§4. Категории морали

Задумаемся

Задание №1

Всё ли можно оценивать с позиций добра и зла? Сохраняют ли своё значение в современном мире такие качества, как честь и достоинство? Можно ли заставить совесть молчать?

Ответ:

Вопрос оценки событий и действий с позиций добра и зла является неоднозначным. В разных культурах и обществах могут существовать разные моральные нормы и ценности, поэтому оценка может быть субъективной. Но все−таки, в большинстве случаев, добро и зло определяются на основе принципов этики и морали, которые стремятся к благополучию, безопасности и справедливости.
Честь и достоинство имеют ценность во все времена, и в наши дни тоже. Трактовка этих качеств может меняться со временем, но актуальность их не меняется.
Честь − это уважением к себе и другим, выполнение обязательств и соблюдением нравственных принципов. Достоинство − это самоуважение, поведение, которое соответствует представлениям о чести, справедливости.
Совесть - это внутренний голос, который указывает на правильность или неправильность наших действий. Это наша способность оценивать свои поступки и мысли.  Мы можем игнорировать совесть и преследовать свои собственные интересы, но это может привести к ощущению вины и недовольства собой. Честность перед собой и другими может помочь нам принимать морально правильные решения и жить с чувством удовлетворения и гармонии.

Вспомним

Задание №1

В чём состоят особенности моральных норм? Почему общество стремится поддерживать моральные нормы?

Ответ:

Особенности моральных норм заключаются в том, что они являются установленными правилами и принципами, которые определяют, что является правильным и неправильным в поведении людей. Моральные нормы основаны на ценностях и убеждениях общества, их соблюдение способствует поддержанию порядка, справедливости и гармонии в обществе.

Общество стремится поддерживать моральные нормы по нескольким причинам. Во-первых, соблюдение моральных норм способствует созданию стабильной и предсказуемой среды, где люди знают, как вести себя и что ожидать от других. Это помогает взаимодействию и сотрудничеству между людьми.

Во-вторых, моральные нормы служат основой для правовой системы и законодательства. Они определяют, какие действия считаются противозаконными или неприемлемыми и могут иметь юридические последствия. Поддержание моральных норм помогает обществу контролировать поведение его членов и предотвращать нарушения прав и свобод других людей.

Кроме того, моральные нормы также способствуют развитию этической культуры и межличностной гармонии. Они поддерживают уважение к другим людям, способствуют эмпатии, справедливости и заботе о других. Поддержание моральных норм помогает создать общество, где люди могут чувствовать себя безопасно, уважаемыми и поддержанными.

В целом, поддержание моральных норм является важным для общества, чтобы обеспечить порядок, справедливость и гармонию, а также чтобы удовлетворить потребности и интересы всех его членов.

Рассмотрим изображение (стр.27)

Задание №1

На разных сторонах этого фонтана изображены семь добродетелей: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость, вера, надежда, любовь. Колонна же увенчана статуей справедливости.
Почему, на ваш взгляд, скульптор изобразил справедливость подобным образом?ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Скульптор, изображая справедливость подобным образом, мог хотеть подчеркнуть несколько важных аспектов этой добродетели.

Во-первых, статуя справедливости изображена с весами, которые символизируют равенство и справедливое взвешивание аргументов и доказательств. Это указывает на необходимость объективности и независимости при принятии решений и рассмотрении дел.

Во-вторых, справедливость изображена с мечом, что символизирует силу и решительность в защите правды и справедливости. Это указывает на то, что справедливость требует отваги и решительности для борьбы с несправедливостью и нарушениями прав.

Кроме того, изображение справедливости на верху колонны может олицетворять ее высокий статус и важность в обществе. Справедливость является одной из основных ценностей и принципов, на которых строится законодательство и правовая система. Поднятие статуи справедливости над другими добродетелями может указывать на ее особую роль в поддержании порядка и справедливости в обществе.

Рассмотрим изображение (стр.28)

Задание №1

Как, на ваш взгляд, автор приведённой композиции передал суть порока «равнодушие»?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаФрагмент скульптурной композиции М. Шемякина "Дети − жертвы пороков взрослых"

Ответ:

Глаза фигуры, олицетворяющей равнодушие, закрыты, уши заткнуты. Равнодушный человек ничего не видит, не слышит, не замечает вокруг себя. Руки скрещены на груди. Этот жест является символом отрешенности. Выражение лица равнодушное, лишенное интереса, пассивное отношение к миру и детям, играющим рядом. Автору скульптуры отлично удалось передать этот порок с помощью невербальных "сигналов".
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Рассмотрим ситуацию (стр.28)

Задание №1

Двое приятелей жарким летним днём ныряли в речку с крутого берега. Один из них во время очередного прыжка сильно повредил ногу. Его друг решил, что это обычный вывих, и стал пытаться вправлять сустав. Это, как показало последующее медицинское обследование, было грубой ошибкой. Перелом (а это был именно он) пришлось лечить гораздо дольше, чем если бы такая «первая помощь» не была оказана.
Можно ли в этой ситуации расценить поступок друга, пытавшегося помочь товарищу, как добрый? Приведите пример злонамеренного мотива, который, наоборот, может привести к доброму поступку. Можно ли такой поступок считать в полной мере добрым?

Ответ:

В данной ситуации, можно сказать, что поступок друга, пытающегося помочь товарищу, нельзя в полной мере расценить как добрый, так как его намерения были положительными и направлены на оказание помощи, однако, его незнание и ошибочное предположение о травме привело к негативным последствиям и усугубило состояние пострадавшего.

Примером злонамеренного мотива, который может привести к доброму поступку, может быть ситуация, когда человек делает что-то для другого с целью получить выгоду или одобрение от окружающих. Например, человек может помочь кому-то в трудной ситуации только для того, чтобы заслужить репутацию хорошего человека. В результате, действие может быть полезным для другого человека, но его мотивы не являются искренними и добрыми. Такой поступок не может быть полностью расценен как добрый, так как он основан на эгоистических мотивах и не отражает истинной заботы и сострадания к другим людям. Истинно добрый поступок должен быть основан на искреннем желании помочь и заботиться о благополучии других людей без ожидания личной выгоды или признания.

Обратимся к фактам (стр.29)

Задание №1

Средневековые рыцари имели свой «кодекс чести». Так, рыцарь должен был верно служить сеньору, быть храбрым, защищать обиженных. Если рыцарь был в доспехах, он не мог уклониться от битвы ни при каких обстоятельствах. Личная честь добывалась рыцарем в соперничестве с другими рыцарями, то есть людьми своего высокого круга. Если для защиты своей чести рыцарь должен был принять участие в дуэли, её правила должны были неукоснительно соблюдаться.
Сохраняют ли значение эти проявления чести в нашу эпоху? Свой ответ поясните.

Ответ:

В нашу эпоху понятие чести и кодекса чести из средневековья не имеет такого же значения и влияния, как раньше. Нет необходимости защищать свою честь на дуэлях и выслуживаться перед хозяином.

Современное общество больше ориентировано на законы и правила, устанавливаемые государством, а не на нравственные принципы и моральные стандарты. Честь и кодекс чести считаются более субъективными и индивидуальными концепциями, которые могут различаться в зависимости от культурных и социальных контекстов.

Однако, многие элементы чести все еще присутствуют в современном обществе. Например, понятие личной чести может быть связано с честностью, надежностью, ответственностью, нравственными принципами, достоинством и уважением к другим людям. Эти ценности могут быть важными для многих людей в их личных и профессиональных отношениях.

Рассмотрим изображение (стр.30)

Задание №1

Посмотрите на фотографии. Они сделаны в общественном транспорте. На первой мы видим аппарат, который использовался для оплаты проезда несколько десятилетий назад. Пассажир опускал нужные монеты в соответствующую прорезь и отрывал билет. На втором фото показан турникет, к экрану которого пассажир прикладывает проездной документ, после чего створка открывается и можно пройти в салон автобуса, троллейбуса, трамвая.
Как вы думаете, на какой из фотографий могла быть изображена надпись: «Совесть — лучший контролёр»? Свой ответ поясните.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

"Совесть − лучший контролер" подходит первой фотографии, ведь там человек сам решал, платить ему или нет. А на второй турникет просто не пропустит человека в случае отсутствия оплаты.

Рассмотрим ситуацию (стр.30)

Задание №1

Два начинающих работника изготавливают деталь станка. Один работает старательно только в том случае, когда знает, что за его движениями наблюдает мастер.
Оставшись без контроля, этот работник начинает торопиться, не соблюдает требования к параметрам изделия, то есть производит брак. Другой работник делает своё дело хорошо независимо от внешних условий. На вопрос напарника, зачем он понапрасну старается, когда они остаются одни, рабочий отвечает: «Совестно делать плохо, я же знаю, что плохая деталь может привести к поломке целого агрегата, к большим потерям, а могут и люди пострадать».
Подумайте, какие выводы можно сделать из этой ситуации. Выберите возможные варианты ответа: 1) совестливые люди предъявляют к себе очень высокие требования; 2) общество должно ценить тех, кто работает на совесть; 3) внешний контроль в большей мере определяет поведение людей, чем внутренний.

Ответ:

Выводы:
1) совестливые люди предъявляют к себе очень высокие требования
2) общество должно ценить тех, кто работает на совесть
3) внешний контроль в большей мере определяет поведение людей, чем внутренний.

Я согласен с первыми двумя утверждениями.
Контроль извне не всегда возможен, поэтому внутренний контроль куда более эффективный и результативный. 
Из приведенной ситуации я могу сделать вывод, что человек, который работает на совесть и несет ответственность за свои действия и решения, − ценный сотрудник на любом предприятии и в любой сфере. За ним не нужно следить, его не нужно постоянно проверять, качество своей работы он контролирует сам. А вот люди без таких качеств могут нанести вред потребителям, финансовой успешности предприятия и своей репутации.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Какие качества личности относят к добродетелям? Приведите примеры добрых поступков.

Ответ:

Качества личности, которые относятся к добродетелям, включают:

1. Честность: быть искренним и правдивым в своих словах и поступках.
2. Великодушие: быть щедрым и доброжелательным по отношению к другим людям.
3. Справедливость: относиться к другим справедливо и без пристрастия.
4. Участие: проявлять заботу и сострадание к нуждающимся.
5. Терпимость: уважать и принимать различия взглядов и убеждений других людей.
6. Самоотверженность: готовность поступиться своими интересами ради блага других.
7. Скромность: не проявлять высокомерие или самолюбие, а быть скромным и смиренным.

Примеры добрых поступков могут включать:

1. Помощь нуждающимся: помощь бездомным, пожилым людям или людям с ограниченными возможностями.
2. Волонтерство: участие в благотворительных акциях или работа волонтером для помощи другим.
3. Проявление заботы: забота о своих близких, друзьях и соседях, например, помощь в бытовых вопросах или моральная поддержка в трудных моментах.
4. Проявление вежливости: быть внимательным к окружающим и проявлять вежливость и уважение в общении.
5. Проявление сострадания: понимание и сочувствие к чужим страданиям и готовность помочь в трудные моменты.
6. Проявление терпимости: уважение и принятие различий взглядов, культур и религий других людей.

Задание №2

В чём проявляется многоликость зла?

Ответ:

Многоликость зла проявляется в различных формах и проявлениях негативных качеств личности. Некоторые из них:

1. Ложь и обман: сознательное искажение правды, чтобы достичь своих целей или нанести вред другим.
2. Эгоизм: постоянное стремление удовлетворить только свои собственные интересы, не обращая внимания на нужды и благополучие других людей.
3. Жестокость: насилие или жестокое обращение с другими людьми, животными или окружающей средой.
4. Ненависть и предубеждение: неприязнь, враждебность или дискриминация по отношению к другим людям на основе их расы, религии, пола или других характеристик.
5. Гордыня и высокомерие: чрезмерное самомнение и пренебрежительное отношение к другим людям, считая их менее ценными или достойными.
6. Жадность: неудержимое желание накопления материальных богатств или ресурсов за счет других людей или окружающей среды.
7. Насилие и агрессия: физическое или эмоциональное насилие в отношении других людей, животных или себя самого.

Многоликость зла заключается в том, что оно может проявляться в различных формах и иметь разные последствия для окружающих. Важно осознавать и бороться с этими негативными качествами, чтобы создать более гармоничное и доброжелательное общество.

Задание №3

Как соотносятся понятия «честь» и «достоинство»?

Ответ:

Понятия "честь" и "достоинство" тесно связаны и имеют схожие значения, однако они могут использоваться в разных контекстах.

Честь обычно относится к моральным принципам и ценностям, которые определяют, каким образом человек ведет себя и какие действия он считает правильными и почтенными. Честь может быть связана с понятием репутации и уважения, которое человек получает от окружающих его людей.

Достоинство, с другой стороны, относится к самоуважению и самооценке человека. Оно определяется его личными ценностями и убеждениями, а также чувством собственного достоинства и уверенности в себе. Достоинство может быть связано с понятием самоуважения и чувством собственной ценности.

В целом, понятия "честь" и "достоинство" отражают внутренние качества и ценности человека, которые определяют его поведение и отношение к себе и другим людям.

Задание №4

Как вы понимаете выражения «муки совести», «угрызения совести»?

Ответ:

Выражения "муки совести" и "угрызения совести" относятся к внутреннему чувству вины и сожаления, которое испытывает человек, когда он осознает, что совершил что-то неправильное. Это может быть связано с нарушением моральных принципов, вредом, причиненным другим людям или животным, или несоответствием собственным ожиданиям и стандартам. Муки совести и угрызения совести могут вызывать чувство дискомфорта, тревоги и неполноценности, и человек может испытывать потребность исправить свои действия или принять ответственность за них.

Выполняем задания

Задание №1

Можно ли с позиций добра и зла оценивать поведение новорождённых младенцев? Поясните свой ответ.

Ответ:

Новорожденные младенцы еще не развили понятия о моральных ценностях и не способны осознанно выбирать между добром и злом. Их поведение определяется инстинктами и биологическими потребностями, такими как потребность в пище, сне и физическом контакте.

Задание №2

Ещё в XIX в. английские педагоги говорили: «Сбережёшь розги — испортишь дитя». Современное общество подобные насильственные методы воспитания считает аморальными. Какую мысль параграфа иллюстрирует этот пример?

Ответ:

Само понимание того, что считать нравственным, благопристойным или аморальным и непозволительным, менялось с развитием общества. Так, в Средние века занятие предпринимательством осуждалось, а в Новое время частная предпринимательская деятельность уже расценивалась как нравственное деяние.
Этот пример иллюстрирует мысль о том, что насильственные методы воспитания не являются морально приемлемыми. Общество признает, что дети нуждаются в заботе, любви и поддержке, а не в насилии, чтобы нормально развиваться.

Задание №3

Почтальон Печкин из известной деревни Простоквашино говорил: «Почему я вредным был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добрым стану». Может ли, на ваш взгляд, приобретение желаемых вещей и благ сделать человека добродетельным? Свой ответ поясните.

Ответ:

Добродетель − это характеристика личности, связанная с моральными и этическими ценностями, а не с владением материальными благами. Хотя приобретение желаемых вещей может временно удовлетворить наши материальные потребности и принести нам радость, возможно, даже сделать нас веселее и добрее на какое−то время, но это не изменит нашу внутреннюю моральную природу. Добродетель требует осознания и таких качеств, как честность, сострадание, терпимость, справедливость, которые, конечно, нельзя купить вместе с велосипедом. На мой взгляд, приобретение желаемых вещей и благ не может сделать человека добродетельным. 

Задание №4

Сравните два высказывания.
«Честь — это награда, присуждаемая за добродетель». (Аристотель)
«Без добродетели нет ни славы, ни чести». (А. В. Суворов)
Можно ли утверждать, что в них выражена общая мысль? Почему вы так считаете?

Ответ:

Да, можно утверждать, что оба высказывания выражают общую мысль о связи между добродетелью и честью. Оба автора считают, что честь является наградой или результатом проявления добродетели. Аристотель подчеркивает, что честь является признанием добродетели, в то время как Суворов утверждает, что без добродетели невозможно достичь ни славы, ни чести. Оба высказывания подчеркивают важность добродетели в достижении и поддержании чести.

Задание №5

Продолжите ряды поясняющих слов:
Совесть: грызёт, мучает …
Со стыда: покраснеть, провалиться сквозь землю …

Ответ:

Совесть: грызёт, мучает, терзает, говорит, замучила.
Со стыда: покраснеть, провалиться сквозь землю, убежать, сгореть, смутиться.

Задание №6

У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла. Согласны ли вы с этим положением? Поясните свой ответ.

Ответ:

Человек не может помочь всем и сразу. Если нет возможности творить добро, можно просто не делать ничего плохого, а это значит уважительно относиться к другим.