ГЛАВА I. Социальные ценности и нормы
§1. Социальные нормы и правила общественной жизни
Задумаемся
Задание №1
Как известно, Винни Пух считал, что в гости лучше ходить по утрам, а улицу переходить на любой сигнал светофора, но обязательно в толпе. Но далеко не всем правила жизни беззаботного медведя кажутся безупречными. Могут ли, на ваш взгляд, существовать нормы поведения на все случаи жизни? Можно ли сделать их одинаковыми для всех?
Ответ:
Нормы поведения могут различаться в зависимости от контекста, культуры, общественных ценностей и личных убеждений. Правила, которые кажутся подходящими для одной ситуации, могут не применимы к другой. Каждый человек имеет свои уникальные обстоятельства, жизненный опыт и ценности, что может влиять на его предпочтения и взгляды на нормы поведения.
Однако, существуют некоторые общепринятые нормы поведения, которые признаны важными в большинстве обществ. Например, доброжелательность, этика, уважение к другим людям, эмпатия и предоставление помощи тем, кто в нужде. Эти нормы можно считать базовыми и универсальными.
Однако, следует понимать, что некоторые нормы могут быть гибкими, и их применение может меняться в зависимости от ситуации. Также важно учитывать права и свободы каждого человека, чтобы не нарушать их при установлении норм поведения.
Существуют некоторые общие нормы поведения, которые признаны важными и полезными для общества в целом, невозможно сформулировать нормы на все случаи жизни.
Вспомним
Задание №1
Какие правила общения между людьми вам известны? Какие правила гостеприимства вы знаете? Какие традиции существуют в вашей семье?
Ответ:
Нормы поведения не могут существовать на все случаи жизни, так как каждая ситуация может требовать своих особенных правил и подходов. Например, нормы поведения в школе отличаются от норм поведения на работе или в общественном месте. Однако, существуют некоторые общие принципы и ценности, которые могут быть применимы ко многим ситуациям, такие как уважение к другим, честность, справедливость и т.д.
Правила общения между людьми включают в себя взаимное уважение, вежливость, слушание и понимание других, открытость и толерантность. Правила гостеприимства включают прием гостей с радушием, предложение гостям питье и еду, уделение внимания и заботы о комфорте гостей.
Семейные традиции включают семейные праздники, совместное время провождение, уважение к старшим членам семьи и передачу ценностей и традиций от поколения к поколению.
Рассмотрим изображение (стр.7)
Задание №1
Полное название этого памятника русской литературы XVI в.: «Книга, называемая „Домострой“, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам».
Можно ли заменить это длинное название более коротким с использованием слова «правила»? Ответ аргументируйте.
Фрагмент «Домостроя»
Ответ:
Книгу "Домострой" можно назвать "Правила дома". Длинное название книги является описанием ее содержания и основная цель - предоставить правила и наставления для различных категорий людей. Таким образом, использование слова "правила" в названии книги позволяет более кратко и точно передать ее суть.
Рассмотрим таблицу (стр.7)
Задание №1
Как вы думаете, существуют ли строго обязательные запрещающие формальные нормы?
Социальные нормы
Виды правил (норм) | Что устанавливают | Примеры |
По направленности: • предписывающие; • запрещающие | Желательное, нежелательное и недопустимое поведение | Дорожные знаки |
По степени обязательности: • нормы−правила; • нормы−ожидания; • нормы−запреты | Какое поведение обязательно для данной группы людей. Допустимое, но нежелательное поведение | Согласно уставу, при встрече военнослужащие выполняют приветствие. Опоздание на встречу |
По форме: • формальные; • неформальные | Чётко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой | Закон, указ или предписание. Правила этикета |
Ответ:
Да, существуют строго обязательные запрещающие формальные нормы, которые устанавливаются законодательством и требуют обязательного соблюдения. Примерами таких норм могут быть запрет на убийство, кражу, насилие, дискриминацию и другие преступления или нарушения прав человека. Нарушение этих норм может влечь за собой юридические последствия, включая штрафы, арест или тюремное заключение.
Рассмотрим схему (стр.8)
Задание №1
Какие из приведённых привычек есть у вас? Какими из них вы бы хотели обзавестись?
Ответ:
Из приведенных привычек у меня есть привычка учиться и решать задачи. Остальные перечисленные привычки так же очень полезны.
Обратимся к фактам (стр.9)
Задание №1
Примером обычая может служить встреча гостей хлебом−солью. Сочетание хлеба и соли у многих народов играет роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. Угощение гостя хлебом−солью устанавливает между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.
Расскажите об известных вам обычаях гостеприимства у разных народов России. Что в них общего? Какие существуют различия?
Ответ:
В России существует множество обычаев гостеприимства, которые отличаются в зависимости от региона и национальности. Некоторые общие черты гостеприимства в России включают:
1. Приветствие и предложение гостю войти в дом.
2. Предложение угощения гостю.
3. Уступка гостю самого удобного места.
4. Забота о госте.
Однако, есть и различия в обычаях гостеприимства у разных народов России. Например:
1. У бурятов и тувинцев, народов Сибири, приветствие гостя может сопровождаться обрядом "аргаалан". Это когда гость обмывает руки и лицо водой, которая затем собирается в чашку и выпивается.
2. У чеченцев и ингушей, народов Кавказа, гостеприимство проявляется через обильное угощение гостей и предложение множества блюд, включая мясо и сладости.
3. У мордвы, народа Поволжья, гостеприимство выражается в традиции "зертте". Это когда хозяин встречает гостей с хлебом и солью, а затем предлагает им питье и закуски.
Таким образом, обычаи гостеприимства в разных народах России имеют некоторые общие черты, но также отличаются в зависимости от традиций и культурных особенностей каждого народа.
Рассмотрим изображение (стр.9)
Задание №1
Приведите примеры известных вам ритуалов, которые появляются и сохраняются в наши дни.
Ответ:
1. Свадебные ритуалы: в разных регионах России существуют различные традиции и обряды, связанные с свадьбой. Это может быть обмывание ног невесты перед вступлением в новый дом, обмен кольцами, различные игры и танцы на свадебной церемонии и т.д.
2. Религиозные ритуалы: в России преобладает православие, и многие люди соблюдают религиозные обряды, такие как крещение, венчание, празднование Пасхи и Рождества.
3. Похоронные ритуалы: похороны в России часто сопровождаются определенными ритуалами, такими как поминки, прощание с усопшим, процессия к месту захоронения и т.д.
4. Праздничные ритуалы: в России существует множество праздников, каждый из которых имеет свои традиции и обряды. Например, Масленица - это праздник, который отмечается перед Великим постом, и включает в себя сжигание чучела Масленицы, гуляния, народные гуляния и угощения блинами. Ритуал наряжать ёлку всей семьей под Новый год.
5. Ритуалы связанные с природой: в некоторых регионах России существуют ритуалы, связанные с поклонением природе и ее богам. Например, в Якутии проводятся ритуалы по чтению молитвы реке Лене и проведению обрядов для обеспечения хорошего улова рыбы.
6. Ритуалы гостеприимства: Один из известных ритуалов гостеприимства, который по-прежнему практикуется в наши дни, - это встреча дорогих гостей с хлебом и солю. При встрече гостей хозяин обычно предлагает им хлеб и соль, чтобы пожелать им процветания и благополучия. Еще один известный ритуал - это обряд "аргаалан", который уже упоминался ранее. Этот обряд практикуется у бурятов и тувинцев и представляет собой обмывание рук и лица гостя водой, которая затем выпивается. Это символизирует очищение и принятие гостя.
7. Государственные ритуалы: Смена караула у "Вечного огня". 12 декабря 1997 года, был установлен постоянный пост почетного караула у вечного огня, на могиле неизвестного солдата. В ритуале смены часовых у вечного огня участвует президентский полк в составе двух курсантов. Согласно указу, смена караула происходит каждый час. С царских времен в ритуале сохранился до совершенства отработанный кремлевский шаг: от вытянутого носка до земли − 20 сантиметров, движение прямой в колене ноги, идет от бедра, левая и правая нога должны опускаться на одну линию.
Рассмотрим диаграмму (стр.10)
Задание №1
Какие выводы вы можете сделать, проанализировав приведённые цифры? Принято ли в вашей семье следовать этим обрядам?
Ответ:
Большинство россиян традиционно едят блины на масленичной неделе (48%). Меньшее количество опрошенных ходит в гости (18%), участвует в народных гуляньях (15%). Приносят блины в качестве угощения 12%, и меньше всего Россиян участвуют в сжигании чучела Масленицы (7%).
Мы любим готовить блины на Масленицу и всегда всей семьей ходим смотреть, как сжигают чучело.
Рассмотрим изображение (стр.11)
Задание №1
Объясните, на каких рисунках мы видим должное поведение, на каких — нет.
Ответ:
• Должное. Девочка открывает дверь, помогая дедушке с тростью. Эта картинка нам рассказывает о помощи старшим.
• Недолжное. Мальчик уронил сумки у женщины. Ему стоило помочь ей поднять рассыпанные продукты.
• Недолжное. Мужчины не уступают место беременной женщине. Это признак дурного воспитания, ведь согласно этикету, мужчина не может сесть на свободное сидение, если рядом есть женщины или пожилые люди.
• Должное. Девочка уступает пожилой женщине место в автобусе. Важно уважать старших и помогать им.
Рассмотрим изображение (стр.12)
Задание №1
Что вам известно о порядке решения вопроса о виновности человека на Руси? Какие признаки позволяют нам отнести этот обычай к правовым?
Суд во времена Русской Правды. И. Я. Билибин
Ответ:
"Русская правда" была одним из первых юридических документов, которые существовали в древней Руси. В то время, когда человека подозревали в преступлении, ему назначался "Божий суд". Этим термином подразумевались пытки раскаленным железом или утопление. Если человек выдерживал это испытание, его невиновность считалась доказанной. Люди верили, что виновный не сможет поклясться на Библии, так как за это он будет наказан в аду. Поэтому, если человек мог сделать это, то он считался невиновным. Иногда проводились поединки между свидетелями, и победитель в этом поединке считался правым, так как считалось, что только Бог поможет тому, кто говорит правду. Правовой обычай - это правило поведения, которое было санкционировано государством и сложилось в обществе благодаря его многократному повторению. Регулярное проведение таких процедур для определения виновности и участие государства в проведении такого "суда" позволяют нам отнести эти обычаи к правовым.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Какие правила поведения существуют в обществе? Назовите как можно больше видов таких правил.
Ответ:
Правило − закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах.
Существует множество правил поведения в обществе:
1. Этикет - это набор правил поведения, которые выражают уважение к другим людям. Он включает в себя такие вещи, как приветствие и прощание, придерживание определенных манер и т.д.
2. Правила социального взаимодействия - это набор норм, которые помогают людям эффективно общаться друг с другом. Это включает умение слушать и высказываться по очереди, уважение чужого мнения, способность работать в команде, сотрудничество и толерантность.
3. Правила безопасности - это набор инструкций и мероприятий, которые помогают предотвратить опасность и сохранить жизнь и здоровье. Это может включать соблюдение правил дорожного движения, ношение ремней безопасности, соблюдение правил пожарной безопасности и осторожное обращение с огнем и опасными предметами.
4. Правила гигиены - это набор правил и рекомендаций, которые помогают поддерживать чистоту и здоровье. Это может включать регулярное мытье рук, поддержание чистоты вокруг себя и соблюдение правил личной гигиены.
5. Правила общественного порядка - это набор норм, которые помогают поддерживать спокойствие и безопасность в обществе. Это может включать запрет на хулиганские действия, непристойные действия и порчу имущества.
6. Правила социальной ответственности - это набор принципов и действий, которые помогают людям быть ответственными и заботиться о других. Это может включать участие в благотворительности, заботу о окружающей среде и помощь нуждающимся.
Задание №2
Что такое привычки? Приведите примеры полезных и вредных привычек.
Ответ:
Привычка — установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях.
Вредные привычки | Полезные привычки |
Курение, откладывание дел на потом, несоблюдение режима, увлечение сладкими напитками, игра в азартные игры | Чистить зубы по утрам, планировать дела, быть пунктуальным, делать утреннюю гимнастику, чтение книг, правильное питание, соблюдение гигиены. |
Задание №3
Что вам известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
Ответ:
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.
Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего−либо; стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Многие обычаи и ритуалы, возникшие в далекие времена, продолжают существовать и сегодня из-за нескольких причин:
1. Историческое значение: Многие обычаи и ритуалы имеют глубокие исторические корни и являются частью культурного наследия определенного народа или общества. Они помогают сохранить и передать традиции и ценности поколениям.
2. Социальная связь: Обычаи и ритуалы могут служить средством связи и солидарности в обществе. Они создают общую платформу для людей, где они могут взаимодействовать, общаться и укреплять социальные связи.
3. Регулирование поведения: Многие обычаи и ритуалы служат нормами поведения, которые помогают людям жить вместе в гармонии и уважении друг к другу. Они устанавливают ожидания относительно того, как вести себя в определенных ситуациях и способствуют поддержанию порядка и стабильности в обществе.
4. Религиозное значение: Многие обычаи и ритуалы имеют религиозное значение и связаны с верованиями и практиками определенной религии. Они могут служить способом выражения веры и поклонения, а также укрепления духовной связи с божественным.
5. Эмоциональная поддержка: Обычаи и ритуалы могут предоставлять эмоциональную поддержку и утешение в трудных временах. Они могут помочь людям справиться с горем, потерей или изменениями в жизни, предоставляя структуру и ритуальные действия для облегчения эмоционального напряжения.
В целом, обычаи и ритуалы являются важной частью культуры и общества, и их сохранение и существование помогают нам поддерживать связь с прошлым, формировать нашу личность и укреплять социальные связи.
Задание №4
Среди многочисленных правил, которые вы обязаны выполнять, есть самые важные. Какие это правила? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
1. Уважение к другим: Человек должен проявлять уважение к правам, мнениям и достоинству других людей. Это включает уважение к различиям в культуре, религии, расе, половой ориентации и т.д.
2. Соблюдение законов: Человек обязан соблюдать законы своей страны или общества, в котором он находится. Это включает соблюдение правил дорожного движения, налоговых обязательств, запрет на насилие и т.д.
3. Честность: Человек должен быть честным в своих отношениях с другими людьми. Это включает неуклонное соблюдение договоренностей и ответственность за свои слова и поступки.
4. Забота о других: Человек должен проявлять заботу и сострадание к другим людям. Это включает помощь нуждающимся, поддержку близких и сочувствие к чужой боли.
5. Экологическое сознание: Человек обязан заботиться о окружающей среде и природе. Это включает соблюдение правил по утилизации отходов, энергосбережение, снижение потребления ресурсов и защиту животных и растений.
6. Правила школы: Каждый ученик обязан соблюдать правила, общепринятые в его школе.
Выполняем задания
Задание №1
Существует мнение, что с развитием общества социальные нравы смягчаются. Согласитесь с этим мнением или опровергните его.
Ответ:
Мнение о том, что с развитием общества социальные нравы смягчаются, может быть спорным и зависит от конкретного контекста и точки зрения.
Некоторые аргументы, подтверждающие это мнение, могут включать:
1. Индивидуализм: С развитием общества и повышением уровня жизни, люди могут стать более фокусированными на своих собственных интересах и потребностях, что может привести к уменьшению социальной ответственности и взаимопомощи.
2. Технологический прогресс: С развитием технологий и коммуникаций, люди могут больше времени проводить виртуально, уменьшая личное взаимодействие и социальные связи. Это может привести к уменьшению взаимного уважения и эмпатии.
3. Изменение ценностей: В современном обществе ценности и приоритеты могут изменяться. Например, индивидуальная свобода и самореализация могут стать более важными, чем традиционные социальные нормы и обязательства.
Однако, есть и контраргументы, опровергающие это мнение:
1. Развитие прав человека: С развитием общества и осознанием важности защиты прав человека, люди могут становиться более осведомленными и активными в поддержке социальных норм и ценностей.
2. Расширение круга эмпатии: В современном мире люди имеют больше возможностей узнать о различных культурах, расах и религиях через средства массовой информации и путешествия. Это может способствовать развитию эмпатии и уважения к различиям.
3. Социальные движения: В последние десятилетия наблюдалось множество социальных движений, направленных на защиту прав и достоинства людей. Это свидетельствует о том, что в обществе все еще существуют активисты, стремящиеся к улучшению социальных норм и стандартов.
В целом, сложно сделать однозначный вывод о том, смягчаются ли социальные нравы с развитием общества. Возможно, что некоторые аспекты социальных норм могут изменяться, но в то же время новые ценности и нормы могут появляться и укрепляться.
Задание №2
В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
Переведите это правило на современный язык, объясните его смысл.
Ответ:
Современная интерпретация этого правила может звучать так: "Не смейте опускать голову и смотреть вниз, когда ходите по улице или косо смотреть на людей. Держите голову прямо и смотрите на людей с улыбкой и доброжелательностью, чтобы не подумали, что вы злобно смотрите на них".
Смысл этого правила заключается в том, чтобы показывать уважение и доброжелательность к окружающим людям. Оно призывает быть открытыми и приветливыми в общении, не проявлять недоверия или злобу в своем поведении. Такое отношение способствует созданию приятной атмосферы и укреплению социальных связей.
Задание №3
Как вы думаете, какие правила этикета появились в начале XXI в.? Объясните причины их появления и значение в жизни людей.
Ответ:
В начале 21 века появилось несколько новых правил этикета, связанных с развитием технологий и изменениями в обществе. Некоторые из них включают:
1. Правила этикета в социальных сетях: с появлением популярности социальных сетей, люди стали общаться и делиться информацией онлайн. Правила этикета включают не публиковать оскорбительные или неподходящие комментарии, уважать чужую приватность и не распространять ложную информацию. Эти правила появились для поддержания вежливости и уважения в онлайн-среде.
2. Мобильный этикет: с появлением смартфонов и мобильной связи, правила этикета также изменились. Они включают не отвлекаться на телефон во время разговора или важного события, не громко разговаривать по телефону в общественных местах и не игнорировать людей ради использования мобильного устройства. Эти правила появились для поддержания взаимного уважения и внимания к окружающим людям.
3. Правила этикета в электронной почте и сообщениях: с увеличением использования электронной почты и мгновенных сообщений, правила этикета также стали актуальными. Они включают использование формального языка, отвечать на сообщения в разумные сроки и не использовать капс-лок (печать заглавными буквами). Эти правила появились для поддержания профессионализма и ясной коммуникации в письменной форме.
Появление этих правил этикета обусловлено изменениями в обществе и технологиях. Развитие интернета и социальных сетей привело к необходимости установления правил поведения в онлайн-среде, чтобы обеспечить безопасность и взаимное уважение. Также, с увеличением использования мобильных устройств, правила этикета помогают поддерживать нормы общественного поведения и избегать нежелательных ситуаций.
Значение этих правил в жизни людей заключается в том, что они способствуют созданию гармоничных отношений, как в реальном мире, так и в онлайн-среде. Они помогают поддерживать взаимное уважение, предотвращать конфликты и создавать приятную атмосферу в общении. Правила этикета также помогают установить определенные стандарты поведения, которые способствуют развитию личности и социальной адаптации.
Задание №4
Какие санкции присутствуют в следующей детской считалке: «Три−четыре−пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить»?
Ответ:
Санкции − это меры воздействия, наказания, используемые к нарушителям установленных норм, правил.
В данной детской считалке присутствует санкция в виде наказания для того, кто не успел спрятаться. Если кто−то не убежал из поля зрения и остался стоять рядом с ведущим, то ему грозит "три кона водить". Это означает, что этому участнику придется искать других три раза подряд.
Задание №5
Н. А. Некрасову принадлежат строки:
О времена! О нравы!
Забыл народ простое слово «честь».
И даже, если будете вы правы,
Прав будет тот, кто говорит всем лесть.
Какие пороки, характерные для определённых общественных нравов, осудил поэт? В каких ещё известных вам литературных произведениях даётся нравственная оценка бытовых ситуаций?
Ответ:
В данных строках Н. А. Некрасов осуждает отсутствие чести в обществе и подчеркивает, что даже если человек будет прав, но будет говорить всем лесть, то его слова будут считаться правдой. Поэт осуждает нравы, где честь и прямота заменены на лесть и лицемерие.
В других литературных произведениях также даются нравственные оценки бытовых ситуаций. Например, в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" описываются различные нравы и моральные проблемы русского общества во время войны и мира. В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" осуждаются преступления и нравственные дилеммы главного героя Раскольникова. В произведении М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" также присутствует нравственная оценка различных ситуаций и персонажей.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Проведите опрос среди одноклассников и выясните, как они относятся к привычкам здорового образа жизни. Результаты опроса представьте в виде презентации, постера, плаката и др.
Ответ:
Опрос "Отношение подростков к привычкам здорового образа жизни"
1. Ваш возраст:
- 12-14 лет
- 15-17 лет
- 18-20 лет
2. Как часто вы занимаетесь физической активностью?
- Ежедневно
- Несколько раз в неделю
- Редко или никогда
3. Какую роль здоровое питание играет в вашей жизни?
- Очень важную
- Важную, но не всегда придерживаюсь его
- Не считаю это важным
4. Как вы относитесь к употреблению алкоголя и курению?
- Абсолютно против
- Нейтрально
- Положительно
5. Как вы считаете, влияют ли привычки здорового образа жизни на вашу академическую успеваемость?
- Да, положительно влияют
- Не знаю, не обращал(а) внимания
- Нет, не влияют
6. Что мотивирует вас заниматься спортом или поддерживать здоровый образ жизни?
- Улучшение физической формы
- Хорошее самочувствие
- Желание выглядеть привлекательно
- Другое (указать)
7. Какие препятствия мешают вам следовать здоровому образу жизни?
- Недостаток времени
- Отсутствие мотивации
- Недоступность спортивных объектов или тренеров
- Другое (указать)
8. Какие привычки здорового образа жизни вы считаете наиболее важными?
- Регулярные физические упражнения
- Правильное питание
- Отказ от вредных привычек
- Здоровый сон
- Другое (указать)
9. Какие источники информации о здоровом образе жизни вы предпочитаете?
- Интернет
- Книги и журналы
- Социальные сети
- Школьные уроки
- Другое (указать)
10. Какие изменения в своей жизни вы готовы внести, чтобы поддерживать здоровый образ жизни?
- Увеличить физическую активность
- Изменить свою диету
- Полностью отказаться от вредных привычек
- Изменить распорядок дня, чтобы высыпаться
- Другое (указать)
Результаты опроса можно представить в виде презентации, включающей диаграммы, графики и основные выводы.
Слайд 1
Я провел опрос среди двадцати четырех одноклассников и выяснил как они относятся к привычкам здорового образа жизни. Были представлены три варианта ответа:
1) Придерживаюсь здорового образа жизни.
2) Стараюсь не иметь вредные привычки.
3) Мне это не интересно.
Слайд 2
Из двадцати четырех человек, только четыре человека (17%) сформировали привычки здорового образа жизни, объясняя это тем, что здоровье влияет на всю жизнь и учебную деятельность.
Семь человек (29%) сказали, что стараются не иметь вредные привычки, но это не всегда получается. Они рассказали, что периодически едят вредный фастфуд, ленятся делать зарядку, но в тоже время, они много и часто ходят пешком, стараются есть овощи и фрукты.
И тринадцать человек (54%) сообщили, что им не интересны привычки здорового образа жизни. Объяснили свой выбор нежеланием ограничивать себя и отсутствием дисциплины, некоторые сказали, что хотели бы прививать здоровые привычки в компании единомышленников – для поддержки.
Слайд 3
Сделаем вывод.
Сформировать привычку здорового образа жизни довольно сложно, это требует силы воли, дисциплины и стремления. Если вы хотите начать регулярно заниматься спортом и есть здоровую еду, попробуйте объединяться в группы по интересам, поддерживайте друг друга, мотивируйте и делитесь своими успехами. Некоторые ребята в классе решили попробовать вместе ходить на тренировки по волейболу, которые проводятся после уроков. Обещали рассказать о своих успехах через несколько месяцев.
Задание №2
Выполните проектную работу по теме «Обычаи и традиции моего региона».
Ответ:
Традиции русского народа
В России сочетаются высокоразвитая современная культура и бережное сохранение традиций нации, которые имеют глубокие корни не только в православии, но даже в язычестве. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа, который пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. Пасху широко и торжественно отмечают по всей России.
Рождество Христово – праздник рождения Иисуса Христа, который приносит надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает его 7 января по юлианскому календарю.
Масленица – старинный праздник поминовения усопших, который со временем стал разудалой Масленицей. Однако традиция печь блины и проводить различные игры и обряды осталась.
Иван Купала – это празднование летнего солнцестояния, сочетающее в себе языческую и христианскую традицию. Оно связано с божеством Купало и Иоанном Крестителем.
В русских свадебных традициях также есть много интересного, что передается из поколения в поколение - это традиция помолвки, девичника перед свадьбой, свадебные обряды..