§ 5. Человек, общество, государство, страница 50
Какие факторы вызвали столь радикальные изменения в жизни людей в раннее Новое время?
1 Европейский абсолютизм
● 1. Каковы были задачи «нового государства»? 2. Назовите характерные черты абсолютной монархии. 3. Кто был заинтересован в укреплении абсолютной власти монарха и какие силы выступали против этого? 4. Вспомните из курса «Окружающий мир» российского исторического деятеля, которого можно было бы назвать абсолютным монархом.
Ответ: 1. Задачи: защита от внешних врагов, суд, борьба с нищими, развитие промышленности, увеличение доходов. 2. Черты: власть монарха от Бога, он может отменять законы, опирается на бюрократию и наёмную армию, роскошный двор. 3. Заинтересованы: король, чиновники, часть дворян. Против: старая аристократия, парламенты, города, сословия, защищавшие свои вольности. 4. Абсолютным монархом был, например, Пётр I.
2 Общество сословий и привилегий
Портрет папы Иннокентия X. Художник Д. Веласкес
△ Есть легенда о том, что, увидев портрет, папа сказал художнику: «Слишком правдиво!» Что, с вашей точки зрения, вызвало эти слова?
Ответ: Художник очень реалистично изобразил властный и суровый характер папы, его внутреннюю силу, что, возможно, поразило и даже смутило самого Иннокентия X.
Меняла с женой. Художник К. Массейс
△ В чём состояла профессия менялы? Чем занят изображённый на картине мужчина? Как вы полагаете, для чего художник поместил на картину не только менялу, но и его жену?
Ответ: Меняла обменивал монеты разных стран и проверял их полноценность. Мужчина на картине взвешивает монеты. Жена, возможно, символизирует алчность или отвлекает его от благочестивых мыслей, пока он занимается деньгами.
● 1. Какие функции в обществе выполняло духовенство? 2. Почему дворянство сохранило своё первенство в обществе? 3. Какие изменения происходили в XVI—XVII вв. в третьем сословии?
Ответ: 1. Духовенство молилось, вело церковные книги (о браках, рождениях, смертях), занималось благотворительностью, содержало школы. 2. Дворянство владело землями, занимало высшие должности в армии и госаппарате, обладало множеством привилегий. 3. В третьем сословии выделилась богатая буржуазия, которая приобретала земли, вкладывала деньги в мануфактуры и торговлю, а бедные, наоборот, разорялись.
3 За стенами домов
Интерьер голландского дома. Художник Э. де Витте
△ Какие предметы интерьера вы видите на картине? Узнайте, как называется инструмент, за которым сидит девушка. Подготовьте небольшую историческую справку о нём.
Ответ: На картине видны стол, стулья, картины на стене, ковёр, люстра. Девушка играет на клавикорде (или клавесине) – это старинный клавишный музыкальный инструмент, предок фортепиано.
● 1. Как вы полагаете, почему жизнь на селе менялась медленнее, чем в городе?
2. Какая новая мебель и почему появляется в это время?
Ответ: 1. В деревне сохранялись традиции, не было таких новых веяний и денег, как в городе. 2. Появились неразборные шкафы (вместо сундуков), кровати с балдахинами, письменные столы. Это связано с тем, что люди стали жить оседло и стремились к комфорту.
4 За обеденным столом
Филипп II на банкете в Лос-Монаркасе. Художник А. С. Коэльо
△ 1. Какие блюда и продукты вы видите на королевском столе? 2. Какими столовыми приборами пользуются гости?
Ответ: 1. На столе видны хлеб, мясные блюда, фрукты, возможно, сладости. 2. Гости пользуются ножами. Вилки, судя по тексту, были ещё редкостью и роскошью.
● Какие продукты и почему составляли основу питания европейцев в раннее Новое время?
Ответ: Основу питания составляли зерновые (хлеб, каши), овощи, фрукты, рыба, яйца, сыр. Мясо ели реже, особенно бедняки. Пили воду, вино, пиво. Сахар, чай, кофе, шоколад были дорогой редкостью.
5 Одежда и мода
Королева Испании Анна (1570). Художник А. Мор
△ Опишите детали одежды, отражённые в картине А. Мора.
Как вы думаете, парадное или повседневное одеяние королевы представлено на этом полотне? Найдите в Интернете другие её изображения и сравните внешний вид королевы, запечатлённый разными художниками.
Ответ: На королеве богатое платье с кружевным воротником, украшения, драгоценности. Это, скорее всего, парадный портрет. (Для сравнения с другими изображениями нужно найти в интернете).
● Используя дополнительные источники, выясните, какие причины привели к моде на парики.
Ответ: В учебнике не указано. Возможные причины: скрывать лысину, следы болезней, выглядеть опрятно, так как мылись редко, а также как символ статуса.
6 Семейная жизнь
● 1. Используя дополнительные источники, выясните, чем объяснялось возрастание роли женщин в обществе. 2. Как вы полагаете, почему дети проводили в школе всего несколько лет?
Ответ: 1. В учебнике сказано, что женщины стали играть самостоятельную роль, были известные королевы, хозяйки салонов, жены помогали мужьям в делах. 2. Получение образования не было обязательным, дети рано начинали работать и помогать семье, а школьная система только формировалась.
Вопросы и задания
1. Используя дополнительные источники, проанализируйте события из таблицы «Россия и мир». О каких схожих процессах в истории Западной Европы и России они свидетельствуют?
2. Почему, с вашей точки зрения, буржуазия стала отдельным социальным слоем внутри третьего сословия?
3. Почему применительно к Новому времени историки нередко говорят о «размывании» сословной структуры общества?
4. Используя Интернет, подготовьте сообщение о том, какие новые продукты появились на столе европейцев и почему они внедрялись столь медленно.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о причинах появления «высокой кухни».
6. Какие новые предметы одежды вошли в моду в XVI—XVII вв. и почему?
7. Внимательно рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие сословия на ней представлены? Объясните, как вы это поняли.
1. Проанализируйте события из таблицы «Россия и мир». О каких схожих процессах в истории Западной Европы и России они свидетельствуют?
Ответ: События свидетельствуют о схожих процессах централизации государственной власти, укреплении монархии (например, принятие Судебника Ивана Грозного и деятельность «нового государства» в Европе), развитии торговли (Торговый устав в России и меркантилизм в Европе), а также о военной экспансии и конфликтах (войны с Польшей, Крымским ханством и религиозные войны в Европе).2. Почему, с вашей точки зрения, буржуазия стала отдельным социальным слоем внутри третьего сословия?
Ответ: Буржуазия выделилась потому, что её представители разбогатели на торговле, мануфактурах и ростовщичестве. Они обладали капиталом, стремились к власти и влиянию, противопоставляя себя и крестьянству, и дворянству, и имели свои ценности, главной из которых было богатство.3. Почему применительно к Новому времени историки нередко говорят о «размывании» сословной структуры общества?
Ответ: Потому что богатые представители третьего сословия (буржуазия) могли купить дворянство или жить как дворяне, а обедневшие дворяне иногда занимались торговлей. Границы между сословиями, особенно между богатыми commoners и дворянством, стали менее чёткими.4. Используя Интернет, подготовьте сообщение о том, какие новые продукты появились на столе европейцев и почему они внедрялись столь медленно.
Ответ: (Краткий ответ на основе общего знания): Новые продукты: картофель, томаты, кукуруза, подсолнечник, табак, какао, чай, кофе. Они внедрялись медленно из-за недоверия, непривычного вкуса, высокой стоимости и того, что некоторые сначала считались декоративными или даже ядовитыми.Новые продукты на столе европейцев в раннее Новое время и причины их медленного внедрения
Раннее Новое время (XVI–XVIII вв.) стало эпохой гастрономической революции для Европы, благодаря Великим географическим открытиям. Из Нового Света хлынул поток ранее неизвестных продуктов: картофель, томаты, кукуруза, какао-бобы, фасоль, стручковый перец, подсолнечник, а также индейка. Эти культуры радикально изменили не только европейский рацион, но и всю мировую кулинарную карту. Например, итальянская кухня немыслима без томатов, а шоколад из какао-бобов стал излюбленным лакомством аристократии.
Однако внедрение этих продуктов шло крайне медленно, на протяжении нескольких столетий. Основные причины этого были следующими:
Консерватизм и недоверие. Новые растения часто считались ядовитыми, невкусными или «дьявольскими». Картофель, относящийся к тому же семейству паслёновых, что и белена, вызывал подозрения. Томаты, получившие название «яблоки любви», долгое время выращивались как декоративные растения в садах, а не как пищевая культура.
Отсутствие агротехники и кулинарных традиций. Европейцы просто не знали, как правильно выращивать, хранить и готовить эти культуры. Картофель, который можно было долго хранить, сначала пытались есть сырым или использовать его ягоды, что вызывало отравления. Не было проверенных рецептов, которые интегрировали бы новые вкусы в привычную кухню.
Экономические и социальные факторы. Внедрение новых культур часто требовало активного государственного вмешательства. Так, в Пруссии и России власти силой заставляли крестьян сажать картофель, видя в нём средство борьбы с голодом. Но для бедняков эксперименты с непонятным корнеплодом были сопряжены с риском: неудачный урожай означал голодную смерть.
Религиозные и культурные предрассудки. Некоторые продукты, как, например, картофель, не упоминались в Библии, что вызывало сомнения в их «богоугодности».
Путь картофеля от экзотической диковинки до основы питания или томата от декоративного растения до главного ингредиента соуса занял около 200–300 лет. Этот процесс показал, что даже самые перспективные инновации сталкиваются с мощным сопротивлением традиций, страхов и отсутствия знаний, прежде чем стать неотъемлемой частью повседневной жизни.
5. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о причинах появления «высокой кухни».
Ответ: (Краткий ответ на основе общего знания): «Высокая кухня» (гастрономия) появилась при дворах аристократии, особенно во Франции, чтобы демонстрировать богатство и статус. Этому способствовало появление новых продуктов, сложных рецептов, соусов и стремление удивить гостей на пышных приёмах.6. Какие новые предметы одежды вошли в моду в XVI—XVII вв. и почему?
Ответ: В моду вошли перчатки (признак привилегированных сословий), парики (стали практически обязательными для статусных мужчин), кружева, а также военная форма. Законодательницей моды стала Франция, а одежда подчёркивала социальное положение человека.7. Внимательно рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие сословия на ней представлены? Объясните, как вы это поняли.
Ответ: На иллюстрации, скорее всего, представлены дворянство (аристократы в богатой одежде), духовенство (в церковных облачениях) и, возможно, зажиточные горожане (бюргеры). Это можно понять по их костюмам, позам и окружающей обстановке, характерной для каждого сословия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из сочинения Эразма Роттердамского «О приличии детских нравов» (1530).
Нелепо отделять яичный белок от скорлупы ногтями или большим пальцем; ещё более нелепо использовать язык. Это делается кончиком ножа.
Мы не грызём кости зубами, как собака; мы очищаем их ножом.
Три отпечатавшихся в солонке пальца — это, как говорится, первый признак невеж. Мы должны брать соль ножом; если она стоит слишком далеко, просите её, протягивая свою тарелку.
Облизывать языком сахар или любое другое лакомство, лежащее на тарелке или блюде, — значит вести себя как кошка, а не как человек. <…>
Также неприлично… плеваться без причины, чесать голову, ковыряться в ушах, вытирать нос рукой… пожимать плечами — привычка, довольно знакомая итальянцам.
● 1. Используя дополнительные источники, выясните, с чём связаны изменения правил хорошего тона, отражённые в этом произведении. 2. Обсудите в классе, почему, с вашей точки зрения, всё это раньше считалось приличным.
Ответ: 1. Изменения связаны с ростом культуры, стремлением отличаться от простонародья, развитием гуманистических идеалов. 2. Раньше не было таких строгих правил, люди вели себя проще, не было понятия о гигиене и эстетике поведения в современном смысле.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «абсолютизм». Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение о том, что ограничивало власть монархов в Европе.
Ответ: Абсолютизм – это форма правления, при которой вся власть принадлежит монарху. Его ограничивали фундаментальные законы (например, король не мог менять веру или порядок престолонаследия), традиции, права сословий, парламенты (во Франции), парламент и суды (в Англии).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие факторы вызвали столь радикальные изменения в жизни людей в раннее Новое время?
Ответ: Радикальные изменения вызваны несколькими факторами. Во-первых, Великие географические открытия привели к "революции цен" и росту торговли. Во-вторых, развитие капитализма и мануфактур изменило экономику. В-третьих, Реформация и Контрреформация изменили религиозную жизнь, а укрепление абсолютизма – политическую.