§17. Правовое положение несовершеннолетних
Задумаемся
Задание №1
Почему важно защищать права детей? Кто должен защищать права ребёнка?
Ответ:
Защита прав детей является важной задачей по нескольким причинам:
1. Дети — уязвимая группа населения, которая не всегда способна защитить свои права самостоятельно. Они нуждаются в особой защите и поддержке со стороны взрослых и общества.
2. Детство — это период формирования личности, развития физических, эмоциональных, когнитивных и социальных навыков. Защита прав детей обеспечивает благоприятные условия для их нормального развития и максимально полного раскрытия потенциала.
3. Дети являются будущим общества. Защита и соблюдение их прав позволяет создать основу для устойчивого и гармоничного развития общества в долгосрочной перспективе.
Кто должен защищать права ребенка зависит от контекста и различных уровней ответственности:
1. Правительства национального уровня: Законы и политика, направленные на защиту прав детей, должны быть разработаны и осуществляться государством. Это включает создание системы законодательства, надзор за его соблюдением и реализацию соответствующих программ и проектов.
2. Международные организации: Организации, такие как ЮНИСЕФ, Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО и др., играют важную роль в защите прав детей через разработку и реализацию стандартов, программ и акций на глобальном уровне.
3. НПО и общественные организации: Они активно работают наряду с государственными органами и международными организациями, занимаясь непосредственной защитой и поощрением прав детей, предоставляя услуги и поддержку в области образования, здравоохранения, защиты от насилия и эксплуатации.
4. Родители и семья: Родители и члены семьи играют решающую роль в защите прав своих детей. Они обязаны обеспечить безопасность, заботу, поддержку и образование, а также обучить их основным навыкам, ценностям и правам.
Международные конвенции и договоры, такие как Конвенция ООН о правах ребенка, также играют важную роль в защите прав детей, обязывая государства признавать и защищать права детей на равной основе со взрослыми.
Защита прав детей — это совместные усилия всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить безопасность, развитие и благополучие детей.
Вспомним
Задание №1
Какие нормы, касающиеся положения детей, закреплены в семейном праве? С какого возраста установлена дееспособность в гражданском, трудовом, административном и уголовном праве?
Ответ:
Нормы, касающиеся положения детей, закрепленные в семейном праве:
• Право ребёнка жить и воспитываться в семье.
• Право общаться с родителями и другими родственниками.
• Право ребенка на защиту.
• Право ребенка выражать свое мнение.
• Право ребенка на фамилию, имя и отчество.
Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия — 18 лет. Однако, частичная дееспособность в гражданском и трудовом праве наступает уже с 14 лет, а в административном и уголовном − с 16 лет.
Обратимся к источнику (стр.114)
Задание №1
Доклад Детского фонда Организации Объединённых Наций «Об угрозах COVID−19 для образования и благополучия детей» (2020 г.)
С июля по ноябрь 2020 г. число детей во всём мире, живущих в условиях бедности, увеличилось на 15%, то есть на 150 миллионов человек. Ситуация с COVID−19 привлекла внимание к тому факту, что 700 детей ежедневно умирают от болезней, вызванных отсутствием воды, санитарии, гигиены.
ЮНИСЕФ призвал правительства к принятию безотлагательных мер по предотвращению возможных последствий пандемии, среди которых: обеспечить обучение всех детей, поддерживать и защищать психическое здоровье детей, гарантировать доступ к питанию и медицинскому обслуживанию, сделать вакцины доступными для каждого ребёнка.
О чём говорят приведённые в отчёте цифры? Почему авторы отчёта, анализируя ситуацию с положением детей в мире, уделяют такое большое внимание соблюдению прав детей во всём мире?
Ответ:
Приведённые в отчёте цифры говорят о том, что ситуация с COVID−19 оказывает серьёзное влияние на благополучие детей во всём мире. Увеличение числа детей, живущих в бедности, свидетельствует о том, что пандемия усугубила уже существующие социально−экономические проблемы. Увеличение числа смертей детей от болезней, вызванных отсутствием воды, санитарии и гигиены, говорит о том, что эти проблемы не решены и требуют незамедлительного внимания.
Авторы отчёта уделяют такое большое внимание соблюдению прав детей во всём мире, потому что пандемия создала новые вызовы для защиты прав детей и требует принятия мер для предотвращения возможных последствий для их здоровья, образования и благополучия. Права детей являются фундаментальными и должны быть защищены в любых обстоятельствах.
Рассмотрим изображение (стр.115)
Задание №1
Перед вами фотография семьи. Придумайте комментарий или небольшую историю к фотографии, где речь бы шла о защите прав ребёнка.
Ответ:
На фото изображена молодая семья Ивановых. Супруги совсем недавно стали родителями – у них родилась дочь Евгения. Они долго не могли выбрать имя, но в результате назвали ее в честь образованнейшей женщины – папиной бабушки. Папа сразу подал документы в ближайший ЗАГС. Ивановы купили домой массу вещей, которые пригодятся малышке – безопасную кроватку, чтобы дочь не ударилась случайно, сухую молочную смесь, чтобы докармливать кроху, пока маминого молока ей недостаточно, развивающие игрушки и видеоняню, чтобы всегда быть в курсе, крепко ли Евгения спит.
Задание №2
Каждый из вас, являясь школьником, обязан соблюдать правила внутреннего распорядка. Назовите несколько требований, которые предъявляются к школьникам.
Ответ:
Требования нашей школы:
• Не опаздывать на занятия.
• Соблюдать расписание уроков.
• Выполнять задания учителей.
• Не бегать по коридору.
• Оставлять чистоту и порядок в помещениях после занятий.
• Опрятный внешний вид.
Рассмотрим изображение (стр.116)
Задание №1
Перед вами фотография подростка, который работает распространителем газет. Фотографии каких ещё видов работ, разрешённых подросткам, можно было бы здесь разместить?
Ответ:
Варианты работы для подростка:
Промоутер
Курьер
Официант
Рассмотрим схему (стр.117)
Задание №1
Прокомментируйте информацию на схеме. Как вы считаете, на что хотел обратить внимание автор?
Ответ:
На схеме продемонстрированы виды ответственности в возрасте с 14 до 16 лет и с 16 до 18 лет.
Указан перечень наказаний, предусмотренных для лиц 14 – 16 лет, по перечисленным преступлениям и проступкам.
Начиная с 16 лет, подросток понесет наказание за любой вид преступления и проступка.
Автор хотел обратить внимание на то, что уже начиная с 14 лет человек начинает самостоятельно нести ответственность за некоторые виды преступлений и проступков, а начиная с 16 лет, понесет наказания за любые правонарушения, несмотря на то, что еще не является полностью дееспособным.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Какие права закреплены в Конвенции о правах ребёнка?
Ответ:
Права ребенка, закрепленные в Конвенции:
• Право жить и воспитываться в семье.
• Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка).
• Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
• Правом выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
• Иметь в собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретённое на средства ребёнка).
Задание №2
Назовите права, которыми обладают дети в возрасте до 14 лет.
Ответ:
Ребёнок с 6 лет может совершать мелкие бытовые сделки; сделки по распоряжению средствами.
Также у него есть право на образование. С 6.5 лет ребенок может пойти в школу.
В возрасте 10 лет, у ребенка появляется право на учёт его мнения при решении в семье любого вопроса. Также ребёнок может быть выслушан в ходе любого судебного или административного разбирательства (с обязательным участием родителей или законных представителей); давать своё согласие на изменение своего имени и фамилии; на решение таких сложных вопросов, как восстановление родителя в родительских правах, усыновление или передача в приёмную семью.
Задание №3
Назовите права, которыми обладают несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
Ответ:
С 14 лет ребенок может трудоустроиться, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Также несовершеннолетний может заключать сделки. Правда, для этого ему необходимо получить согласие родителей или лиц, их заменяющих. Важно, что в отличие от малолетних (до 14 лет) несовершеннолетние (после 14 лет) самостоятельно несут гражданско−правовую ответственность по совершаемым ими сделкам.
Задание №4
С какого возраста наступает гражданско−правовая, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность?
Ответ:
С 14 лет наступает: гражданско−правовая, уголовная (по особо тяжким преступлениям), дисциплинарная ответственности.
С 16 лет наступает административная и уголовная ответственности.
Выполняем задания
Задание №1
Перед вами перечень прав и свобод детей.
Прокомментируйте, какие права и свободы действительно закреплены законом, а какие попали в перечень по ошибке:
— право на имя;
— право на правду;
— право на гражданство;
— право на семейные связи;
— право на взаимную любовь;
— право на сохранение своей индивидуальности;
— право на хорошее настроение;
— право на личную жизнь;
— право на заботу родителей;
— право на вкусное питание.
Ответ:
Право на имя, право на гражданство, право на семейные связи, право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, право на заботу родителей закреплены в Конституции, Семейном кодексе и Федеральных законах РФ.
Остальные права попали в перечень по ошибке: право на правду, право на взаимную любовь, право на хорошее настроение, право на вкусное питание.
Задание №2
Виктору 14 лет. Какими правами он обладает? Выберите верные ответы.
1) Общаться со своими родственниками.
2) Принимать законы.
3) Участвовать в муниципальных выборах.
4) Открывать счёт в банке.
5) Распоряжаться стипендией.
6) Быть избранным в органы государственной власти.
Ответ:
Виктор имеет права под номерами: 1, 4, 5
1) Общаться со своими родственниками.
2) Принимать законы.
3) Участвовать в муниципальных выборах.
4) Открывать счёт в банке.
5) Распоряжаться стипендией.
6) Быть избранным в органы государственной власти.
Задание №3
Заполните в тетради таблицу «Права несовершеннолетних в Российской Федерации».
Возраст | Право несовершеннолетних | Отрасль права, которая регулирует данное право несовершеннолетних |
Ответ:
Права несовершеннолетних в Российской Федерации
Возраст | Право несовершеннолетних | Отрасль права, которая регулирует данное право несовершеннолетних |
С рождения | Право на жизнь, на опеку родителей, на имя, на гражданство. | Конституционное право. |
6 лет | Право на образование, право на совершение маленьких бытовых сделок. | Конституционное право, гражданское право. |
10 лет | Право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса. | Семейное право. |
14 лет | Право на трудоустройство, право на заключение сделок. | Трудовое право, гражданское право. |
16 лет | Право на заключение брака. | Семейное право. |
Задание №4
Учащиеся готовили информационный стенд «Что должен знать несовершеннолетний о юридической ответственности». На стенде должны были быть размещены рубрики:
— «Комментарии сотрудника полиции»;
— «Советы юриста»;
— «Советы для родителей».
Предложите текст для одной из рубрик.
Ответ:
Рубрика «Советы для родителей»:
1. Общайтесь со своим ребенком на равных, не забывайте проявлять интерес к его жизни и проблемам.
2. Не стесняйтесь говорить с ребенком о юридической ответственности и последствиях нарушения закона.
3. Учите ребенка быть ответственным за свои поступки.
4. Не оставляйте ребенка без присмотра, особенно в местах, где он может попасть в неприятности.
5. Если вы замечаете у ребенка негативное поведение, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или специалисту по работе с детьми.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Вашему классу предложили разработать «Азбуку молодого гражданина» — небольшую иллюстрированную книжку, которую можно было бы вручать в качестве подарка ребятам при получении паспорта. Решите, какие «странички» должны быть представлены в этой книжке. Разработайте макет «Азбуки» и презентуйте её в классе. Возможно, вам понравится эта идея, и вы решите подарить такую «Азбуку» своим одноклассникам в день 14−летия.
Ответ:
Презентация "Азбуки молодого гражданина".
Друзья, мы представляем вам нашу "Азбуку молодого гражданина"! Эта книжка поможет вам стать ответственными и активными гражданами нашей страны.
Каждая глава начинается с соответствующей буквы алфавита и содержит базовую информацию о разных аспектах жизни. Старайтесь придерживаться приведенных в "Азбуке" рекомендаций и советов, чтобы достойно войти в возраст частичной дееспособности.
Мы надеемся, что наша "Азбука молодого гражданина" поможет вам стать лучшими гражданами нашей страны!
Макет «Азбуки молодого гражданина»:
Поздравляем с 14−летием и получением паспорта!
Содержание:
1. А − Активная гражданская позиция: участие в общественной жизни.
2. Б − Безопасность: правила поведения на улице, в транспорте, в интернете.
3. В − Воспитание: уважение к старшим, доброта и честность.
4. Г − Гражданские права и обязанности: знание Конституции РФ, уважение законов и правил поведения.
5. Д − Дружба и сотрудничество: умение работать в команде, уважительное отношение к различиям.
6. Е – Единственная планета Земля: забота о природе и окружающей среде.
7. Ж − Жизнь в обществе: уважение к культуре и традициям других народов.
8. З − Здоровый образ жизни: правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек.
Задание №2
Вам предложено разработать справочник, который бы содержал информацию, куда можно обратиться несовершеннолетнему, если возникла сложная жизненная ситуация. Решите, о каких сложных ситуациях может идти речь в справочнике. Подумайте, как оформить справочник, чтобы он был удобным и практичным.
Ответ:
Справочник для несовершеннолетних: куда обратиться в сложной жизненной ситуации
Жизнь не всегда бывает легкой и иногда у нас возникают сложные ситуации, которые трудно решить самостоятельно. Но не стоит отчаиваться − всегда есть места, где можно получить помощь и поддержку.
В этом справочнике мы собрали информацию о том, куда можно обратиться несовершеннолетнему, если возникла сложная жизненная ситуация. Мы рассмотрели различные ситуации, которые могут возникнуть у подростков, и предоставили контакты организаций и учреждений, которые могут помочь.
Содержание:
• Проблемы в семье: конфликты, развод родителей, побег из дома, насилие в семье.
• Проблемы со здоровьем: физические или психические заболевания, зависимости.
• Проблемы в школе: буллинг, проблемы с учебой, драки.
• Проблемы в обществе: конфликты с другими подростками, проблемы с законом.
Справочник оформлен в удобном и практичном формате. Каждая ситуация представлена на отдельной странице, где указаны контакты организаций и учреждений, которые могут помочь. Кроме того, мы дополнительно предоставляем информацию о том, какие услуги оказывают данные организации и какие права имеют несовершеннолетние в данной ситуации.
Мы надеемся, что этот справочник станет полезным инструментом для всех, кто столкнулся со сложной жизненной ситуацией. Помните, что всегда есть места, где можно получить помощь и поддержку!