§ 11. Англия в XVI — начале XVII в., страница 106

Почему Тюдорам удалось упрочить свою власть, а Стюарты, напротив, ввергли страну в кризис?

1 На пути к абсолютной монархии

● Сравните английскую и французскую модели абсолютизма.

 

2 Королевская реформация

● Почему, с вашей точки зрения, столь важно самостоятельное толкование Библии?

 

3 Эпоха Елизаветы

● Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию о правлении Елизаветы I. Выделите его сильные и слабые стороны.

 

Из книги О. В. Дмитриевой «Елизавета Тюдор»
△  1. В чём историк видит основные заслуги Елизаветы I? 2. Какое из качеств Елизаветы кажется вам наиболее привлекательным и почему?

 

4 Перемены в экономике и обществе

● Благодаря каким факторам всего за век Англия смогла стать одной из самых экономически развитых стран Европы?

 

5 Смена династии

Конный портрет Карла I. Художник А. ван Дейк
△  Используя дополнительные источники, расскажите об изображённых на этой картине символах.

 

Из речи Джеймса Уайтлока, члена палаты общин (1610)
△  Что, с вашей точки зрения, мог бы противопоставить Яков I доводам Уайтлока?
Используя дополнительные источники, выясните, что оратор называет «конституцией нашего королевства».

 

● Объясните причины падения авторитета королевской власти при Якове I.

 

Вопросы и задания

1. К каким последствиям привела в Англии аграрная революция?
2. Выявите причины королевской Реформации в Англии.
3. Назовите факторы, которые мешали становлению абсолютной власти монарха.
4. Выделите основные направления в пуританизме. Почему пуритане постоянно выступали против англиканской церкви?
5. Почему потребовалось принятие специальных законов о бедных?
6. Как, с вашей точки зрения, «революция цен» повлияла на состояние королевской казны? Докажите свою точку зрения.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) начало правления  Елизаветы I; б) смерть герцога Бекингема; в) Акт о супрематии; г) гибель Непобедимой армады; д) воцарение династии Стюартов.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок «Из речи Якова I в парламенте (1610)». Выполните задание и ответьте на вопрос.
...Положение монархии есть самое высшее на земле: короли являются наместниками Божьими... Оспаривание подданными того, что делает король в соответствии со своей верховной властью, — это призыв к мятежу...
…Я хотел бы, чтобы в вопросе о жалобах вы тщательно избегали трёх вещей:
Во-первых, чтобы вы не вмешивались в основные вопросы управления: это — моя область. Вмешиваться в эти вопросы — значило бы учить меня. Я теперь король опытный, и учить меня моему делу не надлежит.
Во-вторых, я не допущу, чтобы вы касались тех старинных моих прав, которые я унаследовал от своих предков и которыми я обладаю по обычаю… Всякие нововведения в политическом организме так же опасны, как и в естественном…
И, наконец, я прошу вас, чтобы вы остерегались выставлять в качестве тягот что-либо из того, что установлено законами... жаловаться на законы — значит жаловаться на короля, который присягал быть их блюстителем и хранителем...

● 1. Какие установления Яков I считал королевской прерогативой, а какие, на его взгляд, находились в ведении парламента? 2. Используя ресурсы Интернета, выясните, какие права король считает унаследованными от предков.

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «парламент». Сравните французский и английский парламенты, выявите черты сходства и различия.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Тюдорам удалось упрочить свою власть, а Стюарты, напротив, ввергли страну в кризис?