Глава III. Страны Азии и Африки в XVI—XVII вв., страница 181

Почему правители могущественных держав Востока по-разному реагировали на появление европейцев? Какие из их решений кажутся вам наиболее оправданными и почему?

§ 20. Османская империя и Иран: могущество и упадок, страница 182

Почему Иран и Османская империя боролись друг с другом так долго и ожесточённо?

1 Османские завоевания

● Сопоставьте внешнюю политику Селима I Грозного и Сулеймана I Великолепного, выявите черты сходства и различия.

 

2 Государственное и военное устройство

● Выделите основные черты османского общества и государства.

 

3 Культура Османской империи

● Как в османской архитектуре проявилось влияние византийских традиций?

 

4 Начало династии Сефевидов

● По каким причинам противостояние двух мусульманских держав приняло такой ожесточённый характер?

 

5 Аббас I и его реформы

● Докажите, что реформы Аббаса I и его внешняя политика связаны друг с другом.

 

Вопросы и задания

1. Известно, что султаны долгое время не признавали императорский титул правителей Священной Римской империи. Почему?
2. В чём причины военных успехов османов?
3. Почему со второй половины XVI в. османы всё чаще терпели поражения? Как вы думаете, что здесь важнее — упадок Османской империи или усиление её противников?
4. Какую роль играла Османская империя в международных отношениях XVI—XVII вв.?
5. Используя дополнительные ресурсы, сравните изображения внешнего облика и интерьеров собора Святой Софии в Константинополе и мечетей, сооружённых Синаном. Какие конструктивные детали византийской архитектуры использовал Синан?
6. Выделите основные причины и формы развития отношений Ирана с европейскими странами и Россией.
7. Какие страны Европы были наиболее заинтересованы в совместных действиях с Ираном против османов?
8. Как проявилось в истории Востока в XVI—XVII вв. противостояние суннитов и шиитов?

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) начало правления Селима I Грозного; б) смерть Сулеймана I Великолепного; в) Начало правления Исмаила I; г) смерть Аббаса I Великого.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из сочинения «О состоянии Османской империи и её войска» польского дипломата К. Збаражского, посла Речи Посполитой в Османской империи в 1622—1624 гг., и ответьте на вопросы.
После Сулеймана [Сулеймана I Великолепного] едва ли не до настоящего времени правили государи ленивые и изнеженные… которые любовались своим величием, но не интересовались, каким путём достигли этого величия. Раньше всего испортили сословие чиновников, которые начали получать блага не за заслуги, а за деньги.
А всё из-за султанских жён, которые через своих мужей способствовали повышению чиновников по службе, беря за это деньги и богатея...
Также христиане, из детей которых набирают янычар, предпочитали выкупать своих сыновей, видя, что всё превратилось в предмет торговли. Набор войска произ- водился небрежно, важно было только обеспечить его численность. Проступки и злодеяния, которые прежде карались смертной казнью, теперь прощались за взятки старшим начальникам. Множество плохих примеров привели к росту различных пороков…

● 1. Какие причины упадка Османской империи в конце XVI — начале XVII в. упоминаются в этом отрывке? 2. Какие из этих причин кажутся вам самыми серьёзными и почему? 3. Чем могла грозить Османской империи «небрежность» при наборе янычарского войска?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Используя дополнительные источники, объясните происхождение и наполнение понятия «хайдуки».

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Иран и Османская империя боролись друг с другом так долго и ожесточённо?