболее оправданными кажутся решения Акбара в Индии и Аббаса I в Иране. Акбар своей политикой веротерпимости и открытости к контактам (в том числе с европейцами) укрепил огромную империю. Аббас I, используя союз с европейцами против общего врага (Османской империи) и проводя военные реформы по европейскому образцу, смог усилить Иран и вернуть утраченные земли. Эти решения были прагматичными и помогли государствам стать сильнее.
Темы проектов
1 Исфахан — половина мира. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите данные об изменениях, происходивших в Исфахане в XVI—XVII вв.
(площадь города, количество населения, число промышленных предприятий, показатели торговли, численность образовательных учреждений и т. д.). На основе этих данных составьте графики или диаграммы. На их основе сделайте все возможные выводы. Могут ли, на ваш взгляд, цифровые показатели дать исчерпывающую характеристику какого-либо исторического периода? Почему вы так считаете?
2 Европейцы глазами японцев. С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания японских историков, публицистов, писателей с положительными и отрицательными оценками деятельности европейцев в XVI—XVII вв. Как вы считаете, почему одни и те же факты вызывают столь различные оценки? Сформулируйте и обоснуйте собственный взгляд на европейцев с точки зрения современного человека.
3 Тадж-Махал и его создатель. Соберите материал об истории создания мавзолея, дайте краткую биографию создателя, представив в своём исследовании по возможности живой образ героя, расскажите об инженерных и архитектурных особенностях мавзолея (внутреннем и внешнем виде, благоустройстве), а также проанализируйте литературу, связанную с мавзолеем; изучите конструкцию здания; найдите особенности мавзолея; изучите состояние мавзолея на сегодняшний день. По результатам исследования создайте презентацию.
4 Знаменитый правитель Востока в XVI—XVII вв. Используя дополнительные источники информации, подготовьте живой рассказ об одном из знаменитых правителей Востока в XVI—XVII вв., включающий в себя элементы исследовательского и литературного характера. Рассказ снабдите презентацией на тему.