§14. Семья под защитой закона
Задумаемся
Задание №1
В ответ на просьбу родителей помочь в чём−то подросток отвечает: «Не хочу, не могу». Имеет ли подросток право не выполнять требования старших членов семьи?
Ответ:
Подросток имеет право выражать свое мнение и иметь собственные предпочтения, однако отношения внутри семьи основаны на взаимном уважении, поддержке и ответственности. Поэтому, несмотря на право на свободу выбора, подросток должен учитывать мнение и потребности других членов семьи и быть готовым к сотрудничеству и взаимопомощи.
Вспомним
Задание №1
Что такое семья? Почему семью называют малой социальной группой? Какие правила морали проявляются в семейных отношениях?
Ответ:
Семья − малая группа, основанная на браке и родстве, объединённая общностью быта.
Семью называют малой социальной группой, потому что она состоит из небольшого числа человек, обладает определенными своими правилами, нормами и ценностями, а также обеспечивает основные социальные функции: воспитание детей, поддержка, любовь и эмоциональная связь между членами семьи. В семейных отношениях проявляются такие правила морали, как уважение, справедливость, забота и доверие.
Рассмотрим схему (стр.92)
Задание №1
Как вы думаете, почему мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак по собственной воле, без принуждения? Являются ли препятствиями к заключению брака большая разница в возрасте между будущими супругами или их преклонный возраст? Почему важными условиями заключения брака являются отсутствие других браков и близкого родства жениха и невесты? Почему брачный возраст устанавливается с 18 лет?
Ответ:
Принятие решения о вступлении в брак по собственной воле важно, потому что брак основан на любви, взаимопонимании и преданности. Принуждение или отсутствие собственного выбора может привести к несчастным и нестабильным отношениям. Большая разница в возрасте или преклонный возраст между будущими супругами может стать препятствием к гармоничным отношениям, так как они могут иметь разные жизненные цели и взгляды на будущее вместе.
Отсутствие других браков и близкое родство являются важными условиями заключения брака с целью сохранения института брака и предотвращения негативных последствий для семьи и потомства. Брачный возраст устанавливается с 18 лет, так как к этому времени люди считаются полностью дееспособными, а значит достаточно взрослыми и способными принимать важные решения, а также на основании медицинских и социологических исследований, установивших оптимальный возраст для вступления в брак.
Рассмотрим схему (стр.93)
Задание №1
Кого согласно СК РФ относят к членам семьи? Кто из членов семьи является близкими родственниками, а кто не имеет кровного родства? Как вы думаете, почему дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры не указаны на схеме? Являются ли опекуны и попечители, дети в приёмной семье участниками семейных правоотношений? (Советуем ответить на последний вопрос после изучения параграфа.)
Ответ:
Согласно Семейному Кодексу РФ, родителей и детей, супругов, усыновителей и усыновленных, сестер и братьев имеющих хотя бы одного общего родителя, бабушек, дедушек и их внуков, относят к членам семьи.
Двоюродные братья и сестры, дяди и тети являются участниками других семей, ведь, например, дядя − это брат мамы или папы. Они являются членами одной семьи, но после заключения брака мамой или папой, образуется новая, отдельная семья с юридической точки зрения.
Опекуны, попечители и дети являются участниками семейных правоотношений. Обычно опекуны и попечители проживают вместе с подопечным и выполняют все родительские обязанности по содержанию, воспитанию и защите интересов детей.
Рассмотрим изображение (стр.94)
Задание №1
Внимательно просмотрите своё свидетельство о рождении. Как оно выглядит? Какие данные отражены в этом документе?
Ответ:
Мое свидетельство о рождении − это бланк размера А4 с гербом РФ и печатью. В нем указаны мои фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, номер записи акта, составленного при моем рождении. Этот документ так же содержит сведения о моих родителях, а также место государственной регистрации и дату выдачи свидетельства.
Рассмотрим схему (стр.95)
Задание №1
Прокомментируйте содержание схемы. Связаны ли между собой права и обязанности родителей и детей? Ответ поясните. Как эта связь отражена на схеме?
Личные права и обязанности родителей и детей
Права детей
• Жить и воспитываться в семье
• Общаться с родителями и другими родственниками
• Выражать своё мнение
• На защиту
• Иметь имя, фамилию, отчество
↓↑
Обязанности (права) родителей
• Воспитывать и развивать своего ребёнка, обеспечивать получение ребёнком общего образования
• Не препятствовать общению ребёнка с родственниками: бабушками, дедушками и пр., другим родителем (если супруги в разводе)
• Учитывать мнение ребёнка, если оно не противоречит его интересам
• Защищать права и законные интересы своих детей
• Дать ребёнку фамилию, имя, отчество
Ответ:
Права детей и обязанности родителей взаимосвязаны. Именно родители осуществляют права ребенка.
Например, ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, родители в свою очередь обязаны воспитывать ребенка и дать ему среднее образование. Ребенок имеет право общаться с родителями и с другими родственниками, а родители не должны препятствовать этому общению. Ребенок имеет право выражать свое мнение, а родители должны учитывать мнение ребенка, в случае, если оно не противоречит его интересам. Ребенок имеет право на защиту, которую должны обеспечить родители. Ребенок имеет право на фамилию, имя и отчество, которые должны дать родители.
Рассмотрим схему (стр.96)
Задание №1
Как осуществляется право ребёнка на получение содержания от родителей и других родственников? Можете ли вы по взаимному согласию с родителями владеть и пользоваться имуществом друг друга? Какие выплаты имеет (или имела) ваша семья в связи с рождением ребёнка?
Ответ:
Право ребенка на получение содержания от родителей и других родственников обычно осуществляется через установление юридически обязательных действий, таких как алименты или другие формы финансовой поддержки, чтобы обеспечить необходимые условия для его выживания, развития и благополучия. Однако конкретные механизмы и процедуры могут отличаться в разных юрисдикциях.
Относительно владения и пользования имуществом друг друга по взаимному согласию с родителями, правила и условия такого соглашения могут быть определены в семейном договоре или другом документе, оговаривающем права и обязанности каждого члена семьи. Владение и пользование имуществом друг друга может быть возможно, если семья решает поделить права собственности или владения определенными активами между собой.
Однако, важно отметить, что общие правила и процедуры, регулирующие право ребенка на содержание и владение имуществом, могут отличаться в различных странах и в зависимости от местных законов и нормативных актов.
Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Родители покупают ему одежду, еду, устраивают досуг и быт, обеспечивают жильем, реализуя таким образом права ребенка.
Ребенок также может получать алименты, пенсии. Распоряжается ими родитель, но делает это в целях, соответствующих интересам ребенка.
Проживающие совместно дети и родители могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Родитель может сдать в аренду квартиру, которую ребенок получил в наследство, но при этом собственником останется ребенок.
Ребёнок не имеет право собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка.
Наша семья получала декретные ежемесячные пособия, пока мама была в отпуске по уходу за ребенком. Государство заплатило разовую выплату по поводу рождения ребенка.
Рассмотрим изображение (стр.97)
Задание №1
Какие права ребёнка и обязанности родителей иллюстрирует эта фотография.
Ответ:
Право ребенка получать содержание от своих родителей. Обязанность родителей − содержать ребенка, обеспечивать его необходимыми вещами быта и едой.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что понимается под семьёй и браком в юридическом смысле?
Ответ:
В юридическом понимании семья − это союз лиц, связанных взаимными юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и некоторых других оснований.
Брак в юридическом понимании − это добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Задание №2
Как возникают семейные правоотношения? Кто в них участвует?
Ответ:
Семейные правоотношения — это урегулированные нормами семейного права связи между членами семьи, выраженные в их правах и обязанностях.
Правоотношения в семье возникают из брака, родства или иной формы принятия детей на воспитание. В них могут участвовать родители и их дети, сестры и братья, бабушки и дедушки. Так же участниками семейных правоотношений будут являться усыновители и усыновленные.
Задание №3
Какие юридические права и обязанности имеют родители и дети?
Ответ:
Родители обязаны заботиться о здоровье, образовании, духовном и нравственном развитии своих детей, их содержании. Ребёнок вправе выражать своё мнение и рассчитывать на взаимопонимание и уважение, он имеет право на защиту, на общение с родственниками и на собственное имя.
Задание №4
В чём особенности родительских прав?
Ответ:
- они ограничены во времени и прекращаются по достижении ребёнком совершеннолетия;
- родительские права являются преимущественно их обязанностями;
- оба родителя имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей, а это значит, что и папа, и мама должны принимать участие в жизни своего ребёнка;
- обязанности родителей сочетаются с правами ребёнка и способствуют их реализации.
Задание №5
Кем и как защищаются права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей?
Ответ:
Органы опеки и попечительства. Они устраивают дальнейшую жизнь детей, определяя их в детские учреждения (детские дома, интернаты) или в новые семьи.
Выполняем задания
Задание №1
Мария и Виталий решили вступить в брак. Какие условия заключения брака они должны соблюдать? Выберите верные ответы.
1) Согласие родителей жениха.
2) Достижение брачного возраста.
3) Наличие жилья у невесты.
4) Добровольное согласие жениха и невесты.
5) Регистрация брака в органах ЗАГС.
6) Наличие среднего общего образования.
Ответ:
2) Достижение брачного возраста.
4) Добровольное согласие жениха и невесты.
5) Регистрация брака в органах ЗАГС.
Задание №2
После смерти родителей 15−летнему Алексею был назначен попечитель. Между ним и Алексеем возник спор из−за намерения Алексея продать дом в деревне, который достался ему по наследству. Однако попечитель согласия на осуществление сделки не дал. Как вы думаете, почему?
Ответ:
В данной ситуации, попечитель возможно не дал согласия на продажу дома в деревне Алексею по нескольким возможным причинам:
1. Защита интересов Алексея: Попечитель может считать, что продажа дома в деревне не является в наилучшем интересе Алексея. Например, попечитель может полагать, что дом является ценным наследственным объектом, который может принести пользу или стать долгосрочным источником доходов для Алексея в будущем.
2. Недостаточный возраст: Попечитель может считать, что в 15 лет Алексей не достаточно взрослый и принимать серьезные финансовые решения, включая продажу недвижимости, не может. Попечитель может желать защитить подростка от возможных ошибок или неблагоприятных последствий такой сделки, требующей ответственности и взрослого понимания.
3. Недостаточное финансовое образование: Попечитель может сомневаться в финансовых знаниях или навыках Алексея, чтобы принять обоснованное и осознанное решение о продаже дома. Он может считать, что Алексей не имеет достаточного понимания стоимости, рыночных условий.
Задание №3
Вам предложили законодательно закрепить обязанности подростков в связи с их правами: жить и воспитываться в семье, получать бесплатное общее образование. Дайте список своих предложений с комментариями.
Ответ:
1. Обязанность регулярно посещать школу: Подросткам следует обязательно посещать школу, так как образование является важным инструментом для их будущего успеха и развития. Это поможет обеспечить им основные знания и навыки для достижения личного и профессионального роста.
2. Обязанность соблюдать правила поведения в семье: Подросткам следует уважать правила и нормы, установленные в их семье. Это поможет создать гармоничные отношения с родителями и другими членами семьи, и способствовать здоровому психическому и эмоциональному развитию.
3. Обязанность участвовать в домашних делах: Подростки должны активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, таких как уборка, приготовление пищи или помощь в уходе за младшими братьями и сестрами. Это поможет им развить ответственность, самостоятельность и научиться справляться с повседневными задачами.
4. Обязанность проявлять уважение и добросовестное отношение к учителям и сокурсникам: Подростки должны уважать своих учителей и соблюдать правила поведения в школе. Такое отношение к образованию позволит им получить наилучшую выгоду от обучения и поддерживать хорошие отношения со сверстниками.
5. Обязанность вести здоровый образ жизни: Подростки должны заботиться о своем физическом и психическом здоровье, включая правильное питание, регулярную физическую активность и избегание вредных привычек. Это поможет им сохранить хорошую физическую форму и обеспечить оптимальные условия для обучения и роста.
6. Обязанность участвовать в общественной жизни: Подростки должны быть активными участниками своей общины, принимая участие в деятельности молодежных организаций, благотворительных мероприятиях или волонтерской работе. Это поможет им развить лидерские навыки, социальную ответственность и создать положительное влияние на окружающих.
7. Обязанность обеспечить сохранение экологической безопасности: Подростки должны соблюдать правила по охране окружающей среды, экономии ресурсов и уважать природу. Это поможет им понимать важность экологической устойчивости и сохранить чистоту и красоту нашей планеты для будущих поколений.
Задание №4
Сочините небольшой рассказ, в котором прослеживалась бы защита прав 14−летнего подростка (не менее двух прав).
Ответ:
15-летний Харитон жил с мамой и бабушкой. Папа ушел из семьи, когда сын был совсем маленьким, но они с Харитоном часто виделись – мама говорила, что это очень важно, поддерживать их связь и общаться. Папа помогал сыну с уроками, они вместе играли в хоккей и смотрели фантастические фильмы.
Однажды Харитон поделился с отцом, что написал фантастическую книгу. Харитон думал, что родные над посмеются над его творчеством. Но папа, мама и бабушка поддержали сына. Они похвалили его и были рады такому неожиданному таланту.
Бабушка предложила получить авторское право на эту книгу, отправить рукопись в издательство. Так и сделали. А на полученные за издание книги деньги Харитон смог сам оплатить себе новую хоккейную клюшку.
В этой истории можно заметить, что родители защищали права Харитона на общение с членами семьи, на распоряжение заработанными деньгами и на авторское право.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Вместе с группой одноклассников подготовьте компьютерную презентацию (плакат−постер) на тему «Что я посоветую своим детям, когда вырасту»
Ответ:
Что я посоветую своим детям, когда вырасту
Слайд 1
Совет № 1. Уважать старшее поколение.
Старшее поколение повидало многое, их опыт гораздо обширнее. Их мнение нужно уважать и стараться прислушиваться. Возможно, дедушка предложит устаревшее решение задачи, но оно может быть проще и лучше, чем новое. К тому же, наше внимание – это единственное, что может их порадовать сейчас, когда жизнь уже на закате.
Слайд 2
Совет № 2. Изучать мир.
Этот мир прекрасен и интересен. Стоит узнать его лучше. Ходи в походы, смотри на звездное небо, попробуй воду из чистого источника, бывай в разных странах, узнавай о чужой культуре, пробуй то, что не делал раньше, это так интересно!
Слайд 3
Совет № 3. Больше читать.
В книгах спрятано много полезного и интересного. При помощи книги можно развивать свое красноречие и грамотность, увеличить словарный запас, почерпнуть темы для обсуждений с друзьями или размышлений в одиночестве. Чтение – это полезно и приятно.
Слайд 4
Совет № 4. Обрети независимость.
Научись быть независимым. Научись проводить время в одиночестве, умей развлечь себя сам, не обращай внимание на завистников. Сравнивай себя только с собой.
Слайд 5
Совет № 5. Ошибки случаются.
Не переживай, если ошибся. Все ошибаются. Именно ошибки позволяют выяснить истину, вникнуть глубже в суть. Подумай, какой урок можно из этого извлечь, чтобы в следующий раз поступить иначе и стать умнее и быть более подготовленным в определенном вопросе.