§ 12. Век революций в Англии, страница 115

Как и почему англичане научились поиску компромиссов в политике и религии?

1 Накануне революции

Джон Пим. Портрет неизвестного художника
△  Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о роли пуританина Д. Пима в истории Англии XVII в.

 

● Используя дополнительные источники, проанализируйте, что должны были сделать Стюарты, чтобы попытаться избежать революции.

 

2 Гражданские войны и установление республики

● Почему, с вашей точки зрения, ни пресвитериане, ни индепенденты не делали попыток, опираясь на народ, поднять всеобщее восстание против королевской власти?

 

3 Окончание и итоги революции

● Обсудите в классе, в чём отличия революции от гражданской войны. Что вкладывается в то и другое понятие?

 

Король Вильгельм III. Художник К. Нетшер. Около 1683 г.
△  Как вы думаете, почему художник изобразил короля на фоне сражения? Используя дополнительные источники, выясните, что Вильгельм держит в правой руке. Почему монарх изображён в латах?

 

4 Реставрация Стюартов

● Выясните, используя дополнительные источники, о каком договоре между королём и парламентом идёт речь. В чём он заключался? Имел ли парламент право сместить короля?

 

5 Славная революция

Из книги С. Пинкуса «1688. Первая современная революция»
△  Согласны ли вы с утверждением автора, что Славная революция была первой современной революцией? Используя дополнительные источники, найдите аргументы за и против этого утверждения. Как вы думаете, что автор имеет в виду, когда пишет, что революция происходила в течение нескольких лет, а не нескольких месяцев?

 

● Объясните, почему Славная революция позволила ограничить власть монарха.

 

Вопросы и задания

1. Почему произошла революция 1640—1660 гг.?
2. Какова роль религиозного фактора в революции 1640—1660 гг.?
3. Как в годы революции проявились различия между пресвитерианами и индепендентами?
4. В чём различие между группировками тори и вигов?
5. Выделите основные черты английской конституционной монархии.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) казнь Карла I; б) правление Якова I; в) установление республики; г) начало гражданских войн.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Приговора верховного суда над королём (27 января 1649 г.)»
Став королём Англии, он взял на себя ответственную обязанность управлять страной с ограниченной властью в согласии с её законами, а не каким-то иным образом... Но, вследствие преступных намерений создать и удерживать в своих руках неограниченную и тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожил права и вольности народа, разрушил и сделал бесполезными все основы этих прав… Для осуществления таких своих намерений и для защиты себя и своих приверженцев при проведении своих злонамеренных действий названный Карл Стюарт начал изменническую и преступную войну против нынешнего парламента и народа, представленного в нём…

● Как парламент обосновывал своё право вынести приговор Карлу I? В чём он обвинял короля? Почему в приговоре власть короля называется «тиранической»? Что, на ваш взгляд, король мог бы ответить на эти обвинения?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «веротерпимость». Почему, с вашей точки зрения, в Англии ушли в прошлое ожесточённые религиозные конфликты? Исповедание каких религий было разрешено в Англии в конце XVII в. и почему именно их?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как и почему англичане научились поиску компромиссов в политике и религии?