§13. Трудовые правоотношения
Задумаемся
Задание №1
Почему закон закрепляет свободу труда как одну из основных свобод человека? Как государство регулирует отношения, которые возникают в процессе труда?
Ответ:
Закон закрепляет свободу труда как одну из основных свобод человека, потому что труд является одной из основных форм самовыражения, самореализации и удовлетворения потребностей человека. Свобода труда позволяет каждому человеку выбирать профессию, место работы, условия труда и т.д. Труд также является основным способом заработка средств к существованию, и поэтому свобода труда связана с экономической независимостью и социальной защищенностью.
Государство регулирует отношения, которые возникают в процессе труда, посредством законодательства, нормативных актов и социального партнерства. Законодательство устанавливает минимальные нормы рабочего времени, оплаты труда, права и обязанности работодателей и работников, условия безопасности и охраны труда и т.д. Нормативные акты и коллективные договоры могут дополнительно устанавливать правила и условия труда. Социальное партнерство включает взаимодействие между правительством, работодателями и профсоюзами для регулирования трудовых отношений и защиты интересов работников.
Вспомним
Задание №1
Что присуще труду как виду деятельности человека? Чем труд подневольных людей в прошлом отличается от труда современных свободных людей?
Ответ:
Труд, как вид деятельности человека, характеризуется умственным или физическим напряжением, направленностью на достижение определенной цели и производство материальных или нематериальных благ. Труд может быть индивидуальным или коллективным, оплачиваемым или неоплачиваемым.
Подневольные люди обычно не имели свободного выбора в выборе работы и условий труда. Они могли быть принудительно привлечены к труду, лишены возможности выбирать свою профессию, место работы и оплату труда. Кроме того, подневольные люди обычно не получали должного вознаграждения за свой труд, а условия труда были часто жесткими, несправедливыми и неудовлетворительными. Современные свободные люди, напротив, имеют право на свободный выбор профессии, условий и оплаты труда, а также на защиту своих прав и интересов в рабочих отношениях.
Рассмотрим изображение (стр.86)
Задание №1
Для иллюстрации трудовых правоотношений часто используются подобные изображения. Почему фотограф выбрал именно эти объекты?
Ответ:
На фото изображены Трудовой кодекс и трудовая книжка. Трудовой кодекс защищает права и обязанности работника и работодателя, там закреплены правила и нормы оплаты труда, варианты разрешения трудовых споров.
Трудовая книжка − документ гражданина, подтверждающий его трудовой стаж и места работы.
Эти два документа являются основными в трудовых правоотношениях, поэтому фотограф выбрал их для иллюстрации этой области права.
Обратимся к источнику (стр.86)
Задание №1
Конституция Российской Федерации
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещён.
Привлекая знания из курса истории, приведите примеры свободного и принудительного труда.
Ответ:
Примеры свободного труда: мастера ремесла в Средневековой Европе могли выбрать, быть кузнецом или каменщиком, фермеры, которые работали на своих землях по собственному желанию, или ученые, которые посвящали жизнь науке по своему выбору.
Примеры принудительного труда − рабство, когда люди вынуждены были работать без возможности выбора, в тяжелейших условиях. На Руси примером принудительного труда были крепостные крестьяне.
Обратимся к фактам (стр.86)
Задание №1
В разных странах установлена различная продолжительность отпуска. В Мексике, например, всего 6 дней после 1 года службы у одного работодателя. В нашей стране для большинства трудоспособного населения установлен отпуск продолжительностью 4 недели (28 дней). Суббота и воскресенье являются выходными не во всех странах мира. В Израиле рабочая неделя начинается в воскресенье, а заканчивается в четверг или пятницу после обеда. В Алжире и Саудовской Аравии люди работают с субботы по среду, а в Иране — с субботы по четверг.
Как вы думаете, почему нормы трудового права в разных государствах отличаются друг от друга?
Ответ:
Нормы трудового права в разных государствах отличаются друг от друга из−за различных исторических, культурных, религиозных, экономических и политических факторов. Например, наибольший процент населения Израиля – иудеи, которым по религиозным убеждениям нельзя работать в субботу, а саудиты – мусульмане, их святой выходной в пятницу. Поэтому и рабочая неделя в этих странах строится по−разному.
Продолжительность отпуска может быть связана с экономическими интересами работодателей или правительства конкретных стран.
Вопрос (стр.87)
Задание №1
Почему закон требует, чтобы трудовой договор заключался письменно и в двух экземплярах?
Ответ:
Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, которое закрепляет права и обязанности сторон. Он должен быть оформлен в письменной форме и в двух экземплярах, чтобы у каждой из сторон было подтверждение о заключении этого договора.
Рассмотрим изображение (стр.87)
Задание №1
Какие объявления можно увидеть на стендах центров занятости населения? Узнайте у родителей или родственников, работают ли они по найму, как они нашли свою работу и кто является их работодателем.
Ответ:
На стендах центров занятости населения можно увидеть различные объявления, связанные с поиском работы и трудоустройством. Возможные типы объявлений могут включать:
1. Вакансии: объявления о работе, в которых работодатели предлагают открытые вакансии, указывая требования к кандидатам, условия работы и контактные данные для связи.
2. Резюме: объявления, в которых соискатели работы предлагают свои резюме с информацией о своем опыте, навыках и образовании. Это может помочь работодателям найти потенциальных кандидатов для вакансий.
3. Услуги по трудоустройству: объявления о консультациях, обзорах рынка труда, тренингах по составлению резюме и подготовке к собеседованию, а также информация о возможностях профессиональной переподготовки.
Чтобы узнать о работе своих родителей или родственников, можно обратиться к ним напрямую и спросить, работают ли они по найму. Они могут рассказать, как они нашли свою работу – через объявления в газете или интернете, по рекомендации знакомых, через центр занятости населения или другие ресурсы. Также можно узнать, кто является их работодателем – это может быть государственная организация, частная компания или предприниматель, в зависимости от сферы деятельности и типа работы.
Рассмотрим таблицу (стр.88)
Задание №1
Какие из условий, которые называли участники опроса, могут быть отражены в законе, а какие — нет? Ответ прокомментируйте.
При каких условиях вы стали бы работать на своем рабочем месте лучше, чем сейчас?(Закрытый вопрос, не более трех ответов, % от числа работающих) | |
Если бы платили больше | 44 |
Если бы создали нормальные условия труда | 16 |
Если бы трудовые успехи больше уважали | 19 |
Если бы труд был организован лучше | 13 |
Если бы внедрили новую технику, инструменты | 18 |
Если бы предоставили возможность подучиться по своей профессии, специальности | 15 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
Ответ:
Условия, которые могут быть отражены в законе, обычно касаются прав и защиты работников, а также обязанностей работодателей. В данном опросе можно выделить следующие условия, которые могут быть отражены в законе:
1. Создание нормальных условий труда: Закон может устанавливать минимальные требования к условиям труда, например, предусматривать соответствующие нормы по безопасности и охране труда, санитарным и гигиеническим нормам, регламентировать рабочие часы и отпуска, контролировать использование труда несовершеннолетних и т.д.
2. Уважение трудовых успехов: Закон может гарантировать справедливую систему оплаты труда, обеспечивать равные возможности для карьерного роста и продвижения по службе, а также защищать от произвольного увольнения.
3. Возможность подучиться по своей профессии, специальности: Закон может регулировать вопросы профессионального обучения и развития, включая право на образование в рамках профессии, организацию курсов повышения квалификации, принципы государственной поддержки для получения новых навыков и т.д.
С другой стороны, некоторые условия, которые участники опроса назвали, могут быть сложными для прямого отражения в законодательстве:
1. Оплата труда: Хотя закон может устанавливать минимальные ставки оплаты труда, конкретные суммы оплаты должны обговариваться в трудовом договоре или коллективном договоре, а также могут зависеть от соглашения между работником и работодателем.
2. Организация труда и внедрение новой техники: Эти вопросы могут быть в большей степени регулируемыми на уровне отдельных организаций или отраслей, чем на уровне общего законодательства.
В целом, законы могут регулировать широкий спектр условий труда для защиты интересов работников и обеспечения справедливых и безопасных условий работы, но некоторые специфические вопросы могут рассматриваться и решаться на уровне организаций или индивидуальных договоренностей.
Рассмотрим изображение (стр.89)
Задание №1
Перед вами плакат, которому уже более 50 лет. Как вы думаете, какую идею хотел передать автор? Является ли этот плакат актуальным в наши дни?
Ответ:
Идея, которую автор пытается передать надписью "как работал, так и заработал", заключается в том, что большая часть заработка или успеха в жизни зависит от усилий и труда, вложенных в работу. Это выражение имеет в своей основе принцип трудолюбия и напоминает о важности усердия и усилий для достижения желаемых результатов.
Относительно актуальности этой идеи в наши дни мнения могут различаться. Некоторые могут считать ее актуальной, подчеркивая, что успешные люди обычно достигают своих целей благодаря трудолюбию, настойчивости и усердию. Они прилагают усилия и работают упорно для достижения успеха.
Однако, другие могут отметить, что успех в современном обществе включает в себя также другие факторы, такие как доступ к образованию и возможностям, социальное окружение и сеть контактов, а также удачу и случайности. Поэтому, некоторые могут относиться с опаской к утверждению, что усилия и труд всегда прямо пропорциональны к результатам.
В целом, "как работал, так и заработал" может быть рассмотрено как один из аспектов успеха, но необходимо учитывать и другие факторы, которые влияют на жизненные достижения людей.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что такое трудовые правоотношения?
Ответ:
Трудовые правоотношения — это отношения, основанные на соглашениях между работником и работодателем с личным выполнением работником за плату труда, которые регулируются нормами трудового права.
Задание №2
Кто выступает в качестве сторон при заключении трудового договора?
Ответ:
Работник и работодатель.
Задание №3
Какие меры поощрения за труд и виды дисциплинарных взысканий вы знаете?
Ответ:
Поощрение за труд:
- Выплата премии.
- Объявление благодарности.
- Награждение ценным подарком или почётной грамотой.
- Присвоение звания лучшего в своей должности.
Дисциплинарные взыскания:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение по соответствующим основаниям.
Выполняем задания
Задание №1
Вам необходимо составить два «портрета». Первый расскажет, каким должен быть идеальный работник, второй — каким должен быть идеальный работодатель.
Ответ:
Идеальный работник:
1. Отличается профессионализмом: обладает необходимыми навыками, знаниями и опытом в своей области. Он всегда стремится совершенствоваться и развиваться, обновлять свои знания и применять новые методы и технологии.
2. Ответственен: идеальный работник берет на себя ответственность за свои действия, выполняет свои обязанности точно, своевременно и с высоким качеством. Он всегда придерживается сроков выполнения задач и готов взять на себя дополнительные задачи, если это необходимо.
3. Коммуникабельный: идеальный работник умеет эффективно общаться как с коллегами, так и с клиентами или партнерами. Он открыт для сотрудничества, умеет слушать и выражать свои мысли и идеи четко и убедительно.
4. Адаптивен: идеальный работник гибко адаптируется к изменениям в рабочей среде и быстро реагирует на новые требования и задачи. Он умеет работать в команде, а также может эффективно решать проблемы самостоятельно.
5. Мотивирован: идеальный работник имеет внутреннюю мотивацию и стремится к достижению поставленных целей. Он выполняет свою работу с энтузиазмом, не боится предложить новые идеи и искать пути улучшения рабочих процессов.
Идеальный работодатель:
1. Заботится о своих сотрудниках: идеальный работодатель создает благоприятную и поддерживающую рабочую среду. Он обеспечивает комфортные условия труда, уделяет внимание развитию и обучению сотрудников, предоставляет возможности для карьерного роста и прогресса.
2. Поддерживает открытую коммуникацию: идеальный работодатель ценит открытость и прозрачность в коммуникации. Он слушает мнение и идеи своих сотрудников, участвует в конструктивном диалоге и принимает обратную связь. Также он предоставляет четкую информацию о целях и ожиданиях, связанных с работой.
3. Поддерживает развитие и рост: идеальный работодатель обеспечивает своих сотрудников возможностями для развития и повышения квалификации. Он инвестирует в обучение и развитие своих сотрудников, помогает им раскрыть свой потенциал и достичь личных и профессиональных целей.
4. Демонстрирует адекватность и справедливость: идеальный работодатель обладает справедливыми практиками при принятии решений, распределении бонусов и вознаграждений, а также при решении конфликтных ситуаций. Он ценит и уважает своих сотрудников, не допускает дискриминации или неправильного обращения.
5. Поощряет инновации и творчество: идеальный работодатель поддерживает и поощряет сотрудников в их инициативе и новаторских идеях. Он создает стимулы для инноваций, предлагает пространство для экспериментов и внедрения новых подходов.
Задание №2
Представьте себя помощником руководителя крупной компании, вам поручено провести собеседование с человеком, который хотел бы трудоустроиться в вашу компанию. Составьте список вопросов, которые необходимо задать будущему сотруднику.
Ответ:
1. Расскажите нам о вашем опыте работы и образовании, связанном с должностью, на которую вы претендуете.
2. Какие навыки и качества вы можете принести в нашу компанию?
3. Какое значение вы придаете коммуникации в рабочей среде? Расскажите о своем опыте работы в команде.
4. Как вы справляетесь с задачами, требующими высокой ответственности и самостоятельности?
5. Как вы реагируете на изменения в рабочем окружении и как адаптируетесь к новым требованиям и задачам?
6. Расскажите о своем опыте в решении сложных проблем или конфликтов на рабочем месте.
7. Какими инструментами и методами вы пользуетесь для организации своей работы и соблюдения сроков?
8. Что для вас является ключевым фактором успешного проекта или предоставления высококачественной услуги?
9. Какую роль играет мотивация в вашей работе? Как вы поддерживаете свое внутреннее мотивационное состояние?
10. Как вы поддерживаете свое профессиональное развитие и обучение? Расскажите о последних профессиональных тренингах или курсах, которые вы посещали.
11. Как вы справляетесь с высоким уровнем стресса на работе? Какие стрессовые ситуации вы можете вспомнить и как успешно их преодолели?
12. Каковы ваши ожидания от нашей компании и этой конкретной должности? Как вы видите свою карьеру в нашей компании в долгосрочной перспективе?
13. Какими бы вы себя описали в качестве коллеги? Как вы думаете, другие люди описывают вас?
14. Есть ли у вас какие-либо вопросы в отношении нашей компании или позиции, на которую вы претендуете?
Задание №3
Дайте правовую оценку следующим ситуациям:
• Иван Петров не хочет уходить в отпуск, так как слишком много работы, и предлагает просто выплатить ему премию.
• Елена Колчина решила поменять место работы и, никого не предупредив, с понедельника не вышла на работу.
• Павел Сонин работает продавцом в магазине «Обувь». Он попросил своего соседа «поработать недельку за него», пока он проведает родственников.
• Анна Сергеева поссорилась с коллегой и решила пару дней не выходить на работу.
Ответ:
• Согласно Трудовому кодексу РФ, Иван Петров обязан отдохнуть положенное количество дней в год. Отказом идти в отпуск Иван поводит работодателя, который обязан предоставить работнику отпуск – неправомерное поведение.
• По закону, Елена Колчина обязана предупредить своего работодателя о смене работы за две недели до увольнения, если иное не было указано в ее трудовом договоре. Не выйдя на работу без предупреждения, Елена Колчина не выполнила свои трудовые обязательства.
• Трудовой договор был заключен между Павлом Сониным и магазином "Обувь", значит, сосед Павла не имеет права выйти на работу за него.
• Анна Сергеевна совершает неправомерные действия. Она не может не выйти на работу без уважительной причины и не оповестив работодателя. Такой поступок является нарушением трудовых обязательств.
Задание №4*
В Правилах внутреннего распорядка одной из организаций юристы записали следующий пункт:
«За добросовестное исполнение должностных обязанностей, проявление инициативы и предприимчивости по решению руководства предприятия и на основании представления непосредственного начальника работники могут быть поощрены: объявлением благодарности; награждением ценным подарком.
Поощрения объявляются приказом, доводятся до сведения коллектива, и запись о поощрениях делается в трудовой книжке работника». Поясните, почему о поощрениях должен знать весь коллектив.
Ответ:
Знание о поощрениях коллег может стать дополнительным стимулом для других работников, которые стремятся к достижению высоких результатов и получению похожих наград. Ознакомление всего коллектива с поощрениями помогает создать позитивную атмосферу в коллективе и мотивирует других работников к добросовестному выполнению своих обязанностей, повышению уровня ответственности за результаты работы и проявлению инициативы.
Задание №5
Пётр Егоров успешно прошёл собеседование и готов приступить к работе в фирме «Путешествия» в должности распространителя рекламы. Ему предложили написать заявление о приёме на работу на имя директора фирмы Е. Е. Сергеева. Помогите Петру составить текст заявления для трудоустройства.
Ответ:
Директору ООО "Путешествия"
Сергееву Елисею Евгеньевичу
от Егорова Петра Петровича
Заявление.
Прошу принять меня на должность распространителя рекламы с 19 февраля 2024 г.
Дата: 18 февраля 2024 г.
Подпись: _
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Вашему классу предложили поучаствовать в художественном оформлении следующих печатных изданий:
— Трудовой кодекс РФ;
— учебник по трудовому праву;
— плакат о правах работника;
— плакат об обязанностях работника;
— стенд с информацией о свободе труда, который будет размещён на улицах вашего города.
Выберите, что из перечисленного выше вам хотелось бы проиллюстрировать, и предложите свои идеи по оформлению.
Ответ:
Я бы хотел принять участие в иллюстрировании учебника по трудовому праву. Для лучшего запоминания можно использовать сюжетные картинки в виде фрагмента комикса, которые отражают содержание определенной статьи или пункта ТК РФ.