§3. Моральные устои общества
Задумаемся
Задание №1
В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк поёт: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!» Согласны ли вы с такой позицией? Какие дела можно назвать хорошими, а какие — плохими?
Ответ:
Я не согласен с такой позицией. Помощь другим людям и хорошие дела имеют огромную ценность и важность для общества. Хорошими делами можно назвать помощь нуждающимся, волонтёрскую работу, благотворительность, поддержку социальных и экологических инициатив, развитие образования и культуры, и многое другое. Плохими делами могут быть действия, которые причиняют вред другим людям, нарушают их права или приводят к негативным последствиям для общества в целом.
Вспомним
Задание №1
Для чего в обществе существуют социальные нормы? Что отличает нормы морали от других видов социальных норм?
Ответ:
Социальные нормы − это правила, создающиеся для того, чтобы люди могли успешно действовать в тех или иных случаях, знали, как поступить правильно.
Социальные нормы существуют в обществе для того, чтобы регулировать поведение людей и обеспечивать социальную стабильность. Они определяют, каким образом люди должны взаимодействовать друг с другом, какие действия считаются приемлемыми или неприемлемыми, и устанавливают общепринятые стандарты и ожидания.
Нормы морали являются одной из разновидностей социальных норм и отличаются от других видов норм тем, что они связаны с моральными ценностями и этическими принципами. Нормы морали определяют, что считается правильным или неправильным с моральной точки зрения. Они основываются на убеждениях и ценностях общества и могут различаться в разных культурах и обществах. Нарушение норм морали может вызывать негативные реакции со стороны общества, таких как осуждение или наказание.
Рассмотрим изображение (стр.22)
Задание №1
Какие из поступков, приведённых на рисунках, соответствуют золотому правилу морали, а какие — нет? Некоторые из рисунков показывают отношение человека к животным. Как вы считаете, распространяются ли нормы морали на это отношение? Поясните свой ответ.
Ответ:
Золотое правило морали гласит: "Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам".
Этому правилу соответствуют картинки 2 и 4.
Да, нормы морали могут распространяться и на отношение к животным, ведь это тоже живые существа, которым нужно помогать и защищать их.
Задание №2
Иногда можно увидеть похожую картину. Какой нормой морали пренебрегает сидящий мальчик?
Ответ:
Мальчик пренебрегает этической нормой морали. Он не уступил место в транспорте пожилому человеку.
Рассмотрим схему (стр.23)
Задание №1
Как вы считаете, чем можно дополнить данную схему? Укажите недостающие элементы.
Ответ:
Правила морали строятся на основе милосердия, доброты, справедливости, ответственности, совести (самокритичности) и взаимного уважения.
Обратимся к фактам (стр.24)
Задание №1
Социологи провели опрос россиян о моральных авторитетах и их влиянии на людей. Один из вопросов звучал так: «Необходимы ли людям в принципе моральные авторитеты?» Утвердительно ответили 84% участвующих в опросе. На вопрос: «В вашем ближайшем окружении есть люди, которые являются для вас моральными авторитетами?» — утвердительно ответили 56% опрошенных, при этом среди молодых людей таких оказалось 69%.
Какие выводы можно сделать из этих фактов? Есть ли в вашем окружении такие авторитеты?
Ответ:
Из этих фактов можно сделать следующие выводы:
1. Большинство россиян считают моральных авторитетов необходимыми. Это свидетельствует о том, что люди ищут ориентиры и примеры для своего поведения, основываясь на моральных ценностях.
2. Более половины опрошенных имеют моральных авторитетов в своем ближайшем окружении. Это говорит о том, что люди ищут поддержку и руководство в моральных вопросах у людей, которых они считают надежными и морально правильными.
3. Среди молодых людей доля тех, кто имеет моральных авторитетов, выше. Это может указывать на то, что молодое поколение особенно нуждается в моральных ориентирах и ищет их в своем окружении.
4. Наличие моральных авторитетов может быть важным фактором в формировании моральных норм и ценностей в обществе. Люди, имеющие моральных авторитетов, могут оказывать значительное влияние на окружающих и способствовать формированию общественного мнения о моральных вопросах.
Конкретными героями из книг, которые могут служить моральными авторитетами для подростков, могут являться:
1. Евгений Онегин из романа "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина. Онегин проявляет высокие моральные принципы, такие как самоотверженность и честность.
2. Наташа Ростова из романа "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Наташа является символом нежности, чистоты и верности.
3. Григорий Печорин из романа "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова. Печорин представляет сложный образ, но его поступки и размышления вносят важные нравственные вопросы.
4. Раскольников из романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Раскольников исследует границы морали и справедливости, что делает его интересным героем для подростков.
Эти герои являются примерами высоких моральных принципов и ценностей, которые могут вдохновить подростков на развитие своей собственной морали.
Рассмотрим ситуацию (стр.25)
Задание №1
Передача одной из радиостанций была посвящена редкому и тяжёлому детскому заболеванию. На неё был приглашён известный врач, который пытался рассказать о помощи заболевшим детям. Однако ведущие его часто перебивали, отпускали неуместные шутки. Большинству слушателей не понравилось поведение ведущих. В результате руководству радиостанции пришлось не только уволить ведущих, но и закрыть передачу.
Чем, на ваш взгляд, было вызвано возмущение слушателей?
Ответ:
Возмущение слушателей было вызвано неуважительным отношением ведущих к серьезной теме, которая касается редкого и тяжелого детского заболевания. Вместо того, чтобы создать уважительную и эмпатичную атмосферу, ведущие перебивали гостя и шутили неуместно. Это показывает недостаток чувства ответственности и понимания со стороны ведущих, что вызвало возмущение слушателей.
Наши выдающиеся соотечественники (стр.25)
Задание №1
Василий Александрович Сухомлинский всю жизнь посвятил благородному делу воспитания юношества. Он родился в 1918 г. Рано начал учительствовать. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен. Осколок снаряда остался в его сердце навсегда. В 1948 г. был назначен директором павлышской школы, ставшей вскоре известной на всю страну, и руководил ею до конца жизни. Свою систему воспитания Сухомлинский строил, опираясь на принцип гуманизма. Высшей ценностью он признавал личность ребёнка. Не случайно одна из главных его книг называется «Сердце отдаю детям». В ней он написал, что самым главным в его жизни была любовь к детям.
Он считал нравственное, патриотическое воспитание детей и подростков важнейшими задачами учителя. Его беседы о добре и зле, о совести, о подлинном патриотизме не потеряли своего значения и сегодня. Всего выдающийся педагог написал более 50 книг и множество статей по педагогике.
Некоторые его утверждения вызывали споры. Вот, к примеру, что он писал о школьной оценке: она должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость.
Следует ли из этого утверждения, что ставить ученикам нужно только хорошие оценки? Поясните свой ответ.
Ответ:
Оценка должна вознаграждать за трудолюбие, но не только хорошие оценки. Важно учитывать качество работы и уровень знаний. Ошибки и неудачи в процессе обучения также имеют значение для развития ученика. Оценка должна быть объективной и основываться на реальных достижениях.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что такое мораль?
Ответ:
Мораль – это требования, предписания, правила, регулирующие поведение людей в соответствии со сложившимися в обществе представлениями о добре и зле. А также то, как эти требования понимаются и принимаются личностью, готов ли человек в своём повседневном поведении им следовать.
Задание №2
В чём заключается суть золотого правила морали?
Ответ:
Золотое правило морали заключается в том, чтобы относиться к другим так, как бы мы хотели, чтобы относились к нам.
Задание №3
Как формируются моральные устои общества?
Ответ:
Моральные устои общества формируются через взаимодействие культуры, религии, образования, семьи и воспитания. Ценности и нормы поведения передаются через поколения и могут включать такие аспекты, как уважение к старшим, семейные ценности, верность. Когда−то религия диктовала какие поступки можно считать плохими, а какие – добрыми, но сейчас мы все имеем представление о добре и зле, независимо от вероисповедания и атеизма.
То, что какое−то время назад казалось предосудительным или странным, сегодня может стать нормой. А какие−то вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно неприемлемыми.
Задание №4
Чем можно объяснить стремление людей соблюдать правила морали?
Ответ:
Стремление людей соблюдать правила морали можно объяснить сочетанием разных факторов, включая социальное признание, внутреннюю мотивацию, страх наказания, воспитание и образование.
Некоторым людям самокритичность и совесть не позволит сделать подлость, а другие не сделают ее, потому что не хотят, чтобы их пристыдили. Кто−то деликатно промолчит в неловкой ситуации, потому что хочет, чтобы люди обратили внимание, на то, как он сдержан и галантен, а кто−то другой – действительно хорошо воспитан и промолчит от этого.
Итог один, а мотивы у всех могут быть разные.
Задание №5
Как общественное мнение влияет на поведение человека?
Ответ:
Общественное мнение выносит коллективные оценки нашим поступкам. Человек должен не только прислушиваться к общественному мнению, но и уметь правильно оценивать его. Иногда люди совершают что−то, чего не хотят, боясь общественного осуждения. Но иногда, человек сдерживает себя от плохого поступка, чтобы не быть осмеянным или обвиненным своим окружением.
Важно помнить, что мнение большинства не всегда оказывается правильным. Я считаю, что в выборе всегда нужно полагаться на свою совесть.
Выполняем задания
Задание №1
У мудреца спросили: «Что лучше всего в жизни?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других». Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?
Ответ:
Высказывание мудреца говорит о том, что мы должны воздерживаться от действий, которые мы сами осуждаем у других людей. В этом высказывании содержится моральное правило "относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам".
Задание №2
Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать, потому что добрые люди очень разные и интересные, а плохие — одинаковые и малоинтересные. А что вы думаете по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.
Ответ:
Я согласен с мнением академика Лихачёва о добрых и плохих людях. Добрые люди обычно проявляют интерес к другим, они готовы выслушать и помочь, а также имеют разнообразные интересы и опыт. Они способны создавать приятную атмосферу в общении и вносить позитивные изменения в жизнь окружающих.
Например, у меня есть знакомый, который всегда готов помочь другим. Он постоянно находится в поиске возможностей помочь людям в нужде, будь то финансовая поддержка или просто добрые слова. Он также активно участвует в различных благотворительных акциях. Благодаря своей открытости и доброте, он завоевывает доверие и уважение окружающих. Его интересные и разнообразные жизненные истории всегда привлекают внимание и вызывают интерес.
С другой стороны, плохие люди, которые проявляют эгоизм, жестокость или несправедливость, обычно не вызывают положительных эмоций. Они могут причинять вред другим людям, как физически, так и эмоционально. Такие люди часто не проявляют интереса к другим и не способны настоящим образом поддержать или помочь. Их поведение может быть предсказуемым и монотонным.
Например, у меня был сосед, который всегда был груб и неприятен в общении. Он постоянно критиковал других и старался унизить их. Никто не испытывал желания проводить время с ним или общаться на личные темы.
Таким образом, мой личный опыт подтверждает, что добрые люди действительно интереснее и разнообразнее в общении, в то время как плохие люди могут быть предсказуемыми и малоинтересными. Поэтому я считаю, что важно стремиться быть добрыми и уважительными в своих отношениях с другими людьми, чтобы создавать гармоничные и приятные взаимодействия.
Задание №3
В одном фильме рассказывалось, как школьник украл деньги из карманов своих одноклассников. На украденные деньги он купил угощение себе и своему приятелю. Узнав, откуда взялись средства на покупку, приятель отказался есть эти конфеты. Почему он ответил отказом? Какой из этих поступков двух мальчиков можно оценить с позиции морали, а какой — с позиции нарушения закона?
Ответ:
Отказ приятеля есть угощение, купленное украденными деньгами, можно оценить с позиции морали. Это показывает, что приятель осознал, что угощение было приобретено незаконным путем и отказался от него, чтобы не стать соучастником в краже.
Сама кража денег из карманов одноклассников является нарушением закона. Украсть чужие деньги - это преступление и нарушение прав собственности.
Задание №4
В параграфе приводятся данные опроса россиян о моральных авторитетах. Большинство, как вы узнали, считают, что людям такие авторитеты необходимы. А как бы вы ответили на вопрос: зачем обществу моральные авторитеты?
Ответ:
Моральные авторитеты в обществе играют важную роль, поскольку они служат примером для других людей. Они помогают установить общепринятые нормы и ценности, которые способствуют развитию человеческого общества.
Моральные авторитеты помогают формировать моральное сознание и поведение людей. Они могут вдохновлять и мотивировать других на добрые дела, этичное поведение и справедливость.
Кроме того, моральные авторитеты способствуют созданию гармоничного и стабильного общества. Они помогают людям понимать, что некоторые действия или поступки являются неправильными или вредными для общества в целом.
Моральные авторитеты также могут служить руководством в принятии моральных решений. Когда люди сталкиваются с нравственными дилеммами или сложными ситуациями, они могут обратиться к мнению или примеру морального авторитета, чтобы определить правильное поведение.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Выполните проектную работу «Волонтёры нашего района». Определите, как можно позаботиться об окружающей среде или о людях вокруг себя. Разработайте возможный перечень дел для помощи тем, кто в ней нуждается.
Ответ:
Школьникам можно позаботиться об окружающей среде или о людях вокруг себя, выполняя следующие действия:
1. Разделять отходы и утилизировать их правильно. Школьники могут участвовать в программе по сортировке мусора.
2. Участвовать в общественных работах по благоустройству. Школьники могут принимать участие в акциях по уборке мусора в общественных местах или сажать деревья и цветы для улучшения окружающей среды.
3. Помогать нуждающимся людям. Школьники могут участвовать в благотворительных акциях, собирать пожертвования для нуждающихся, помогать старшим людям или инвалидам в выполнении повседневных задач.
4. Образовываться и распространять информацию о проблемах окружающей среды и социальных вопросах. Школьники могут участвовать в экологических клубах или организовывать презентации и дискуссии на тему экологии и социальной справедливости.
Примеры проекта Волонтеры нашего района
Мы с классом разработали два проекта – по помощи одиноким пенсионерам нашего района и по частичному озеленению.
Проект 1.
Мы поможем нуждающимся одиноким пенсионерам.
1. Узнать среди знакомых, друзей и соседей, какие пенсионеры нуждаются в помощи и живут одни.
2. Составим список с адресами.
3. Договоримся с ближайшим супермаркетом о том, что каждый человек может купить и положить в нашу корзину любые не скоропортящиеся продукты: макароны, консервы, гречку, рис, перловку, печенье, шоколад, сахар, чай, муку, масло и т. д. Уверен, что наши родители тоже захотят поучаствовать.
4. Когда наберется достаточное количество продуктов, чтобы примерно разделить их между бабушками и дедушками из нашего списка − мы пройдемся по всем адресам и раздадим продукты. При визите к нашим "подопечным" можно договориться о визитах раз в неделю для помощи по дому и общения. За каждым учеником будет закреплено несколько пенсионеров.
Проект 2.
Озеленение участков почвы, где нет травы.
1. Необходимо составить карту−план района, где будут отмечены участки открытого грунта. Такие места могут образоваться случайно – семена не прижились при посадке, их могли съесть птицы, или их вытоптали до всхода ростков газонной травы. Открытая почва – источник пыли летом и грязи осенью и весной, поэтому лучше от них избавиться.
2. Мы посчитаем, сколько семян потребуется, чтобы засадить имеющиеся участки.
3. Купим необходимое количество (можно поставить ящики для добровольного сбора в каждом подъезде или при входе на территорию школы).
4. Арендуем у работников школы необходимые инструменты, вскопаем участки без травы, затем посадим семена, польем и установим огораживающую ленту.