§16. Преступления и виды уголовных наказаний

Задумаемся

Задание №1

Может ли уголовное право быть гуманным?

Ответ:

Да, уголовное право может быть гуманным. Гуманность в уголовном праве означает, что система наказания должна быть справедливой и соответствовать принципам прав человека. Это означает, что наказания должны быть пропорциональными и не причинять ненужных страданий осужденным лицам.

Гуманное уголовное право также подразумевает уважение к правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, включая право на справедливое судебное разбирательство, право на защиту, недопущение пыток и жестокого обращения, а также право на признание виновности только после установления фактов и доказательств.

В некоторых странах акцент делается на реабилитации осужденных лиц и их повторной интеграции в общество, с целью предотвращения совершения новых преступлений в будущем. Такой подход также считается гуманным в рамках уголовного права.

В целом, гуманность уголовного права включает в себя защиту прав и достоинства всех сторон уголовного процесса, включая подозреваемых, обвиняемых, осужденных и даже пострадавших.

Вспомним

Задание №1

Что понимается под правонарушениями? Какие формы вины вам известны? Каковы виды административных наказаний?

Ответ:

Правонарушение − это виновное деяние (действие либо бездействие), нарушающее конкретную норму права.
Можно выделить две формы вины − умысел и неосторожность.
Административные наказания:
• Предупреждение.
• Административный штраф.
• Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
• Административный арест.
• Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
• Обязательные работы.
• Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Рассмотрим изображение (стр.107)

Задание №1

Прокомментируйте данное фото.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На фото мы видим факт кражи, хищение чужого имущества (статья 158 УК РФ).
Понять умышленный мотив можно по разбитому стеклу, перчатке на руке грабителя.

Задание №2

Какой вид преступления изображён на приведённой фотографии? В чём опасность такого рода преступлений? Приведите другие примеры видов преступлений.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На данном фото изображена дача взятки, подкуп. Я думаю, опасность такого рода преступлений заключается в том, что преступник чувствует безнаказанность, считает, что с помощью денег может решить любую проблему. Уровень преступности в таком случае будет только расти, а справедливость не сможет осуществляться, и это скажется на безопасности и честности всего общества.

Другие примеры преступлений:
• Грабеж.
• Производство, хранение и распространение наркотических средств.
• Браконьерство.
• Терроризм.
• Убийство.
• Заведомо ложное сообщение о факте терроризма.

Рассмотрим схему (стр.108)

Задание №1

Сравните эти признаки с известными вам признаками правонарушений. В чём вы видите особенность признаков преступления?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Признаками преступления являются:
• Общественная опасность.
• Уголовная противоправность.
• Виновность.
• Наказуемость.

Признаки правонарушения:
• Правонарушение — это всегда деяние (действие либо бездействие).
• Нарушает конкретную норму права.
• Виновное деяние.
• Общественная опасность, то есть причинение вреда.
• Наказуемость.

Основной смысл этих признаков одинаковый, главным отличием является степень серьезности. Преступления являются самыми опасными видами правонарушений и непосредственно связаны с уголовным правом. Они включают в себя наличие злого умысла, тяжесть причиненного вреда, повторяемость действий.
Преступления имеют более серьезные последствия для нарушителя, такие как уголовная ответственность и возможность лишения свободы.

Задание №2

Как бы вы объяснили, чем умысел отличается от неосторожности? Приведите примеры.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Умысел − это намеренное совершение действия, когда нарушитель осознанно и целенаправленно действует с целью достижения определенного результата. Например, убийство или кража с явным намерением.
Неосторожность − это непреднамеренное, но виновное нарушение правил и норм, которые должны были быть соблюдены.
Если человек незаметно уносит сумку соседки по вагону метро – это умышленная кража. Если он случайно берет ее сумку, перепутав ее со своей – это неосторожность. Он все равно завладел чужим имуществом, но не преследовал такую цель.

Рассмотрим таблицу (стр.109)

Задание №1

На какие группы по степени тяжести делятся преступные деяния? В чём отличие преступлений небольшой и средней тяжести от преступлений тяжких и особо тяжких?

Группы преступлений

Преступления по степени тяжести Формы вины
Преступления небольшой тяжести Умышленные и неосторожные деяния
Преступления средней тяжести Умышленные и неосторожные деяния
Тяжкие преступления Умышленные и неосторожные деяния
Особо тяжкие преступления Умышленные деяния

Ответ:

Группы преступлений по степени тяжести:
• Небольшой тяжести.
• Средней тяжести.
• Тяжкие.
• Особо тяжкие.

Отличие преступлений небольшой и средней тяжести от преступлений тяжких и особо тяжких заключается в степени общественной опасности, которую представляет совершенное преступление.
Преступления небольшой и средней тяжести обычно не наносят значительного вреда обществу и не имеют серьезных последствий для жизни и здоровья людей. К таким преступлениям относятся мелкая кража, нарушение правил дорожного движения, легкое избиение.
Преступления тяжких и особо тяжких степеней, наоборот, представляют серьезную угрозу для общества и могут нанести значительный вред жизни и здоровью людей. К таким преступлениям относятся убийство, изнасилование, терроризм, грабеж.
За совершение тяжких и особо тяжких преступлений предусмотрены более строгие наказания, чем за преступления небольшой и средней тяжести.

Рассмотрим изображение (стр.110)

Задание №1

Какую ступень на «лестнице уголовных наказаний» иллюстрирует (символизирует) это фото?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На фото мы видим решетку и человека в наручниках. Это признаки того, что человек лишен свободы на какой−то срок в качестве наказания за уголовное преступление. Лишение свободы − верхняя ступень наказания, изолирующая осуждённого от общества.

Обратимся к источнику (стр.110)

Задание №1

Из Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 43. Понятие и цели наказания
2. Наказания применяются в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.
Каковы согласно закону цели наказания? Как вы их понимаете? Ориентированы ли цели на то, чтобы отомстить преступнику, причинить ему физические страдания, унизить человеческое достоинство? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Система наказаний за преступление преследует цель не только наказать лицо, совершившее преступление, но и дать ему возможность исправления. Цель наказания − восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений.
Я думаю, что так реализуется социальная справедливость и безопасность − человек несет наказание за совершение преступления. Это должно исправить осужденного, чтобы он больше не совершал преступления.
Из−за принципов гуманизма эти цели не ориентированы на месть, причинение физических страданий и унижение. Преступник тоже имеет определенные права, как и другие граждане.

Рассмотрим ситуацию (стр.110)

Задание №1

Группа подростков, чтобы «проучить» случайного прохожего, который сделал одному из них замечание по поводу нецензурной брани, набросилась на «обидчика» и стала жестоко избивать его. При этом «обиженный» Р. (организатор и подстрекатель преступления) распределил роли. Один подросток, некий С., стоял «на стрёме» (пособник), пятеро других (исполнители) вместе с организатором осуществляли задуманное. В результате нападения человек получил тяжёлые увечья.
Как вы думаете, кто из участников этого преступления заслуживает наиболее строгого наказания и почему?

Ответ:

Все участники этого преступления заслуживают наказания, но наиболее строго должен быть наказан организатор и подстрекатель преступления − Р. Он распределил роли и являлся главным инициатором нападения. Без его идеи и подготовки этот инцидент не произошел бы. Кроме того, он не только поощрял других участник

Вопрос (стр.111)

Задание №1

Исследования специалистов показывают, что три из четырёх тяжких преступлений совершаются подростками в группах. Педагоги утверждают, что здесь сказывается заразительный пример других, желание самоутвердиться в своей среде, чувство безнаказанности. А психологи говорят ещё об одной причине — трусости, побуждающей действовать в составе безликой агрессивной «стаи».
А что по этому поводу думаете вы?

Ответ:

Я думаю, что подростков побуждает страх быть осмеянным, если не сделаешь "как все". Те, кто поддается уговорам просто не хочет отличаться от подстрекателей, которые кажутся "рисковыми и смелыми", а значит, более взрослыми. Поэтому важно помочь подросткам научиться самостоятельно принимать решения, не стремиться быть похожим на кого−то и не поддаваться групповому давлению, а также доносить тяжесть ответственности за совершенные преступления.

Рассмотрим ситуацию (стр.111)

Задание №1

16−летний юноша, у которого нападавший отобрал мобильный телефон, погнался за обидчиком и, когда тот, оступившись, упал и выронил телефон, стал избивать его ногами, нанося тяжёлые телесные повреждения.
Какие средства не должен был применять юноша для защиты от нападения и почему? Могут ли его действия расцениваться как превышение пределов необходимой обороны? Ответ поясните.

Ответ:

Юноша, у которого украли телефон, не должен был применять насильственные меры и физическую силу. Избиение вора ногами можно расценивать как самосуд, ведь жизни и здоровью юноши ничего не угрожало, а значит, это не являлось самообороной.
В такой ситуации, нужно было забрать телефон и вызвать сотрудников правоохранительных органов, чтобы преступника задержали и составили протокол о хищении.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Что такое уголовное право?

Ответ:

Уголовное право — отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

Задание №2

В чём особенности Уголовного кодекса РФ?

Ответ:

Уголовный кодекс Российской Федерации − единственный источник, в котором сосредоточены все нормы уголовного права, поэтому УК РФ называют уголовным законом. Это единственный нормативный акт, устанавливающий преступность (самые серьезные правонарушения) и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Задание №3

Что понимается под преступлением?

Ответ:

Преступление — виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. Это правонарушения с самой высокой степенью общественной опасности.

Задание №4

Какие виды преступлений по степени тяжести вам известны?

Ответ:

Преступления по степени тяжести делятся на:
• Небольшой тяжести.
• Средней тяжести.
• Тяжкие.
• Особо тяжкие.

Задание №5

Каковы цели и виды уголовных наказаний?

Ответ:

В УК РФ содержится множественный перечень видов наказаний, которые располагаются в определённой последовательности — от наименее строгого наказания к более строгому. Образуется так называемая «лестница наказаний». На нижних ступенях находятся те, которые не связаны с лишением свободы, а лишь ограничивают её. Верхние ступени занимают наказания, изолирующие осуждённого от общества.
Система наказаний за преступление преследует цель не только наказать лицо, совершившее преступление, но и дать ему возможность исправления.

Задание №6

В чём суть необходимой обороны?

Ответ:

Необходимая оборона − правомерная защита от общественно опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему.
Условия правомерности необходимой обороны:
1) Возникает только при наличии общественно опасного посягательства, но оно должно быть реальным, а не мнимым.
2) Вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение.
3) Должна соблюдаться соразмерность защиты нападению.
То есть, вы можете нанести вред здоровью другого человека только в случае, если отсутствие действий приведет к нанесению вреда вашему здоровью.

Выполняем задания

Задание №1

Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Ответ запишите в тетради.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВИДЫ
А) кража
Б) мелкое хулиганство
В) разбой
Г) распространение наркотических веществ
Д) безбилетный проезд
↓↑
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1) административная
2) уголовная

Ответ:

А Б В Г Д
2 1 2 2 1

Административная ответственность: Б, Д.
Уголовная ответственность: А, В, Г.

Задание №2

Водитель автомобиля, превышая разрешённую скорость, легкомысленно полагал, что успеет вовремя затормозить. Однако расчёт оказался неверным, произошла авария. Какова форма вины водителя и почему?

Ответ:

Водитель, превышая установленное ограничение скорости, не имел умысла совершить аварию. То есть, ДТП произошло по неосторожности.

Задание №3

Представьте, что вы участник дискуссии на тему «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?». Какую позицию в ходе обсуждения вы бы заняли? Приведите возможные доводы, подтверждающие вашу позицию.

Ответ:

Я думаю, что перевоспитание преступников достигших зрелого возраста возможно, но не всегда эффективно. Это связано с тем, что взрослые преступники уже сформировали свои криминальные убеждения и определенные модели поведения, которые трудно изменить.
Однако, существуют программы реабилитации, которые помогают преступникам изменить свое поведение и сменить окружение. Такие программы включают в себя психологическую помощь, обучение профессиональным навыкам и поддержку со стороны специалистов. Я считаю, что перевоспитание возможно при полной вовлеченности и заинтересованности самого преступника.
Я занял бы позицию поддержки попыток перевоспитания взрослых преступников, так как такие программы могут подарить кому−то шанс начать новую, законопослушную жизнь. Если есть вероятность успеха, пробовать точно стоит.

Задание №4

Поздним вечером трое подростков встретили студента Н. и, достав ножи, накинулись на него. Получив лёгкое ранение, Н. схватил камень и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Другие разбежались. Понесёт ли Н. уголовную ответственность? Свой ответ поясните.

Ответ:

На студента Н. было совершено нападение с причинением вреда здоровью и угрозой для жизни.
В условиях неожиданного нападения и страха за жизнь, невозможно объективно оценить необходимую силу удара при самозащите. Бездействие потерпевшего могло лишить его жизни. Я думаю, что студент Н. не понесет уголовную ответственность, ведь случившееся − результат необходимой обороны.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Примите участие в оформлении стенда «Что нужно знать подростку об уголовном праве». Подберите рисунки, комиксы, схемы, фотографии для этого стенда.

Ответ:

Что нужно знать подростку об уголовном праве
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

УК РФ Статья 158. Кража.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

УК РФ Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

УК РФ Статья 205. Террористический акт.