§ 16—17. Культура эпохи Возрождения, страница 145
Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
1 Под знаком интереса к Античности
● Используя дополнительные источники, выясните, почему именно античное наследие, а не средневековая живопись и архитектура стали столь популярны в XV—XVI вв.
2 Итальянское Возрождение
Из книги Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) о росписи Сикстинской капеллы
△ Как вы полагаете, что заставляло Микеланджело и дальше сотрудничать с папой? Отчего он отказывался оформить капеллу богаче?
● Сформулируйте основные характерные черты итальянского Возрождения.
3 Северное Возрождение
● Как проявлялись идеи Ренессанса в творчестве деятелей Северного Возрождения?
4 Идеальное государство
Из книги Ж. Делюмо «Цивилизация эпохи Возрождения»
△ Как вы думаете, почему Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи»?
● Почему, с вашей точки зрения, утопии в это время стали столь популярны?
5 Народный театр
Битва Карнавала и Поста. Фрагмент. Художник П. Брейгель Старший
△ Как вы думаете, на чьей стороне автор — Карнавала или Поста?
● Обсудите в классе, почему фарс и комедия дель арте получили такое распространение именно в эпоху Возрождения.
Вопросы и задания
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Найдите картины художников этой эпохи в других параграфах и объясните, какие черты культуры Возрождения в них появились.
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
4. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
5. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события: а) начало строительства собора Святого Петра; б) написание Т. Мором «Утопии»; в) создание Э. Роттердамским «Похвалы глупости»; г) начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги Э. Роттердамского «Похвала глупости». Ответьте на вопросы.
Прежде всего, кому не известно, что первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека? Детей любят, целуют, ласкают, даже враг-чужеземец готов прийти к ним на помощь. Чем объяснить это, если не тем, что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые. За детством следует юность. Кому она не мила, кто к ней не благоволит, кто не стремится помочь ей, кто не протягивает ей дружелюбную руку?
Но в чём, спрошу я, источник очарования юности, если не во мне? Чем меньше умничает мальчик по моей милости, тем приятнее он всем и каждому.
● Как вы понимаете смысл этого текста? Для чего, как вы думаете, Э. Роттердамский хвалит глупость?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «гуманизм». Докажите, что он оказал влияние на живопись и скульптуру эпохи Возрождения.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?