§ 14—15. Международные отношения в XVI—XVII вв., страница 134
Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?
1 Государственный интерес
Послы. Художник Г. Гольбейн Младший
△ Какие предметы вы видите на картине? Используя ресурсы Интернета, выясните, что они символизируют, какое отношение имеют к дипломатии.
Ответ: На картине «Послы» изображены глобусы (символы географии и открытий), астрономические инструменты (символы наук), книги (символы знаний) и лютня (символ гармонии). Эти предметы показывают, что идеальный дипломат эпохи Возрождения был всесторонне образованным человеком, а сама картина напоминает о бренности жизни (аноморфный череп).
Из книги Д. Крокстона «Вестфалия. Последний христианский мир»
△ Как вы понимаете эти изменения? Каковы были их последствия?
Ответ: Изменения, о которых идёт речь (Вестфальский мир 1648 г.), означали переход от идеи единой христианской Европы под духовным главенством папы римского к системе суверенных национальных государств, которые руководствуются в отношениях друг с другом не религиозными, а политическими интересами. Последствием стало начало современной системы международных отношений.
△ Используя дополнительные источники, проанализируйте, в какой мере взгляды Гроция соответствовали распространённому в его время пониманию теории и практики международных отношений.
Ответ: Гуго Гроций, автор труда «О праве войны и мира», выступал за регулирование отношений между государствами с помощью права, даже во время войны. Его идеи о естественном праве и необходимости договоров соответствовали стремлению европейцев прекратить религиозные войны, но на практике государства ещё долго руководствовались в первую очередь силой и интересами.
● Как возникновение представлений о национальном суверенитете повлияло на международные отношения?
Ответ: Возникновение представлений о национальном суверенитете привело к тому, что государства стали рассматриваться как независимые и равноправные участники международных отношений. Это положило начало принципу невмешательства во внутренние дела и дипломатии, основанной на балансе сил, а не на религиозной принадлежности.
2 «Военная революция»
Мушкетёр. Художник Я. де Гейн
△ Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы, при необходимости используя Интернет. За- чем солдату, вооружённому огнестрельным оружием, шпага? Что он держит в левой руке? Для чего этот предмет использовался?
Ответ: Шпага нужна для ближнего боя, когда мушкет был бесполезен. В левой руке он держит подсошек – специальную палку с развилкой, которая использовалась как упор для тяжёлого и длинного мушкета при прицеливании и стрельбе.
● Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об известной битве XVI—XVII вв., в которой были бы продемонстрированы достижения времён «военной революции».
Ответ: (Пример для презентации). Битва при Брейтенфельде (1631) в ходе Тридцатилетней войны. В ней проявились черты «военной революции»: эффективное сочетание мушкетёров и пикинёров в линейном построении, манёвренность и роль полевой артиллерии, которыми умело управлял шведский король Густав II Адольф.
3 Франция против Габсбургов
● Как Итальянские войны должны были помочь Франции ослабить Габсбургов?
Ответ: Завоевав богатые и стратегически важные итальянские территории, Франция могла лишить Габсбургов важных ресурсов и доходов, разорвать кольцо их владений вокруг себя и установить своё господство в Южной Европе.
4 Тридцатилетняя война
Аллегорическое изображение войны в Европе. Ок. 1648 г. Художник Я. Брейгель Младший
△ Что изображено на этой картине? Почему изображение войны названо аллегорическим? Проанализируйте 2—3 аллегории.
Ответ: На картине изображена Война в виде мифологических или символических фигур. Это аллегория, потому что абстрактные понятия (война, смерть, разрушение) показаны как конкретные персонажи. Например, можно увидеть: 1) Марса (бог войны) с мечом; 2) Смерть с косой; 3) Разрушенные города на заднем плане.
● Какие противоречия привели к превращению Тридцатилетней войны в общеевропейскую?
Ответ: Локальный религиозный конфликт в Германии перерос в общеевропейскую войну из-за вмешательства других держав: протестантские страны (Швеция, Дания) вступили, чтобы ослабить Габсбургов и не допустить усиления католицизма, а католическая Франция вступила в войну против своих rivals Габсбургов по политическим, а не религиозным причинам.
5 Войны Людовика XIV
● Докажите, что и Людовик XIV, и его противники действовали в соответствии с новыми принципами международных отношений, сложившимися в раннее Новое время.
Ответ: Людовик XIV и его противники действовали в соответствии с принципом государственного интереса и баланса сил. Людовик стремился к «естественным границам» и гегемонии Франции, а его противники (Англия, Голландия, Австрия) создавали коалиции не по религиозному признаку, а чтобы не допустить чрезмерного усиления одной державы.
6 Турецкая угроза
Битва при Лепанто. Художник И. Данти
△ Используя эту иллюстрацию и дополнительные источники, подготовьте рассказ о ходе битвы.
Ответ: (Кратко). Битва при Лепанто (1571) – морское сражение между флотом Священной лиги (Испания, Венеция, Папство) и Османской империи. Христианский флот, используя превосходство в артиллерии и абордажном бою, разгромил турок, что остановило османскую экспансию в Средиземноморье.
● Почему европейцам удалось справиться с турецкой угрозой лишь в конце XVII в.?
Ответ: Европейцам удалось справиться с угрозой лишь в конце XVII века, потому что только к этому времени они преодолели внутренние религиозные раздоры (окончание Тридцатилетней войны) и смогли создать стабильные антиосманские коалиции (например, Священную лигу), а также благодаря военным реформам и общему усилению таких держав, как Австрия и Россия.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему в XVI и особенно в XVII в. возрастает важность дипломатии?
2. На какие сферы жизни и почему повлияли перемены в военном деле, вызванные широким использованием огнестрельного оружия?
3. Используя дополнительные источники, выясните, какой государственный интерес был в эту эпоху у Англии, Франции, монархии Габсбургов, Испании. Менялся ли он со временем?
4. Используя атлас и дополнительные источники, обсудите в классе, союзы с какими государствами следовало заключать для достижения своих целей Франции, австрийским и испанским Габсбургам в XVI и в XVII вв.
5. Проанализируйте причины и последствия Тридцатилетней войны. Удалось ли ей разрешить противоречия, её вызвавшие? Докажите свою точку зрения.
6. Используя дополнительные источники, выясните, почему европейские армии оказывались слабее османских.
7. Используя карту 5 (см. Приложение), ответьте, какие европейские государства должны были более других опасаться желания Франции расширить свои границы. Какие страны, исходя из своего географического положения, должны были стать союзниками в борьбе с турецкой угрозой?
8. Найдите на карте 5 (см. Приложение) страны, получившие признание своей независимости по итогам Тридцатилетней войны.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) Тридцатилетняя война; б) осада турками Вены; в) битва при Павии; г) Девятилетняя война;
д) битва при Лепанто.
Ответ: в) 1525 г., д) 1571 г., а) 1618-1648 гг., б) 1683 г., г) 1688-1697 гг.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из завещания Филиппа IV Испанского. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Я прошу и поручаю моим преемникам, которые в своё время меня сменят, чтобы они правили, исходя из соображений скорее религии, чем политики. Тем самым они заставят Господа нашего Бога с особым вниманием относиться к ним и помогать им, откажутся на время от того, что им удобнее, ради служения и возвышения своей веры. Во всех важных вопросах, которые передо мной вставали, я считал, что лучше и уместнее оставить в стороне государственные интересы, чем хоть в малейшей степени проявить лицемерие в религиозных вопросах.
● Проанализируйте внешнюю политику Испании. Чем, с вашей точки зрения, руководствовались испанские монархи: государственным интересом или религиозными ценностями? Обоснуйте свою точку зрения.
Ответ: Испанские монархи (особенно Филипп II) руководствовались и тем, и другим, но религиозные ценности часто ставились выше. Они вели дорогостоящие войны в Нидерландах и против Англии не только ради политических выгод, но и для защиты католицизма, что в итоге подорвало могущество Испании.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя дополнительные источники, проанализируйте понятие «государственный интерес». Выявите, в чём состояли в раннее Новое время интересы Испании, Франции, Англии. Изменялись ли они со временем и если да, то как?
Ответ: «Государственный интерес» – это принцип, согласно которому внешняя политика должна руководствоваться практической выгодой и безопасностью государства. Испания: сохранение и расширение империи, защита католицизма. Франция: ослабление Габсбургов, достижение «естественных границ», гегемония в Европе. Англия: господство на море, защита протестантизма, расширение торговли и колоний. Со временем религиозные мотивы ослабевали, а торговые и политические усиливались.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что изменили в международных отношениях система равновесия сил и политика интересов государства?
Ответ: Система равновесия сил и политика государственных интересов коренным образом изменили международные отношения. Во-первых, они положили конец религиозным мотивам как главной причине войн, заменив их прагматичным расчётом. Во-вторых, они привели к созданию системы союзов и коалиций, которые автоматически складывались против любой державы, пытавшейся достичь гегемонии, что в целом предотвращало захват всей Европы одним государством. В-третьих, это заложило основы современной дипломатии, основанной на переговорах, договорах и признании суверенитета других государств.