§7. Правоотношения и их участники

Задумаемся

Задание №1

Гражданка Сидорова попросила своего знакомого подключить ей новый телевизор. Во время работы знакомый повредил электрическую розетку, но не заметил этого и подключил телевизор. В результате прибор вышел из строя. Возникло ли в данном случае правоотношение? Может ли гражданка обратиться в суд с тем, чтобы потребовать возмещения ущерба от производителя телевизора?

Ответ:

Правоотношение − это социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые силой государства.
Сидорова не заключала официальный договор на подключение телевизора, поэтому юридических обязанностей между людьми нет. Это была добровольная помощь знакомого, которая законами не регулируется, а значит, правоотношения в данном случае не возникло. Гражданка Сидорова не может обратиться в суд, так как поломка случилась не по вине производителя, и производителем не были нарушены правовые нормы в отношении Сидоровой.

Вспомним

Задание №1

Какие нормы регулируют социальные отношения? Что такое право? Что должны защищать правовые нормы?

Ответ:

Социальные отношения регулируют:
• Моральные нормы (неформальные социальные нормы).
• Правовые нормы (формальные социальные нормы).

Право — совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила поведения, установленные государством и защищаемые мерами государственного принуждения.
Правовые нормы защищают права и свободы людей. Они устанавливают четкие правила поведения и регулируют отношения между людьми. Они определяют, что можно делать, а что нельзя, и устанавливают ответственность за нарушение этих правил.
Так право обеспечивает равенство перед законом и предотвращает нарушения прав и интересов людей.

Рассмотрим изображение (стр.45)

Задание №1

Используя изображения, вспомните, что мы называем социальными отношениями и каковы их признаки.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Социальные отношения − это взаимодействия между отдельно взятыми членами общества, группами или классами:
между продавцом и покупателем:
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половниковаврачем и пациентом:
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половниковапассажиром и бортпроводником:
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаПризнаки социальных отношений:
• Устойчивы во времени и пространстве.
• Затрагивают общественно значимые вопросы и проблемы.
• Носят обезличенный характер.

Обратимся к источнику (стр.46)

Задание №1

Гражданский кодекс РФ
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. <…>
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространённые в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. <…>
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причинённых распространением таких сведений.
При каком условии гражданин, считающий, что кто−то распространил сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать их опровержения по суду? Чем в этом случае ограничено право опороченного человека?

Ответ:

Гражданин имеет право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет их соответствие действительности. Ограничением права опороченного человека является требование доказательства недостоверности распространенных сведений со стороны истца. Это означает, что опороченный гражданин должен предоставить доказательства того, что распространенные сведения являются ложными или недостоверными. Если гражданин не сможет предоставить такие доказательства, его требование может быть отклонено. Кроме того, статья 152 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность требования возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Раскройте смысл понятий «правоотношения», «правоспособность», «дееспособность».

Ответ:

Правоотношение − социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые силой государства. То есть, это отношения на основе правовых норм.
Правоспособность − способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность − способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Иными словами − это возможность пользоваться своими правами и приобретать новые права.

Задание №2

Что такое юридическая обязанность, чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?

Ответ:

Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.
Нарушение юридической обязанности может привести к правовым последствиям, таким как штрафы, арест или иные санкции.
Моральная обязанность − это обязанность, которая возникает у лица на основе моральных принципов, ценностей и норм. Она основывается на внутреннем чувстве справедливости, этики и совести. Моральные обязанности не являются обязательными и не подкрепляются санкциями или правовым принуждением, но могут вызывать осуждение со стороны общества или внутреннюю негативную оценку.

Задание №3

Кто может быть участником правоотношений?

Ответ:

Участниками правоотношений могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, то есть все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Участниками правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов. В правоотношения могут вступать и органы государственной власти, и государство в целом.

Задание №4

Как возникают дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц?

Ответ:

Правоспособность у физических лиц появляется с рождения.
Дееспособность у физического лица наступает в момент совершеннолетия, то есть в 18 лет.
Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникают одновременно с их регистрацией.

Выполняем задания

Задание №1

Раскройте сходство и различие правоотношений и других социальных отношений.

Ответ:

Социальные отношения − это взаимодействия между отдельно взятыми членами общества, группами или классами. Взаимодействие может быть как официальным, задокументированным (правоотношения), так и основанным на взаимном согласии, например, личные отношения с друзьями.
Правоотношения – это единственный вид социальных отношений, который регулируются законом и имеет юридическую силу, а другие социальные отношения могут быть основаны на моральных, этических или общественных нормах, но не имеют юридической обязательности. Правоотношения могут быть зафиксированы в письменной форме, например, через договоры или заключение сделок, а неформальные отношения могут основываться на взаимном доверии и согласии.
Нарушение правоотношений может иметь юридические последствия и привести к судебному разбирательству, в то время как нарушение личных договоренностей может привести лишь к конфликтам, недоверию и нарушению взаимоотношений, но не обязательно требует юридического вмешательства.

Задание №2

Объясните, почему правоспособность и дееспособность у физических и юридических лиц возникает по−разному.

Ответ:

Правоспособность и дееспособность у физических и юридических лиц возникают по−разному из−за различий в их правовом статусе.
Правоспособность физического лица возникает с момента его рождения и заканчивается с его смертью. В России человек имеет права с самого рождения . Он имеет право на имя, на семью, даже на собственность. Дееспособность физического лица, то есть способность совершать юридически значимые действия, возникает с достижением сознательного возраста (в нашей стране − 18 лет).
Правоспособность и дееспособность у юридических лиц, то есть организаций, возникают одновременно с их регистрацией. Это объясняется тем, что юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность. 

Задание №3

В приведённых примерах найдите ситуации правоотношений и укажите признак, по которому вы их отнесли именно к правоотношениям.
— Михаил регулярно смотрит новости в Интернете.
— Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.
— Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать корреспонденцию из его почтового ящика.
— Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
— Валентина Матвеевна, не согласившись с выводами экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Ответ:

На мой взгляд к правоотношениям относятся высказывания:
- Михаил регулярно смотрит новости в Интернете.
Михаил заключил договор с интернет−провайдером, оплатил услуги и пользуется Интернетом, чтобы смотреть новости.
- Валентина Матвеевна, не согласившись с выводами экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Валентина Матвеевна имеет право перепроверить качество приобретенного ею товара. Между покупателем и магазином был заключен договор купли−продажи и подписана гарантия на товар, и в случае некачественного товара магазин несет за это ответственность.

Задание №4

Определите участников правоотношений, а также их права и обязанности в следующих ситуациях:
— две подруги купили билеты в театр;
— семья Ивановых после прогулки в парке зашла в кафе−мороженое;
— купив тур, учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем поехали на
автобусную экскурсию.

Ответ:

- Две подруги купили билеты в театр.
Участники правоотношений – театр и зрители. Подруги, купившие билеты, имеют право посетить спектакль, занять места, согласно оплаченным билетам, требовать возврат денег, в случае, если спектакль не состоялся. Они должны следовать установленным правилам театра – вовремя занять места, не снимать постановку на видеокамеру, соблюдать тишину.
Театр обязан показать обозначенный в билете спектакль в назначенное время, при переносе спектакля – уведомить зрителя заранее с возможностью возврата билета, предоставить посадочные места. При покупке билета зрителем театр обязан выдать чек.
- Семья Ивановых после прогулки в парке зашла в кафе−мороженое.
Участники правоотношений – посетители кафе и кафе−мороженое.
Ивановы имеют право на выбор, приобретение и потребление мороженого в кафе или навынос, получить чек за покупку, а также на получение качественного обслуживания. Обязанности семьи Ивановых − оплатить стоимость мороженого и соблюдать правила поведения в кафе.
Кафе−мороженое имеет право получить оплату по установленной цене. Оно обязано предоставить качественное и свежее мороженое, обслужить посетителей, соблюдать гигиенические требования, выдать чек за покупку.
- Купив тур, учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем поехали на автобусную экскурсию.
Участники правоотношений – туроператор и классный руководитель (турист).
Туристы имеют право на выбор экскурсии, приобретение и участие в туре, а также право на безопасность и комфорт во время экскурсии. Обязанности учащихся включают необходимость оплатить стоимость тура и соблюдать правила поведения во время экскурсии.
Классный руководитель имеет право на организацию и контроль за поведением учащихся, а также обязанность обеспечить их безопасность.
Туроператор имеет право на получение оплаты за предоставленные услуги и обязан обеспечить безопасность и комфорт во время экскурсии. Экскурсия должна быть проведена по утвержденному маршрут и в указанные даты.