§ 11. Англия в XVI — начале XVII в., страница 106

Почему Тюдорам удалось упрочить свою власть, а Стюарты, напротив, ввергли страну в кризис?

1 На пути к абсолютной монархии

● Сравните английскую и французскую модели абсолютизма.

 Ответ: Во Франции абсолютизм был более полным: король опирался на бюрократию, постоянную армию и подавил сословные вольности. В Англии власть короля ограничивали парламент (который контролировал налоги), сильные суды и традиции, поэтому английский абсолютизм был слабее.

2 Королевская реформация

● Почему, с вашей точки зрения, столь важно самостоятельное толкование Библии?

 Ответ: Самостоятельное толкование Библии подрывало авторитет католической церкви и папы, так как верующие переставали нуждаться в священниках как посредниках. Это воспитывало независимость мышления и способствовало распространению протестантских идей.

3 Эпоха Елизаветы

● Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию о правлении Елизаветы I. Выделите его сильные и слабые стороны.

 Ответ: (Кратко на основе учебника): Сильные стороны: обеспечение религиозного мира, победа над Непобедимой армадой, экономический и культурный расцвет, гибкая политика. Слабые стороны: нерешённый религиозный вопрос (преследование католиков и конфликт с пуританами), проблема престолонаследия.

Из книги О. В. Дмитриевой «Елизавета Тюдор»
△  1. В чём историк видит основные заслуги Елизаветы I? 2. Какое из качеств Елизаветы кажется вам наиболее привлекательным и почему?

 Ответ: 1. Историк видит её заслуги в превращении Англии в великую мировую державу, развитии торговли, культуры и в использовании новых методов пропаганды и управления. 2. (Личное мнение) Наиболее привлекательным кажется её умение ладить с парламентом и народом, проявляя любовь к стране.

4 Перемены в экономике и обществе

● Благодаря каким факторам всего за век Англия смогла стать одной из самых экономически развитых стран Европы?

 Ответ: Англия стала развитой страной благодаря аграрной революции и огораживаниям, которые увеличили производство продуктов; развитию мануфактур (особенно сукноделия); активной торговой и колониальной политике, а также выгодному положению после перемещения торговых путей.

5 Смена династии

Конный портрет Карла I. Художник А. ван Дейк
△  Используя дополнительные источники, расскажите об изображённых на этой картине символах.

 Ответ: На картине, скорее всего, изображены символы королевской власти: корона, доспехи (символ военной доблести), возможно, лавровый венок (символ триумфа) и конь (символ статуса и власти).

Из речи Джеймса Уайтлока, члена палаты общин (1610)
△  Что, с вашей точки зрения, мог бы противопоставить Яков I доводам Уайтлока?
Используя дополнительные источники, выясните, что оратор называет «конституцией нашего королевства».

 Ответ: Яков I мог бы сказать, что он – помазанник Божий и имеет божественное право управлять страной по своему усмотрению. Под «конституцией» Уайтлок понимал не единый документ, а сложившийся набор традиций, законов и обычаев, ограничивавших короля.

● Объясните причины падения авторитета королевской власти при Якове I.

 Ответ: Авторитет пал из-за финансовых проблем и попыток вводить налоги без парламента, неудачной внешней политики, фаворитизма, а также того, что Якова воспринимали как чужака-шотландца, который плохо знал английские обычаи.

Вопросы и задания

1. К каким последствиям привела в Англии аграрная революция?
2. Выявите причины королевской Реформации в Англии.
3. Назовите факторы, которые мешали становлению абсолютной власти монарха.
4. Выделите основные направления в пуританизме. Почему пуритане постоянно выступали против англиканской церкви?
5. Почему потребовалось принятие специальных законов о бедных?
6. Как, с вашей точки зрения, «революция цен» повлияла на состояние королевской казны? Докажите свою точку зрения.

1. К каким последствиям привела в Англии аграрная революция?
Ответ: Аграрная революция привела к обогащению землевладельцев и появлению класса капиталистических фермеров, но также к массовому обезземеливанию крестьян, которые превращались в батраков, уходили в города или становились бродягами, что увеличивало социальную напряжённость.

2. Выявите причины королевской Реформации в Англии.
Ответ: Причины королевской Реформации: личное желание Генриха VIII развестись и получить наследника, стремление подчинить церковь государству и укрепить власть короля, а также экономический интерес – конфискация богатых земель и имущества монастырей.

3. Назовите факторы, которые мешали становлению абсолютной власти монарха.
Ответ: Становлению абсолютной власти мешали сильный парламент, контролировавший налоги, независимые суды обычного права, традиции, ограничивавшие короля, а также отсутствие у монархов постоянной наёмной армии и мощного бюрократического аппарата.

4. Выделите основные направления в пуританизме. Почему пуритане постоянно выступали против англиканской церкви?
Ответ: Основные направления: пресвитериане (за выборное руководство церкви общинами) и индепенденты (за полную независимость каждой общины). Пуритане выступали против англиканской церкви, потому что та, по их мнению, сохранила слишком много черт католичества (пышные обряды, власть епископов) и не была достаточно «очищена».

5. Почему потребовалось принятие специальных законов о бедных?
Ответ: Законы о бедных потребовались из-за массового обнищания населения в результате огораживаний и аграрной революции. Росло число бродяг и нищих, что угрожало общественному порядку. Законы должны были помочь действительно беспомощным и заставить трудоспособных бедняков работать, жестоко наказывая бродяжничество.

6. Как, с вашей точки зрения, «революция цен» повлияла на состояние королевской казны? Докажите свою точку зрения.
Ответ: «Революция цен» ухудшила состояние королевской казны. Цены выросли в 4-5 раз за век, а фиксированные доходы короны (например, от старых налогов) оставались прежними. Чтобы покрывать растущие расходы, королям приходилось постоянно просить у парламента новые налоги, что усиливало зависимость монархов от представительного органа.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) начало правления  Елизаветы I; б) смерть герцога Бекингема; в) Акт о супрематии; г) гибель Непобедимой армады; д) воцарение династии Стюартов.

 Ответ: в) 1534 г., а) 1558 г., г) 1588 г., д) 1603 г., б) 1628 г.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок «Из речи Якова I в парламенте (1610)». Выполните задание и ответьте на вопрос.
...Положение монархии есть самое высшее на земле: короли являются наместниками Божьими... Оспаривание подданными того, что делает король в соответствии со своей верховной властью, — это призыв к мятежу...
…Я хотел бы, чтобы в вопросе о жалобах вы тщательно избегали трёх вещей:
Во-первых, чтобы вы не вмешивались в основные вопросы управления: это — моя область. Вмешиваться в эти вопросы — значило бы учить меня. Я теперь король опытный, и учить меня моему делу не надлежит.
Во-вторых, я не допущу, чтобы вы касались тех старинных моих прав, которые я унаследовал от своих предков и которыми я обладаю по обычаю… Всякие нововведения в политическом организме так же опасны, как и в естественном…
И, наконец, я прошу вас, чтобы вы остерегались выставлять в качестве тягот что-либо из того, что установлено законами... жаловаться на законы — значит жаловаться на короля, который присягал быть их блюстителем и хранителем...

● 1. Какие установления Яков I считал королевской прерогативой, а какие, на его взгляд, находились в ведении парламента? 2. Используя ресурсы Интернета, выясните, какие права король считает унаследованными от предков.

 Ответ: 1. Яков I считал прерогативой короля основные вопросы управления, старинные права и установленные законы. Парламенту, по его мнению, следовало лишь обсуждать жалобы, не посягая на эти сферы. 2. (На основе общего знания) Под «унаследованными правами» он имел в виду традиционные права монарха, такие как руководство внешней политикой, объявление войны, назначение министров.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «парламент». Сравните французский и английский парламенты, выявите черты сходства и различия.

 Ответ: Парламент – сословно-представительный орган. Сходство: оба имели право обсуждать налоги. Различия: Английский парламент (палата лордов и общин) был сильнее, контролировал финансы и мог активно влиять на политику. Французские парламенты (во главе с Парижским) были в основном судебными органами, которые лишь регистрировали законы.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему Тюдорам удалось упрочить свою власть, а Стюарты, напротив, ввергли страну в кризис?

 Ответ: Тюдорам удалось упрочить власть, потому что они опирались на парламент и учитывали английские традиции, а также провели Реформацию, укрепившую их авторитет. Стюарты же ввергли страну в кризис, потому что пытались править без парламента и вопреки традициям, вводили незаконные налоги и не смогли решить финансовые и религиозные проблемы, что вызвало всеобщее недовольство.