§2. Общественные ценности

Задумаемся

Задание №1

Что особо ценно и важно для развития общества и личности в современной России? К чему люди стремятся, что защищают, чему учат детей? Что в жизни следует ценить?

Ответ:

В современной России особо ценятся и важны ценности, такие как семья, доброта, взаимопонимание, традиции и культура. Люди стремятся к счастью и благополучию своих близких, улучшению качества жизни, саморазвитию и самореализации. Они защищают права и свободы, равноправие и справедливость.

Воспитание детей в России основывается на ценностях морали, этике и уважении к старшим. Родители учат детей быть ответственными, трудолюбивыми, честными и добрыми. Они стремятся передать им знания и навыки, необходимые для успешной жизни.

В жизни следует ценить гармонию, здоровье, образование, культуру и историю своей страны. Россияне также ценят природу и окружающую среду, стараясь сохранить ее для будущих поколений.

Вспомним

Задание №1

Что вы знаете о семейных традициях? Почему многие семьи считают традиции своей ценностью?

Ответ:

Семейные традиции - обычаи и правила, признанные в семье. У каждой семьи они свои. Многие семьи считают традиции своей ценностью по нескольким причинам.

Во-первых, традиции помогают укрепить семейные узы и создать чувство принадлежности к семье. Они способствуют формированию семейной идентичности и помогают детям чувствовать себя частью чего-то большего и важного.

Во-вторых, традиции передают ценности и моральные нормы из поколения в поколение. Они помогают детям узнать о своих корнях и истории своей семьи. Традиции могут включать религиозные обряды, праздники, семейные ритуалы или обычаи, которые помогают детям понять, что важно в жизни и как вести себя.

В-третьих, традиции создают ощущение стабильности и предсказуемости. Они могут быть утешением в трудные времена и помогать справиться с изменениями и неопределенностью. Традиции могут быть связаны с определенными временными рамками или ритмами жизни, которые создают чувство порядка и уверенности.

Наконец, традиции могут быть просто приятными и веселыми. Они могут включать семейные сборы, праздники, игры или обычаи, которые создают радость и удовольствие для всех участников. Традиции могут стать особым временем для семьи, когда они могут наслаждаться взаимным общением и создавать позитивные эмоции.

В целом, традиции являются важным элементом семейной жизни в России, помогая укрепить семейные узы, передать ценности и моральные нормы, создать ощущение стабильности и предсказуемости, а также просто приносить радость и удовлетворение.

Рассмотрим изображение (стр.14)

Задание №1

Какие идеи−ценности иллюстрирует каждое из этих изображений?

Ответ:

ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова1) Образование.
2) Семейные ценности.
3) Мир во всем мире.

Рассмотрим схему (стр.15)

Задание №1

Какие две группы ценностей представлены на схеме? Приведите примеры каждой из них.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На схеме представлены две группы − духовные и материальные ценности.
• Духовные − идеи, принципы, убеждения, семья, друзья.
• Материальные − вещи, машина, квартира, игрушка, телефон.

Рассмотрим таблицу (стр.15)

Задание №1

Приведите примеры поступков человека или группы, в основе которых лежат указанные в таблице ценности.

Виды ценностей Кому присущи, чьё поведение определяют Примеры
Индивидуальные  Важны для определённого человека Построение карьеры, создание семьи, уважение к родителям и старшим, любовь к детям
Групповые (коллективные) Важны для конкретной социальной общности, группы (профессиональной, молодёжной и др.) Положение в группе, качество выполняемой работы, следование групповым нормам
Общезначимые  Важны для стран и народов, общества в целом  Мир, жизнь и здоровье людей, охрана окружающей среды

Ответ:

Виды ценностей Кому присущи, чьё поведение определяют Примеры
Индивидуальные  Важны для определённого человека Победа в одиночном соревновании, отличная оценка на уроке, достижение личной цели
Групповые (коллективные) Важны для конкретной социальной общности, группы (профессиональной, молодёжной и др.) Победа команды в соревнованиях, выполнение плана на предприятии
Общезначимые  Важны для стран и народов, общества в целом  Открытие лекарства от опасной болезни, освоение космоса, решение проблемы вырубки лесов

Вопрос (стр.16)

Задание №1

Почему, на ваш взгляд, традиционные российские ценности важно было закрепить в Основном законе нашего государства?

Ответ:

Традиционные российские ценности были важно закрепить в Основном законе государства по нескольким причинам.

Во-первых, закрепление традиционных ценностей в Конституции позволяет установить основу для формирования и развития общества. Традиции являются частью культурного наследия народа и отражают его историю, ценности и идеалы. Закрепление этих ценностей в Основном законе государства подтверждает их значимость и признает их важность для развития российского общества.

Во-вторых, закрепление традиционных ценностей в Конституции способствует сохранению и укреплению единства и стабильности в обществе. Традиции служат связующим звеном между поколениями и обеспечивают континуитет и стабильность в развитии общества. Закрепление этих ценностей в Основном законе государства помогает предотвратить разобщение и конфликты в обществе, а также способствует формированию единого сознания нации.

В-третьих, закрепление традиционных ценностей в Конституции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, основанных на этих ценностях. Традиционные ценности часто связаны с религиозными, моральными и этическими принципами, которые являются основой для формирования законодательства и правовой системы. Закрепление этих ценностей в Основном законе государства обеспечивает защиту этих прав и свобод граждан и создает основу для развития законодательства, соответствующего традиционным ценностям.

Таким образом, закрепление традиционных российских ценностей в Основном законе государства имеет важное значение для формирования и развития общества, обеспечения единства и стабильности, а также защиты прав и свобод граждан.

Обратимся к фактам (стр.16)

Задание №1

Какие изменения произошли в предпочтениях подростков за 15 лет?

Вопрос Ответ выбранный подростками
2000 г. 2015 г.
Хочешь быть богатым? Да, это на первом месте Нет, дружба и семья важнее
Ты заботишься о своем здоровье? Не особо, этим занимается мама и бабушка Конечно, его за деньги не купишь

Ответ:

По ответу подростков в 2000 году можно сделать вывод, что они были менее самостоятельными, поверхностными и думали больше о материальных ценностях, чем о здоровье или семье. Но за 15 лет поколение изменилось, и подростки в 2015 году стали больше ценить духовные составляющие жизни и начали серьёзнее относиться к своему здоровью.

Рассмотрим схему (стр.17)

Задание №1

Приведите примеры проявления в жизни ценностей, указанных на схеме.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

- Помощь и поддержка нуждающимся: Волонтерство в приюте для бездомных, оказание помощи беженцам в адаптации, помощь людям с ограниченными возможностями в повседневной жизни, финансовая помощь и пожертвования на благотворительные организации.

- Уважение и толерантность: Принятие и уважение различий в мнениях, вероисповедании, культуре и образе жизни других людей; открытость к диалогу и пониманию точек зрения других людей; борьба с дискриминацией и предубеждениями, например, участие в митингах против расизма или гомофобии.

- Забота о благополучии других: Оказание первой помощи в случае несчастного случая или болезни, помощь в уходе за больными или пожилыми людьми, поддержка других людей в достижении их личных и профессиональных целей.

- Принятие ответственности за свои поступки: Признание своих ошибок и готовность исправить их, извинение за причиненные вред или обиду, принятие наказания за совершенное преступление.

- Развитие человеческого потенциала: Поддержка и поощрение роста и развития других людей, например, предоставление возможностей для образования или карьерного роста, наставничество и менторство.

- Справедливость и равенство: Участие в акциях защиты прав человека, борьба за равные права и возможности для всех людей, отказ от привилегий и дискриминации, например, поддержка движений за гендерное равенство или права ЛГБТ+ сообщества.

- Сочувствие и эмпатия: Готовность выслушать и поддержать других людей в трудные моменты, оказание помощи и поддержки в переживании эмоциональных или психологических трудностей, например, поддержка друга после потери близкого человека или помощь человеку с психическим заболеванием.

- Забота о будущем поколении: Участие в программе по приемничеству или наставничеству, создание условий для благополучия и развития детей, например, поддержка образовательных проектов или защита прав и интересов детей в обществе.

Вопрос (стр.17)

Задание №1

Приведите примеры проявления гуманизма в отношениях между людьми.

Ответ:

- Помощь и поддержка нуждающимся: помощь бездомным, беженцам, людям с ограниченными возможностями; волонтерство в благотворительных организациях; финансовая помощь и пожертвования.

- Уважение и толерантность: принятие и уважение различий в мнениях, вероисповедании, культуре и образе жизни; открытость к диалогу и пониманию; борьба с дискриминацией и предубеждениями.

- Забота о благополучии других: забота о здоровье и безопасности других людей; предоставление помощи в случае болезни или несчастного случая; содействие в достижении личных и профессиональных целей других людей.

- Принятие ответственности за свои поступки: признание своих ошибок и готовность исправить их; извинение за причиненные вред или обиду; готовность принять наказание за совершенное преступление.

- Развитие человеческого потенциала: поддержка и поощрение роста и развития других людей; предоставление возможностей для образования, карьерного роста и самореализации; наставничество и менторство.

- Справедливость и равенство: борьба за равные права и возможности для всех людей; отказ от привилегий и дискриминации; участие в социальных движениях и акциях защиты прав человека.

- Сочувствие и эмпатия: понимание и сопереживание чувствам и потребностям других людей; готовность выслушать и поддержать в трудные моменты; оказание помощи и поддержки в переживании эмоциональных или психологических трудностей.

- Забота о будущем поколении: создание условий для благополучия и развития детей; обеспечение доступа к образованию, здравоохранению и безопасной среде; защита прав и интересов детей.

Рассмотрим изображение (стр.19)

Задание №1

Пётр Иванович Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Пользовался огромным уважением в армии и в российском обществе. За всю военную карьеру не потерпел ни одного поражения. Кавалер всех высших российских орденов.
На обелиске под бюстом полководца в селе Сима Владимирской области начертаны слова, сказанные П. И. Багратионом: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».
Какие факты свидетельствуют о том, что П. И. Багратион был истинным патриотом России?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

1. Он всю свою военную карьеру посвятил служению Российской империи и защите ее интересов.

2. Багратион не потерпел ни одного поражения за всю свою военную карьеру, что свидетельствует о его преданности и эффективности в борьбе за Россию.

3. Он был кавалером всех высших российских орденов, что подтверждает его заслуги и достижения в служении России.

4. На обелиске под его бюстом в селе Сима Владимирской области начертаны его слова, в которых он говорит о своей готовности пожертвовать последней каплей крови для благосостояния России.

Все эти факты указывают на то, что П. И. Багратион был истинным патриотом России, готовым отдать все свои силы и жизнь для защиты и процветания своей родины.

Наши выдающиеся соотечественники (стр.19)

Задание №1

Юрий Александрович Коннов родился в 1954 г. в селе Малая Грибановка, в Воронежской области. Трудился в родном селе механизатором. Одним из первых начал применять передовые технологии в земледелии, осваивал новую технику, стал рационализатором. Сконструировал сцепку для прополки свёклы, прицеп для перевозки соломы, модернизировал сеялку для подсолнечника. 40 лет жизни он посвятил сельскому хозяйству, сохраняя любовь к профессии. 1 мая 2013 г. указом Президента России «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» Юрию Коннову присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.
Используя ресурсы Интернета, подготовьте краткое сообщение о человеке, которому присвоено звание Героя Труда Российской Федерации. Выступите с сообщением перед одноклассниками.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Людмила Ивановна Корнилова, родилась 16 августа 1954 года в с. Московское, Ставропольского края. Выпускница Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (исторический факультет). Живёт и работает в Саратове, учитель истории и обществознания высшей категории в "Лицее математики и информатики", имеет стаж более 40 лет. С 2003 года руководитель методического объединения учителей города Саратова. Участник первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, и международных конференций. 21 апреля 2016 года указом Президента России "за особые трудовые заслуги перед государством и народом" Корниловой Людмиле присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Чем материальные ценности отличаются от духовных?

Ответ:

Материальные ценности отличаются от духовных тем, что материальные ценности являются вещами, которые можно купить или иметь физически, например, деньги, недвижимость, автомобиль, в то время как духовные ценности связаны с внутренними убеждениями, моралью, этикой, религией и мировоззрением.

Задание №2

Какие ценности относят к традиционным ценностям нашего народа?

Ответ:

Традиционные ценности российского народа включают семью, веру, патриотизм, гуманизм, уважение к старшим и традициям, любовь к природе и родной земле.

Задание №3

Что такое гуманизм и кого можно назвать гуманистом?

Ответ:

Гуманизм — особая система взглядов, провозглашающая высшей ценностью самого человека, его жизнь и право на свободное развитие.
Это философская и этическая позиция. Гуманистом можно назвать человека, который придерживается принципов уважения к другим людям, поиск справедливости и помощь тем, кто нуждается.

Задание №4

Как связаны между собой свобода и ответственность гражданина?

Ответ:

Свобода и ответственность гражданина связаны между собой тем, что свобода несет в себе ответственность за свои действия. Гражданин имеет право на свободу, но он также должен осознавать свои обязанности перед обществом и соблюдать законы.

Задание №5

В чём проявляются патриотизм и гражданственность?

Ответ:

Патриотизм проявляется в любви и преданности своей родине, стремлении к ее процветанию и защите ее интересов. Гражданственность проявляется в активном участии в жизни общества, соблюдении законов, участии в выборах и выполнении своих гражданских обязанностей.

Выполняем задания

Задание №1

Всегда ли и для всех ли людей золото представляло собой ценность?

Ответ:

Нет, золото не всегда и для всех людей представляло ценность. В разных культурах и исторических периодах разные вещи могли считаться ценными. Например, у древних инков ценностью были не золото, а серебро и другие металлы.

Задание №2

Общество может по−разному относиться к ценностям различных групп: одни уважать, другие не уважать и даже осуждать. Приведите примеры групп, ценности которых наше общество осуждает.

Ответ:

Примеры групп, ценности которых наше общество осуждает, могут включать экстремистские организации, пропагандирующие насилие и нетерпимость, секты, нарушающие права и свободы своих членов.

Задание №3

Выберите верные суждения.
1) Все ценности одинаково принимаются человеком.
2) Гуманизм проявляется в уважении к другим людям, у которых могут быть разные ценности.
3) Ценности могут быть только материальными.
4) Гражданственность предполагает ответственность за свою страну.
5) Патриотизм — любовь к Родине, готовность ей служить и её защищать.

Ответ:

Верные суждения:
1) Все ценности одинаково принимаются человеком.
2) Гуманизм проявляется в уважении к другим людям, у которых могут быть разные ценности.
3) Ценности могут быть только материальными.
4) Гражданственность предполагает ответственность за свою страну.
5) Патриотизм — любовь к Родине, готовность ей служить и её защищать.
Ответ: 2, 4, 5.

Задание №4

Русскому публицисту Н. Г. Чернышевскому принадлежат слова: «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ».
Как вы понимаете слова «человек, служащий родине»? Дайте своё объяснение смысла высказывания. Как вы думаете, в чём проявляется патриотизм человека?

Ответ:

Слова "человек, служащий родине" означают, что патриот - это тот, кто посвящает свою жизнь служению своей родине, работает на ее благо и защищает ее интересы. Патриотизм проявляется в преданности и любви к своей стране, в активном участии в ее развитии и защите.

Задание №5

Изучая историю Древней Греции, вы познакомились с жизнью и обществом античного города−государства Спарта. Вы, вероятно, узнали, что спартанских мальчиков в 7 лет отправляли в специальные военные лагеря, где они учились выживать. Пропитание они должны были искать себе сами, и нередко им приходилось воровать. Их жестоко наказывали, когда ловили.
Но не за воровство, а за то, что попались. Что на основании этих фактов можно сказать о социальных ценностях Спарты? В чём их отличие от ценностей современного общества?

Ответ:

Из фактов о спартанском обществе можно сказать, что социальные ценности Спарты были связаны с воинственностью, дисциплиной и выживанием. В Спарте ценились силовые качества, выносливость и боевые навыки. Отличие этих ценностей от современного общества заключается в том, что современное общество больше ценит мирные достижения, гражданские права и свободы, а не только военные навыки и силу.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Изучите семейные архивы и подготовьте материалы для выставки «Патриоты родной земли».

Ответ:

Мой семейный архив
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаБоевая подруга моего прадедушки Коли, Наташа Игнатьевна, военный медик.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаПрадедушка Коля со своим отрядом.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаБоевые действия во время ВОВ, неизвестный батальон.

Задание №2

Соберите сведения о жизни, труде и гражданской позиции представителей разных народов своего региона, живущих рядом с вами. Подготовьте презентацию «Славные имена»

Ответ:

Слайд 1
Славные имена
Слайд 2
Юрий Абрамович Башмет
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаРодился 24 января 1953 года в Ростове−на−Дону, В 1957 году переехал во Львов, В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, в 1976 году — Московскую консерваторию. С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист. В 1985 году начал дирижёрскую деятельность.
С 1994 года — основатель и президент Международного благотворительного фонда.
С 2002 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Слайд 3
Никита Сергеевич Михалков
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова ПоловниковаРодился 21 октября 1945 года в Москве. В 1956—1959 годах Никита учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1971 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. С января 1992 года Никита Михалков — член президиума Российского фонда культуры.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России.
С 2017 года — художественный руководитель Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова