§ 14—15. Международные отношения в XVI—XVII вв., страница 134
Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?
1 Государственный интерес
Послы. Художник Г. Гольбейн Младший
△ Какие предметы вы видите на картине? Используя ресурсы Интернета, выясните, что они символизируют, какое отношение имеют к дипломатии.
Из книги Д. Крокстона «Вестфалия. Последний христианский мир»
△ Как вы понимаете эти изменения? Каковы были их последствия?
△ Используя дополнительные источники, проанализируйте, в какой мере взгляды Гроция соответствовали распространённому в его время пониманию теории и практики международных отношений.
● Как возникновение представлений о национальном суверенитете повлияло на международные отношения?
2 «Военная революция»
Мушкетёр. Художник Я. де Гейн
△ Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы, при необходимости используя Интернет. За- чем солдату, вооружённому огнестрельным оружием, шпага? Что он держит в левой руке? Для чего этот предмет использовался?
● Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об известной битве XVI—XVII вв., в которой были бы продемонстрированы достижения времён «военной революции».
3 Франция против Габсбургов
● Как Итальянские войны должны были помочь Франции ослабить Габсбургов?
4 Тридцатилетняя война
Аллегорическое изображение войны в Европе. Ок. 1648 г. Художник Я. Брейгель Младший
△ Что изображено на этой картине? Почему изображение войны названо аллегорическим? Проанализируйте 2—3 аллегории.
● Какие противоречия привели к превращению Тридцатилетней войны в общеевропейскую?
5 Войны Людовика XIV
● Докажите, что и Людовик XIV, и его противники действовали в соответствии с новыми принципами международных отношений, сложившимися в раннее Новое время.
6 Турецкая угроза
Битва при Лепанто. Художник И. Данти
△ Используя эту иллюстрацию и дополнительные источники, подготовьте рассказ о ходе битвы.
● Почему европейцам удалось справиться с турецкой угрозой лишь в конце XVII в.?
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему в XVI и особенно в XVII в. возрастает важность дипломатии?
2. На какие сферы жизни и почему повлияли перемены в военном деле, вызванные широким использованием огнестрельного оружия?
3. Используя дополнительные источники, выясните, какой государственный интерес был в эту эпоху у Англии, Франции, монархии Габсбургов, Испании. Менялся ли он со временем?
4. Используя атлас и дополнительные источники, обсудите в классе, союзы с какими государствами следовало заключать для достижения своих целей Франции, австрийским и испанским Габсбургам в XVI и в XVII вв.
5. Проанализируйте причины и последствия Тридцатилетней войны. Удалось ли ей разрешить противоречия, её вызвавшие? Докажите свою точку зрения.
6. Используя дополнительные источники, выясните, почему европейские армии оказывались слабее османских.
7. Используя карту 5 (см. Приложение), ответьте, какие европейские государства должны были более других опасаться желания Франции расширить свои границы. Какие страны, исходя из своего географического положения, должны были стать союзниками в борьбе с турецкой угрозой?
8. Найдите на карте 5 (см. Приложение) страны, получившие признание своей независимости по итогам Тридцатилетней войны.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Тридцатилетняя война; б) осада турками Вены; в) битва при Павии; г) Девятилетняя война;
д) битва при Лепанто.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из завещания Филиппа IV Испанского. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Я прошу и поручаю моим преемникам, которые в своё время меня сменят, чтобы они правили, исходя из соображений скорее религии, чем политики. Тем самым они заставят Господа нашего Бога с особым вниманием относиться к ним и помогать им, откажутся на время от того, что им удобнее, ради служения и возвышения своей веры. Во всех важных вопросах, которые передо мной вставали, я считал, что лучше и уместнее оставить в стороне государственные интересы, чем хоть в малейшей степени проявить лицемерие в религиозных вопросах.
● Проанализируйте внешнюю политику Испании. Чем, с вашей точки зрения, руководствовались испанские монархи: государственным интересом или религиозными ценностями? Обоснуйте свою точку зрения.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя дополнительные источники, проанализируйте понятие «государственный интерес». Выявите, в чём состояли в раннее Новое время интересы Испании, Франции, Англии. Изменялись ли они со временем и если да, то как?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?