Вопросы и задания к главе II
1. Каким образом зародился и развивался капитализм? Какие факторы способствовали его утверждению?
2. Каковы отличительные черты «нового государства»? Почему на смену представительной монархии пришёл абсолютизм?
3. Почему в Восточной Европе возобладало крепостное право, а в Западной — свободное крестьянское землевладение?
4. Как Реформация повлияла на развитие стран Европы?
5. Проследите черты развития «нового государства» в различных странах Европы XVI—XVII вв.
6. В чём вы видите значение научной революции?
7. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и определите, чем отличается искусство Возрождения от искусства барокко и классицизма.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие черты в развитии Западной Европы свидетельствовали о сохранении традиций, а в каких проявлялось то новое, что возникало в XVI—XVII вв.?
Темы проектов
1 «Революция цен». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите цифровые данные о «революции цен» после открытия Америки и резкого технологического скачка в горнорудной отрасли. На основе этих данных составьте графики или диаграммы, сделайте все возможные выводы. Могут ли, на ваш взгляд, цифровые показатели дать исчерпывающую характеристику какого-либо исторического явления? Почему вы так считаете?
2 Быть дворянином в раннее Новое время. С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте живой рассказ, основанный на собирательном образе дворянина, включающий в себя элементы исследовательского и литературного характера. Рассказ снабдите презентацией на тему.
3 Абсолютные монархии в Европе XVI—XVII вв.: сходство и различия. С помощью Интернета или дополнительной литературы проведите сравнительный анализ абсолютизма в европейских странах (бюрократический аппарат, участие государства в экономической жизни страны, армия, религия). Подготовьте презентацию. Сделайте выводы.
4 Изменения в повседневной жизни в раннее Новое время. С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте художественное описание бедствий, голода, болезней, войн, питания людей в Новое время в сравнении со Средними веками и современностью, проанализировав, какие новые ценности влияли больше всего на происходившие в то время изменения. На основе известных данных составьте графики или диаграммы, сделайте все возможные выводы.