§ 5. Человек, общество, государство, страница 50

Какие факторы вызвали столь радикальные изменения в жизни людей в раннее Новое время?

1 Европейский абсолютизм

● 1. Каковы были задачи «нового государства»? 2. Назовите характерные черты абсолютной монархии. 3. Кто был заинтересован в укреплении абсолютной власти монарха и какие силы выступали против этого? 4. Вспомните из курса «Окружающий мир» российского исторического деятеля, которого можно было бы назвать абсолютным монархом.

 

2 Общество сословий и привилегий

Портрет папы Иннокентия X. Художник Д. Веласкес
△  Есть легенда о том, что, увидев портрет, папа сказал художнику: «Слишком правдиво!» Что, с вашей точки зрения, вызвало эти слова?

 

Меняла с женой. Художник К. Массейс
△  В чём состояла профессия менялы? Чем занят изображённый на картине мужчина? Как вы полагаете, для чего художник поместил на картину не только менялу, но и его жену?

 

● 1. Какие функции в обществе выполняло духовенство? 2. Почему дворянство сохранило своё первенство в обществе? 3. Какие изменения происходили в XVI—XVII вв. в третьем сословии?

 

3 За стенами домов

Интерьер голландского дома. Художник Э. де Витте
△  Какие предметы интерьера вы видите на картине? Узнайте, как называется инструмент, за которым сидит девушка. Подготовьте небольшую историческую справку о нём.

 

● 1. Как вы полагаете, почему жизнь на селе менялась медленнее, чем в городе?
2. Какая новая мебель и почему появляется в это время?

 

4 За обеденным столом

Филипп II на банкете в Лос-Монаркасе. Художник А. С. Коэльо
△  1. Какие блюда и продукты вы видите на королевском столе? 2. Какими столовыми приборами пользуются гости?

 

● Какие продукты и почему составляли основу питания европейцев в раннее Новое время?

 

5 Одежда и мода

Королева Испании Анна (1570). Художник А. Мор
△  Опишите детали одежды, отражённые в картине А. Мора.
Как вы думаете, парадное или повседневное одеяние королевы представлено на этом полотне? Найдите в Интернете другие её изображения и сравните внешний вид королевы, запечатлённый разными художниками.

 

● Используя дополнительные источники, выясните, какие причины привели к моде на парики.

 

6 Семейная жизнь

● 1. Используя дополнительные источники, выясните, чем объяснялось возрастание роли женщин в обществе. 2. Как вы полагаете, почему дети проводили в школе всего несколько лет?

 

Вопросы и задания

1. Используя дополнительные источники, проанализируйте события из таблицы «Россия и мир». О каких схожих процессах в истории Западной Европы и России они свидетельствуют?
2. Почему, с вашей точки зрения, буржуазия стала отдельным социальным слоем внутри третьего сословия?
3. Почему применительно к Новому времени историки нередко говорят о «размывании» сословной структуры общества?
4. Используя Интернет, подготовьте сообщение о том, какие новые продукты появились на столе европейцев и почему они внедрялись столь медленно.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о причинах появления «высокой кухни».
6. Какие новые предметы одежды вошли в моду в XVI—XVII вв. и почему?
7. Внимательно рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие сословия на ней представлены? Объясните, как вы это поняли.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из сочинения Эразма Роттердамского «О приличии детских нравов» (1530).
Нелепо отделять яичный белок от скорлупы ногтями или большим пальцем; ещё более нелепо использовать язык. Это делается кончиком ножа.
Мы не грызём кости зубами, как собака; мы очищаем их ножом.
Три отпечатавшихся в солонке пальца — это, как говорится, первый признак невеж. Мы должны брать соль ножом; если она стоит слишком далеко, просите её, протягивая свою тарелку.
Облизывать языком сахар или любое другое лакомство, лежащее на тарелке или блюде, — значит вести себя как кошка, а не как человек. <…>
Также неприлично… плеваться без причины, чесать голову, ковыряться в ушах, вытирать нос рукой… пожимать плечами — привычка, довольно знакомая итальянцам.

● 1. Используя дополнительные источники, выясните, с чём связаны изменения правил хорошего тона, отражённые в этом произведении. 2. Обсудите в классе, почему, с вашей точки зрения, всё это раньше считалось приличным.

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «абсолютизм». Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о том, что ограничивало власть монархов в Европе.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие факторы вызвали столь радикальные изменения в жизни людей в раннее Новое время?