§13. Трудовые правоотношения

Задумаемся

Задание №1

Почему закон закрепляет свободу труда как одну из основных свобод человека? Как государство регулирует отношения, которые возникают в процессе труда?

Ответ:

Закон закрепляет свободу труда как одну из основных свобод человека, потому что труд является одной из основных форм самовыражения, самореализации и удовлетворения потребностей человека. Свобода труда позволяет каждому человеку выбирать профессию, место работы, условия труда и т.д. Труд также является основным способом заработка средств к существованию, и поэтому свобода труда связана с экономической независимостью и социальной защищенностью.

Государство регулирует отношения, которые возникают в процессе труда, посредством законодательства, нормативных актов и социального партнерства. Законодательство устанавливает минимальные нормы рабочего времени, оплаты труда, права и обязанности работодателей и работников, условия безопасности и охраны труда и т.д. Нормативные акты и коллективные договоры могут дополнительно устанавливать правила и условия труда. Социальное партнерство включает взаимодействие между правительством, работодателями и профсоюзами для регулирования трудовых отношений и защиты интересов работников.

Вспомним

Задание №1

Что присуще труду как виду деятельности человека? Чем труд подневольных людей в прошлом отличается от труда современных свободных людей?

Ответ:

Труд, как вид деятельности человека, характеризуется умственным или физическим напряжением, направленностью на достижение определенной цели и производство материальных или нематериальных благ. Труд может быть индивидуальным или коллективным, оплачиваемым или неоплачиваемым.

Подневольные люди обычно не имели свободного выбора в выборе работы и условий труда. Они могли быть принудительно привлечены к труду, лишены возможности выбирать свою профессию, место работы и оплату труда. Кроме того, подневольные люди обычно не получали должного вознаграждения за свой труд, а условия труда были часто жесткими, несправедливыми и неудовлетворительными. Современные свободные люди, напротив, имеют право на свободный выбор профессии, условий и оплаты труда, а также на защиту своих прав и интересов в рабочих отношениях.

Рассмотрим изображение (стр.86)

Задание №1

Для иллюстрации трудовых правоотношений часто используются подобные изображения. Почему фотограф выбрал именно эти объекты?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На фото изображены Трудовой кодекс и трудовая книжка. Трудовой кодекс защищает права и обязанности работника и работодателя, там закреплены правила и нормы оплаты труда, варианты разрешения трудовых споров.
Трудовая книжка − документ гражданина, подтверждающий его трудовой стаж и места работы.
Эти два документа являются основными в трудовых правоотношениях, поэтому фотограф выбрал их для иллюстрации этой области права.

Обратимся к источнику (стр.86)

Задание №1

Конституция Российской Федерации
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещён.
Привлекая знания из курса истории, приведите примеры свободного и принудительного труда.

Ответ:

Примеры свободного труда: мастера ремесла в Средневековой Европе могли выбрать, быть кузнецом или каменщиком, фермеры, которые работали на своих землях по собственному желанию, или ученые, которые посвящали жизнь науке по своему выбору.
Примеры принудительного труда − рабство, когда люди вынуждены были работать без возможности выбора, в тяжелейших условиях. На Руси примером принудительного труда были крепостные крестьяне.

Обратимся к фактам (стр.86)

Задание №1

В разных странах установлена различная продолжительность отпуска. В Мексике, например, всего 6 дней после 1 года службы у одного работодателя. В нашей стране для большинства трудоспособного населения установлен отпуск продолжительностью 4 недели (28 дней). Суббота и воскресенье являются выходными не во всех странах мира. В Израиле рабочая неделя начинается в воскресенье, а заканчивается в четверг или пятницу после обеда. В Алжире и Саудовской Аравии люди работают с субботы по среду, а в Иране — с субботы по четверг.
Как вы думаете, почему нормы трудового права в разных государствах отличаются друг от друга?

Ответ:

Нормы трудового права в разных государствах отличаются друг от друга из−за различных исторических, культурных, религиозных, экономических и политических факторов. Например, наибольший процент населения Израиля – иудеи, которым по религиозным убеждениям нельзя работать в субботу, а саудиты – мусульмане, их святой выходной в пятницу. Поэтому и рабочая неделя в этих странах строится по−разному.
Продолжительность отпуска может быть связана с экономическими интересами работодателей или правительства конкретных стран.

Вопрос (стр.87)

Задание №1

Почему закон требует, чтобы трудовой договор заключался письменно и в двух экземплярах?

Ответ:

Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, которое закрепляет права и обязанности сторон. Он должен быть оформлен в письменной форме и в двух экземплярах, чтобы у каждой из сторон было подтверждение о заключении этого договора.

Рассмотрим изображение (стр.87)

Задание №1

Какие объявления можно увидеть на стендах центров занятости населения? Узнайте у родителей или родственников, работают ли они по найму, как они нашли свою работу и кто является их работодателем.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На стендах центров занятости населения можно увидеть различные объявления, связанные с поиском работы и трудоустройством. Возможные типы объявлений могут включать:

1. Вакансии: объявления о работе, в которых работодатели предлагают открытые вакансии, указывая требования к кандидатам, условия работы и контактные данные для связи.

2. Резюме: объявления, в которых соискатели работы предлагают свои резюме с информацией о своем опыте, навыках и образовании. Это может помочь работодателям найти потенциальных кандидатов для вакансий.

3. Услуги по трудоустройству: объявления о консультациях, обзорах рынка труда, тренингах по составлению резюме и подготовке к собеседованию, а также информация о возможностях профессиональной переподготовки.

Чтобы узнать о работе своих родителей или родственников, можно обратиться к ним напрямую и спросить, работают ли они по найму. Они могут рассказать, как они нашли свою работу – через объявления в газете или интернете, по рекомендации знакомых, через центр занятости населения или другие ресурсы. Также можно узнать, кто является их работодателем – это может быть государственная организация, частная компания или предприниматель, в зависимости от сферы деятельности и типа работы.

Рассмотрим таблицу (стр.88)

Задание №1

Какие из условий, которые называли участники опроса, могут быть отражены в законе, а какие — нет? Ответ прокомментируйте.

При каких условиях вы стали бы работать на своем рабочем месте лучше, чем сейчас?(Закрытый вопрос, не более трех ответов, % от числа работающих)
Если бы платили больше 44
Если бы создали нормальные условия труда 16
Если бы трудовые успехи больше уважали 19
Если бы труд был организован лучше 13
Если бы внедрили новую технику, инструменты 18
Если бы предоставили возможность подучиться по своей профессии, специальности 15
Затрудняюсь ответить 9

 

Ответ:

Условия, которые могут быть отражены в законе, обычно касаются прав и защиты работников, а также обязанностей работодателей. В данном опросе можно выделить следующие условия, которые могут быть отражены в законе:

1. Создание нормальных условий труда: Закон может устанавливать минимальные требования к условиям труда, например, предусматривать соответствующие нормы по безопасности и охране труда, санитарным и гигиеническим нормам, регламентировать рабочие часы и отпуска, контролировать использование труда несовершеннолетних и т.д.

2. Уважение трудовых успехов: Закон может гарантировать справедливую систему оплаты труда, обеспечивать равные возможности для карьерного роста и продвижения по службе, а также защищать от произвольного увольнения.

3. Возможность подучиться по своей профессии, специальности: Закон может регулировать вопросы профессионального обучения и развития, включая право на образование в рамках профессии, организацию курсов повышения квалификации, принципы государственной поддержки для получения новых навыков и т.д.

С другой стороны, некоторые условия, которые участники опроса назвали, могут быть сложными для прямого отражения в законодательстве:

1. Оплата труда: Хотя закон может устанавливать минимальные ставки оплаты труда, конкретные суммы оплаты должны обговариваться в трудовом договоре или коллективном договоре, а также могут зависеть от соглашения между работником и работодателем.

2. Организация труда и внедрение новой техники: Эти вопросы могут быть в большей степени регулируемыми на уровне отдельных организаций или отраслей, чем на уровне общего законодательства.

В целом, законы могут регулировать широкий спектр условий труда для защиты интересов работников и обеспечения справедливых и безопасных условий работы, но некоторые специфические вопросы могут рассматриваться и решаться на уровне организаций или индивидуальных договоренностей.

Рассмотрим изображение (стр.89)

Задание №1

Перед вами плакат, которому уже более 50 лет. Как вы думаете, какую идею хотел передать автор? Является ли этот плакат актуальным в наши дни?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Идея, которую автор пытается передать надписью "как работал, так и заработал", заключается в том, что большая часть заработка или успеха в жизни зависит от усилий и труда, вложенных в работу. Это выражение имеет в своей основе принцип трудолюбия и напоминает о важности усердия и усилий для достижения желаемых результатов.

Относительно актуальности этой идеи в наши дни мнения могут различаться. Некоторые могут считать ее актуальной, подчеркивая, что успешные люди обычно достигают своих целей благодаря трудолюбию, настойчивости и усердию. Они прилагают усилия и работают упорно для достижения успеха.

Однако, другие могут отметить, что успех в современном обществе включает в себя также другие факторы, такие как доступ к образованию и возможностям, социальное окружение и сеть контактов, а также удачу и случайности. Поэтому, некоторые могут относиться с опаской к утверждению, что усилия и труд всегда прямо пропорциональны к результатам.

В целом, "как работал, так и заработал" может быть рассмотрено как один из аспектов успеха, но необходимо учитывать и другие факторы, которые влияют на жизненные достижения людей.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Что такое трудовые правоотношения?

Ответ:

Трудовые правоотношения — это отношения, основанные на соглашениях между работником и работодателем с личным выполнением работником за плату труда, которые регулируются нормами трудового права.

Задание №2

Кто выступает в качестве сторон при заключении трудового договора?

Ответ:

Работник и работодатель.

Задание №3

Какие меры поощрения за труд и виды дисциплинарных взысканий вы знаете?

Ответ:

Поощрение за труд:
- Выплата премии.
- Объявление благодарности.
- Награждение ценным подарком или почётной грамотой.
- Присвоение звания лучшего в своей должности.

Дисциплинарные взыскания:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение по соответствующим основаниям.

Выполняем задания

Задание №1

Вам необходимо составить два «портрета». Первый расскажет, каким должен быть идеальный работник, второй — каким должен быть идеальный работодатель.

Ответ:

Идеальный работник:

1. Отличается профессионализмом: обладает необходимыми навыками, знаниями и опытом в своей области. Он всегда стремится совершенствоваться и развиваться, обновлять свои знания и применять новые методы и технологии.

2. Ответственен: идеальный работник берет на себя ответственность за свои действия, выполняет свои обязанности точно, своевременно и с высоким качеством. Он всегда придерживается сроков выполнения задач и готов взять на себя дополнительные задачи, если это необходимо.

3. Коммуникабельный: идеальный работник умеет эффективно общаться как с коллегами, так и с клиентами или партнерами. Он открыт для сотрудничества, умеет слушать и выражать свои мысли и идеи четко и убедительно.

4. Адаптивен: идеальный работник гибко адаптируется к изменениям в рабочей среде и быстро реагирует на новые требования и задачи. Он умеет работать в команде, а также может эффективно решать проблемы самостоятельно.

5. Мотивирован: идеальный работник имеет внутреннюю мотивацию и стремится к достижению поставленных целей. Он выполняет свою работу с энтузиазмом, не боится предложить новые идеи и искать пути улучшения рабочих процессов.

Идеальный работодатель:

1. Заботится о своих сотрудниках: идеальный работодатель создает благоприятную и поддерживающую рабочую среду. Он обеспечивает комфортные условия труда, уделяет внимание развитию и обучению сотрудников, предоставляет возможности для карьерного роста и прогресса.

2. Поддерживает открытую коммуникацию: идеальный работодатель ценит открытость и прозрачность в коммуникации. Он слушает мнение и идеи своих сотрудников, участвует в конструктивном диалоге и принимает обратную связь. Также он предоставляет четкую информацию о целях и ожиданиях, связанных с работой.

3. Поддерживает развитие и рост: идеальный работодатель обеспечивает своих сотрудников возможностями для развития и повышения квалификации. Он инвестирует в обучение и развитие своих сотрудников, помогает им раскрыть свой потенциал и достичь личных и профессиональных целей.

4. Демонстрирует адекватность и справедливость: идеальный работодатель обладает справедливыми практиками при принятии решений, распределении бонусов и вознаграждений, а также при решении конфликтных ситуаций. Он ценит и уважает своих сотрудников, не допускает дискриминации или неправильного обращения.

5. Поощряет инновации и творчество: идеальный работодатель поддерживает и поощряет сотрудников в их инициативе и новаторских идеях. Он создает стимулы для инноваций, предлагает пространство для экспериментов и внедрения новых подходов.

Задание №2

Представьте себя помощником руководителя крупной компании, вам поручено провести собеседование с человеком, который хотел бы трудоустроиться в вашу компанию. Составьте список вопросов, которые необходимо задать будущему сотруднику.

Ответ:

1. Расскажите нам о вашем опыте работы и образовании, связанном с должностью, на которую вы претендуете.
2. Какие навыки и качества вы можете принести в нашу компанию?
3. Какое значение вы придаете коммуникации в рабочей среде? Расскажите о своем опыте работы в команде.
4. Как вы справляетесь с задачами, требующими высокой ответственности и самостоятельности?
5. Как вы реагируете на изменения в рабочем окружении и как адаптируетесь к новым требованиям и задачам?
6. Расскажите о своем опыте в решении сложных проблем или конфликтов на рабочем месте.
7. Какими инструментами и методами вы пользуетесь для организации своей работы и соблюдения сроков?
8. Что для вас является ключевым фактором успешного проекта или предоставления высококачественной услуги?
9. Какую роль играет мотивация в вашей работе? Как вы поддерживаете свое внутреннее мотивационное состояние?
10. Как вы поддерживаете свое профессиональное развитие и обучение? Расскажите о последних профессиональных тренингах или курсах, которые вы посещали.
11. Как вы справляетесь с высоким уровнем стресса на работе? Какие стрессовые ситуации вы можете вспомнить и как успешно их преодолели?
12. Каковы ваши ожидания от нашей компании и этой конкретной должности? Как вы видите свою карьеру в нашей компании в долгосрочной перспективе?
13. Какими бы вы себя описали в качестве коллеги? Как вы думаете, другие люди описывают вас?
14. Есть ли у вас какие-либо вопросы в отношении нашей компании или позиции, на которую вы претендуете?

Задание №3

Дайте правовую оценку следующим ситуациям:
• Иван Петров не хочет уходить в отпуск, так как слишком много работы, и предлагает просто выплатить ему премию.
• Елена Колчина решила поменять место работы и, никого не предупредив, с понедельника не вышла на работу.
• Павел Сонин работает продавцом в магазине «Обувь». Он попросил своего соседа «поработать недельку за него», пока он проведает родственников.
• Анна Сергеева поссорилась с коллегой и решила пару дней не выходить на работу.

Ответ:

• Согласно Трудовому кодексу РФ, Иван Петров обязан отдохнуть положенное количество дней в год. Отказом идти в отпуск Иван поводит работодателя, который обязан предоставить работнику отпуск – неправомерное поведение.
• По закону, Елена Колчина обязана предупредить своего работодателя о смене работы за две недели до увольнения, если иное не было указано в ее трудовом договоре. Не выйдя на работу без предупреждения, Елена Колчина не выполнила свои трудовые обязательства.
• Трудовой договор был заключен между Павлом Сониным и магазином "Обувь", значит, сосед Павла не имеет права выйти на работу за него.
• Анна Сергеевна совершает неправомерные действия. Она не может не выйти на работу без уважительной причины и не оповестив работодателя. Такой поступок является нарушением трудовых обязательств.

Задание №4*

В Правилах внутреннего распорядка одной из организаций юристы записали следующий пункт:
«За добросовестное исполнение должностных обязанностей, проявление инициативы и предприимчивости по решению руководства предприятия и на основании представления непосредственного начальника работники могут быть поощрены: объявлением благодарности; награждением ценным подарком.
Поощрения объявляются приказом, доводятся до сведения коллектива, и запись о поощрениях делается в трудовой книжке работника». Поясните, почему о поощрениях должен знать весь коллектив.

Ответ:

Знание о поощрениях коллег может стать дополнительным стимулом для других работников, которые стремятся к достижению высоких результатов и получению похожих наград. Ознакомление всего коллектива с поощрениями помогает создать позитивную атмосферу в коллективе и мотивирует других работников к добросовестному выполнению своих обязанностей, повышению уровня ответственности за результаты работы и проявлению инициативы.

Задание №5

Пётр Егоров успешно прошёл собеседование и готов приступить к работе в фирме «Путешествия» в должности распространителя рекламы. Ему предложили написать заявление о приёме на работу на имя директора фирмы Е. Е. Сергеева. Помогите Петру составить текст заявления для трудоустройства.

Ответ:

Директору ООО "Путешествия"
Сергееву Елисею Евгеньевичу
от Егорова Петра Петровича
Заявление.
Прошу принять меня на должность распространителя рекламы с 19 февраля 2024 г.
Дата: 18 февраля 2024 г.
Подпись: _

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Вашему классу предложили поучаствовать в художественном оформлении следующих печатных изданий:
— Трудовой кодекс РФ;
— учебник по трудовому праву;
— плакат о правах работника;
— плакат об обязанностях работника;
— стенд с информацией о свободе труда, который будет размещён на улицах вашего города.
Выберите, что из перечисленного выше вам хотелось бы проиллюстрировать, и предложите свои идеи по оформлению.

Ответ:

Я бы хотел принять участие в иллюстрировании учебника по трудовому праву. Для лучшего запоминания можно использовать сюжетные картинки в виде фрагмента комикса, которые отражают содержание определенной статьи или пункта ТК РФ.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова