§ 16—17. Культура эпохи Возрождения, страница 145
Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
1 Под знаком интереса к Античности
● Используя дополнительные источники, выясните, почему именно античное наследие, а не средневековая живопись и архитектура стали столь популярны в XV—XVI вв.
Ответ: Античное наследие стало популярным, потому что в эпоху Возрождения люди заинтересовались гармоничными формами, величественностью зданий и скульптур Древнего Рима и Греции, которые казались им образцом для подражания, в то время как средневековое искусство считалось менее совершенным.
2 Итальянское Возрождение
Из книги Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) о росписи Сикстинской капеллы
△ Как вы полагаете, что заставляло Микеланджело и дальше сотрудничать с папой? Отчего он отказывался оформить капеллу богаче?
Ответ: Микеланджело продолжал сотрудничать с папой, потому что боялся его гнева. Он отказался оформлять капеллу богаче, так как считал, что святые люди, изображённые там, были простыми и презирали богатство.
● Сформулируйте основные характерные черты итальянского Возрождения.
Ответ: Основные черты: интерес к античному наследию, гуманизм, изображение реалистичных людей с индивидуальными чертами, расцвет искусства и архитектуры, подражание античным образцам.
3 Северное Возрождение
● Как проявлялись идеи Ренессанса в творчестве деятелей Северного Возрождения?
Ответ: Идеи Ренессанса проявлялись в интересе к национальной истории и культуре, внимании к человеку, реалистичном изображении людей, а также в влиянии Реформации и книгопечатания.
4 Идеальное государство
Из книги Ж. Делюмо «Цивилизация эпохи Возрождения»
△ Как вы думаете, почему Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи»?
Ответ: Мор и Бэкон «отстают от своей эпохи», потому что в то время, когда утверждался индивидуализм и национальные государства, они проповедовали жёсткий коллективизм и создавали утопии без прошлого и традиций.
● Почему, с вашей точки зрения, утопии в это время стали столь популярны?
Ответ: Утопии стали популярны, потому что люди мечтали об идеальном обществе, где нет несправедливости, и хотели поделиться своими мыслями о том, как улучшить мир.
5 Народный театр
Битва Карнавала и Поста. Фрагмент. Художник П. Брейгель Старший
△ Как вы думаете, на чьей стороне автор — Карнавала или Поста?
Ответ: Автор, скорее всего, на стороне Карнавала, так как изображает его ярко и живо, а Поста — худым и измождённым.
● Обсудите в классе, почему фарс и комедия дель арте получили такое распространение именно в эпоху Возрождения.
Ответ: Фарс и комедия дель арте стали популярны в эпоху Возрождения, потому что в это время ценился человек с его пороками и недостатками, а эти жанры позволяли высмеивать общество и были понятны простому народу.
Вопросы и задания
1. Изучите иллюстрацию в начале параграфа. Используя дополнительные источники, назовите не менее пяти персонажей, изображённых на этой картине. По каким признакам можно определить, что художник относит действие к Античности? Пользуясь дополнительными источниками информации, определите, что означают жесты двух главных персонажей.
2. Найдите картины художников этой эпохи в других параграфах и объясните, какие черты культуры Возрождения в них появились.
3. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей эпохи Возрождения.
4. Выявите общие черты и различия в творчестве деятелей итальянского и Северного Возрождения.
5. Используя ресурсы Интернета, подготовьте презентацию о влиянии Палладио на архитектуру последующих веков. Найдите здания, которые напоминают Ла Ротонду.
1. Ответ: На картине Рафаэля «Афинская школа» изображены Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Птолемей. Действие отнесено к Античности по признакам: античная архитектура, одеяния философов, свитки и глобусы. Жест Платона указывает на небо (мир идей), Аристотеля – на землю (мир опыта).
2. Ответ: В картинах Леонардо да Винчи («Тайная вечеря») и Микеланджело (роспись Сикстинской капеллы) проявились черты Возрождения: реализм, изображение человеческих эмоций, интерес к анатомии, сложные композиции и светотень.
3. Ответ: Леонардо да Винчи – художник, учёный, изобретатель эпохи Возрождения. Написал «Джоконду» и «Тайную вечерю», изучал анатомию, летательные аппараты. Его работы отражают гуманизм и стремление к знаниям.
4. Ответ: Общие черты: интерес к человеку, реализм, гуманизм. Различия: итальянское Возрождение ориентировалось на античность, было более гармоничным; Северное – больше внимания уделяло деталям, быту, влиянию Реформации.
5. Ответ: Палладио повлиял на архитектуру последующих веков, создав тип загородной виллы (вилла Ла Ротонда). Его идеи повторились в Белом доме (США), усадьбах русского классицизма (например, Павловский дворец). Презентация должна показать эти здания и их связь с Палладио.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события: а) начало строительства собора Святого Петра; б) написание Т. Мором «Утопии»; в) создание Э. Роттердамским «Похвалы глупости»; г) начало росписи Микеланджело Сикстинской капеллы.
Ответ: а) 1506 г., г) 1508—1512 гг., в) 1511 г., б) 1515 г.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги Э. Роттердамского «Похвала глупости». Ответьте на вопросы.
Прежде всего, кому не известно, что первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека? Детей любят, целуют, ласкают, даже враг-чужеземец готов прийти к ним на помощь. Чем объяснить это, если не тем, что мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые. За детством следует юность. Кому она не мила, кто к ней не благоволит, кто не стремится помочь ей, кто не протягивает ей дружелюбную руку?
Но в чём, спрошу я, источник очарования юности, если не во мне? Чем меньше умничает мальчик по моей милости, тем приятнее он всем и каждому.
● Как вы понимаете смысл этого текста? Для чего, как вы думаете, Э. Роттердамский хвалит глупость?
Ответ: Эразм Роттердамский хвалит глупость, чтобы показать, что именно она делает детей и юность милыми и привлекательными. Он использует сатиру, чтобы высмеять человеческие пороки и общественные нравы.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте содержание понятия «гуманизм». Докажите, что он оказал влияние на живопись и скульптуру эпохи Возрождения.
Ответ: Гуманизм — это интерес к человеку, его жизни и возможностям. В искусстве это проявилось в том, что художники стали изображать реальных людей с их эмоциями и индивидуальностью, а не идеализированные образы.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы отличительные черты искусства и общественной мысли эпохи Возрождения?
Ответ: Отличительные черты: интерес к античности, гуманизм, реализм в искусстве, внимание к человеку и его внутреннему миру. Например, художники изображали людей такими, какие они есть, а мыслители like Мор и Макиавелли размышляли об идеальном государстве и роли человека в обществе.